Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

«Пятый» как четвертый федеральный?

«Пятый» как четвертый федеральный?


09.10.2006

В минувшее воскресенье в России стало на один федеральный канал больше.

А вы и не заметили? Не смущайтесь! Похоже, появление еще одного призванного охватить всю страну телеканала прошло незамеченным для подавляющего большинства наших сограждан. И для того, чтобы выяснить, что же происходит в эфире «общенационального канала», жителям столицы пока приходится звонить в Питер и просить друзей и знакомых пересказать краткое содержание показываемого в их питерском эфире.

Знакомые, удивляясь вопросу, говорят, что никаких грандиозных перемен в телевидении своего города не заметили. Ну студии подновились, ну эфирная упаковка изменилась, ну несколько новых программ и новых, точнее, новых для этого канала лиц появилось (так перешедший с НТВ Павел Лобков уже вышел в эфир с некой политизированной версией своей «Растительной жизни» и собирается вести еще несколько программ, как и перешедший с «Первого» Вячеслав Крискевич на первых порах вынужденно будет многостаночником).

Новые студии, новые упаковка и лица традиционно соответствуют осеннему обновлению любого канала. Но то, что у каналов называется модным ныне словом «ребрендинг», у питерского «Пятого канала» знаменует собой переход в общефедеральный статус. С 1 октября питерский канал доступен для просмотра еще в 40 регионах России.

Станут ли его смотреть зрители этих регионов и придадут ли своим смотрением каналу действительно общенациональный статус – вопрос ближайших месяцев, а то и лет. Пока же этот статус придается каналу, что называется, «сверху».

Если помните, «федеральным» на бумаге питерский канал стал в январе, выиграв небывалый для новейшей российской медиаистории конкурс за право вещания аж в 41 регионе России. И как независимые члены Федеральной конкурсной комиссии потом не открещивались от того, что итог того конкурса был предопределен в день его объявления, у наблюдателей сомнений не оставалось. Не телеканал родного города президента, инвесторами которого выступили личные друзья Путина, выиграл конкурс, а конкурс изначально организовывался под президентское желание видеть телевидение родного города общефедеральным.

Под это же самое желание, похоже, выстраивается теперь и намеченный на ноябрь очередной конкурс за право вещания еще в 30 регионах России. На сей раз конкурс организуется под концепцию уже существующего «канала российских регионов», то есть «Пятого канала», что изначально предполагает его победу. Посудите сами, не будут же уважаемые члены ФКК, отдавшие девять месяцев назад 41 частоту питерскому ТВ, теперь затевать новый конкурс, чтобы породить конкурента недавнему победителю и создать второй канал российских регионов, вещающий в других 30 регионах. Смешно.

ФКК второй раз ставит своих уважаемых членов в положение, в котором слишком уж сложно сохранить хотя бы формально независимый вид. Если в январе члены комиссии еще, старательно веря в собственные слова, говорили, что концепция вещания питерцев была сильнее, чем у «СТС-медиа» или у других претендентов, то теперь, узнавая о странных условиях нового конкурса от журналистов, некоторые из членов ФКК не могли скрыть удивления. Так президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев в комментарии «Коммерсанту» сказал, что «Росохранкультура могла бы предварительно обсудить целесообразность такого решения с членами ФКК». Другой член ФКК Даниил Дандурей оказался в отпуске и с условиями грядущего конкурса ознакомлен не был. Выходит, членам этой комиссии не обязательно знать о том, что они, казалось бы, и проводят.

С момента реорганизации бывшего Министерства печати в Агентство по печати при Минкульте и после передачи Федеральной Конкурсной Комиссии (ФКК) из ведения бывшего Минпечати в подчинение Росохранкультуры прошло чуть более полутора лет. Удивительных лет. Состав комиссии изменился. И какие бы претензии не предъявляли наблюдатели к прошлому составу ФКК (в который входили слишком разные люди от Владимира Познера и Мананы Асламазян до Михаила Лесина), сколь бурно бы не обсуждались итоги некоторых нашумевших конкурсов (одни эпопеи с конкурсами за право вещания бывшей команды НТВ-ТВ-6-ТВС чего стоили, не говоря уж о страстях вокруг конкурсной дуэли DTV и «Первого»!), но по сравнению с действиями новой ФКК те давние истории кажутся верхом прозрачности, непредвзятости и профессионального подхода к делу.

Новая комиссия, единожды прошлой весной отдав большой пул частот еще не вышедшей на тот момент в эфир армейской телекомпании «Звезда», и создав январский конкурс специально под любовь президента к телевидению его родного города, упорно продолжает линию на конкурсы, итоги которых известны заранее. На повестке дня ноябрьская передача (конкурсом это уже трудно назвать) 30 частот все тому же 5 каналу и январская выдача еще 50 частот «Звезде».

При всем богатстве каналов, плодящихся и множащихся в отечественном телепространстве, иной альтернативы каналам президентских любимчиков, как видите, нет. После всего перечисленного слишком уж навязчивым становится желание процитировать известное фамусовское: «Что за комиссия, создатель…».

Похоже, присутствие в такой ФКК уважаемых и действительно независимых членов становится уже не слишком приличным. Стоит ли своим присутствием морально легитимизировать подобные спущенные сверху решения?

Но пока речь о демарше членов ФКК не идет (не те, видно, нынче времена). Аналитики же тем временем рассуждают о «затачивании телевизионных ресурсов» под президентских преемников – армейской «Звезды», естественно, под Сергея Иванова, а питерского «Пятого канала» то ли под Дмитрия Медведева (косвенное подтверждение этому найдено в том факте, что Медведев недавно взял на работу 28-летнего Бориса Ковальчука — сына одного из совладельцев «Пятого» главы совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука), то ли под более близкую каналу Валентину Матвиенко.

В этих рассуждениях все верно с точки зрения аналитиков политических и все абсурдно с точки зрения аналитиков медийных. И «Звезда», и «Пятый», какими частотами их ни усиливай, за оставшийся до выборов год в реальный электоральный ресурс превратиться не смогут. Они и в реальный медийный ресурс превратиться вряд ли успеют — слишком уж велико отставание от лидеров телевизионного рынка, а тут еще и неразработанные или плохо разработанные частоты осваивать надо…

Так что, под какие выборы «затачиваются» эти телевизионные орудия еще вопрос. Или кто-то там наверху умеет смотреть далеко вперед, когда два доселе малоинтересных и плохо принимаемых канала – «Пятый» питерский и «Звезда» — станут реальными конкурентами «Первому», «России» и НТВ и, расталкивая друг друга окрепшими телевизионными плечами, будут биться за статус четвертого общефедерального?

Елена Афанасьева

ej.ru