Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи организовал 17.10.2006 г. «Круглый стол» «Об организационно-правовых вопросах, связанных с переходом на технологии цифрового телерадиовещания».
Перед присутствующими выступил Статс-секретарь - заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Павел Пожигайло.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации считает, что переход с аналогового на цифровое телерадиовещание должен осуществляться по следующим принципам.
1. В рамках реализации государственной политики в сфере массовых коммуникаций и положений Доктрины информационной безопасности № ПР-1895 от 09 сентября 2000 г. основным государственным регулятором в сфере массовых коммуникаций должно оставаться лицензирование телерадиовещания.
Лицензирование телерадиовещания приобретает особую актуальность в связи с переходом к цифровому вещанию. Как отмечается в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания», ввиду того, что переход к цифровому вещанию благоприятствует процессу концентрации в секторе телерадиовещания, государства-члены должны осуществлять регулирование, ограничивая концентрацию владения средствами массовой информации. При этом, выдавая лицензии на осуществление цифрового вещания, соответствующие государственные органы должны обеспечивать разнообразие предлагаемых услуг по телерадиовещанию, а также поощрять создание региональных/местных вещательных служб, которые отвечали бы запросам общества на этих уровнях.
Институт лицензирования телерадиовещания, как основной регулятор в сфере массовых коммуникаций, существует в правовых системах большинства зарубежных стран (Франция, Англия, Германия).
2. Государственные функции по лицензированию телерадиовещания (выдача, продление срока действия, приостановление действия, отзыв лицензии и др.), контролю за соблюдением лицензионных требований и обеспечению вещателей необходимым частотным ресурсом должен осуществлять единый регулирующий государственный орган. При этом все права на частоты для целей цифрового эфирного вещания должны принадлежать государству и находиться в ведении единого регулирующего государственного органа.
3. В целях построения эффективной цифровой вещательной сети в России; формирования единого телерадиоинформационного пространства как основы национальной информационной безопасности; гарантирования бесперебойного телерадиовещания общероссийских, в т.ч. федеральных, телерадиопрограмм; обеспечения сквозного контроля всей технологической цепочки распределения и трансляции телерадиопрограмм; единого оперативно-технического управления всей сетью телерадиовещания страны; оптимизации бюджетных расходов на обеспечение федерального телерадиовещания; реализации единой прозрачной тарифной политики и оптимизации использования частотного ресурса должен быть создан единый государственный оператор эфирного телерадиовещания (По аналогии с организацией российского рынка электроэнергетики, нефти и газа).
4. В целях соблюдения конституционных прав всех граждан на доступ к информации, обеспечения 100% покрытия территории РФ пакетом обязательных общедоступных телерадиопрограмм, определения критериев группировки телевизионных каналов в пакеты цифровых частот, учета возможности резервирования частот для стандартов телевидения высокой четкости и мобильного телевидения, решения организационно-правовых вопросов функционирования и взаимодействия операторов последней мили должна быть разработана программная концепция развития телерадиовещания.
5. Необходимым условием перехода на цифровое эфирное телерадиовещание должно стать обеспечение функционирования в полном объеме аналогового телерадиовещания как основного способа доступа населения к информации.
6. В целях обеспечения доступности технологий цифрового вещания необходимо определить порядок и источники финансирования мероприятий по обеспечению граждан Российской Федерации на безвозмездной основе абонентскими приемниками-декодерами эфирного цифрового телерадиосигнала.
rtrn.ru