Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Нам не нужны потемкинские деревни

Нам не нужны потемкинские деревни


03.10.2006

Нам_не_нужны_потемкинские_деревни

ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” (РТРС) было создано в 2001 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина. В качестве основной задачи РТРС была поручена доставка теле- и радиосигнала в любую точку России, чтобы обеспечить конституционное право граждан на доступ к информации. В программе перевода российской телерадиотрансляционной сети на цифровой формат вещания РТРС с самого начала принимает активное участие и играет одну из ведущих ролей. О том, каким видит этот проект, какие методы реализации этого проекта считает наиболее эффективными, с журналистом Телеспутника беседует Генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Иванович Скляр

- Сейчас очень активно обсуждается тема социального пакета, который будет распространяться после перехода на цифровой формат вещания. Какие каналы, по Вашему мнению,  должны войти в социальный пакет? 

- На пороге цифровизации нам предстоит решить ряд ключевых проблем, и эти решения будут определять дальнейшее развитие событий. В том числе, и состав социального пакета. В зависимости от того, каким он будет, из каких телеканалов он будет состоять, на каких условиях распространяться, нужно решить два ключевых вопроса: какая нагрузка ляжет на население и на бюджет, и второе – какая должна быть сеть, и как она должна создаваться? Например, от объема социального пакета зависит количество мультиплексоров для бесплатного распространения. То есть мы не можем сегодня должным образом спроектировать будущую сеть, не получив ответ на этот вопрос. Ведь очень важно то, что социальный пакет должен быть в любом населённом пункте страны. И если платный пакет мы можем распространять в больших городах с платежеспособным населением, то социальный пакета мы должны распространять по всей стране. Я думаю, что социальный пакет должен отвечать двум условиям. Во-первых, не должно стать хуже людям, которые сегодня принимают эфирное телевидение. Если человек принимает сегодня бесплатно, скажем 15-18 каналов, которые есть сегодня в эфире большого города, то мы не можем ему сказать завтра, что теперь бесплатно он будет принимать десять, а за остальные должен платить. Второе условие: телевидение в Росси сейчас распространяется очень неравномерно. В больших городах – 18-20 каналов, в городах поменьше около десяти. И мы же не можем сделать социальный пакет для одной области девять каналов, а для другой - восемнадцать. Значит, мы как-то должны выровнять ситуацию. На мой взгляд,  социальный пакет, или пакет открытого доступа - это должен быть пакет, который сегодня находится в эфире Москвы. Это примерно восемнадцать каналов.

Но на самом деле сейчас обсуждаются две формулировки: пакет открытого доступа и обязательный пакет. В обязательный пакет включаются на сегодняшний день только общероссийские каналы – это Первый канал, Россия, НТВ, Культура, и есть предложение включить Спорт. То есть пакет открытого доступа состоит из двух частей:  Первая обязательна для распространения в любой точке страны – это примерно 5-6 каналов. Вторая которая должна распространяться бесплатно, но более ограниченно - примерно 18 каналов. Я считаю, что этот подход на сегодняшний день самый реалистичный. 

- Считаете ли нужным обязать коммерческих вещателей обязать транслировать социальный пакет?

- Я думаю, что их обяжут распространять обязательный пакет - 4-6 каналов на всей территории охвата. Но это тоже требует обсуждения, ведь трансляция этого пакета потребует от кабельного оператора определенных затрат. Нужно решить, а кто их будет компенсировать? И здесь нужно вспомнить закон, в котором говорится, что если есть некая льгота, то кто-то должен за нее платить. Есть предложение о том, чтобы федеральный бюджет учел распространение обязательного пакета не только в эфире, но и в кабельных сетях. Если федеральный бюджет берет на себя нагрузку по распространению пакета, например, в городах с населением меньше 200 тысяч, тогда он должен учесть всех распространителей.

Государство должно определить, каким образом оно будет компенсировать затраты населению или оператору, который доставляет эту программу. Это - ключевая проблема. В одной из редакций Программы развития телерадиовещания, которая сейчас обсуждается, написано что на распространение цифрового телерадиосигнала из бюджета должно быть выделено 45 миллиардов на 2007-2012 годы. Цифра уже записана, вопрос: Кому достанутся средства, если они будут выделены? Но проблема признается, и предлагается вариант решения.

- У меня создалось впечатление, что координация меду регуляторами и вещателями, и вещателями разными – спутниковыми, эфирными и кабельными – очень и очень слабая. Есть ощущение, что люди не понимают проблем друг друга. Как Вы оцениваете ситуацию?

- Вы совершенно верно оцениваете ситуацию. На сегодняшний день участники рынка, и не только рынка, но и участники решения социальной задачи распространения телевидения не только не находятся в режиме взаимодействия, но и в режиме диалога. И я думаю, что это связано с хаотичностью развития индустрии в последние 15 лет. Каждый развивался в своей нише и как-то соотносил свои действия с требованиями государства. Цифровая революция сейчас заставит устанавливать единые правила игры. И одно из ключевых выдвинутых предложений заключается в том, что необходима структура, которая определяла бы правила игры для всех. Чтобы не возникал вопрос: «А кто должен решать конфликты между эфирными вещателями и кабельщиками?» Сейчас пока некому. В результате получается ситуация, когда никто не координирует выработку единых правил игры, снятие возникших проблем, учета интересов разных игроков.

- Существует ли на Ваш взгляд, необходимость изменения системы лицензирования?

Я  думаю, что вообще весь порядок регулирования должен быть иной, чем сегодня. Мы как раз сталкиваемся с тем, что порядок , определенный ранее для аналогового периода, вступает в противоречие с сегодняшними реалиями. По разным пунктам. Например, сегодня структура Министерства связи уже распределяет цифровые частоты. Оператор получает цифровую частоту, но возникает вопрос: а что он транслирует на этой частоте? По какому принципу он выбирает, кого там транслировать, а кого нет? Должны быть сделаны два шага: об одном я сказал уже – это создание единого регулятора. И второе –лицензироваться должна вещательная деятельность. То есть, некий лицензирующий орган должен выдавать структуре, которая собирается транслировать некий телевизионный канал, лицензию на вещание и определять ей частоту и мультиплекс. Мы должны уйти от конкурса частот. Расширение возможностей вещания в связи с переходом на цифровой стандарт дает возможность изменить  порядок. Но этот переход одновременно требует от нас определить приоритет. В сфере телевидения первично право вещать, и первичен контент, это прежде всего должно контролировать государство. Но при этом государство должно одновременно следить за тем, чтобы частотный ресурс, который  обеспечивает трансляцию, был достаточен для того, чтобы обеспечить тех владельцев контента, способных организовать вещание. Человек покупает телевизор - он покупает не технологию, он покупает ту программу, которую он хочет смотреть. 

- Вещатель может сделать свой канал платным, может бесплатным. Как вы считаете – это должно регулироваться государством или это можно оставить на усмотрение вещателя?

- Конечно, в цифровую эпоху канал должен сам решать, как ему лучше распространяться и за счет чего жить за счет рекламы (у нас сегодня рекламная модель), либо за счет потребителя. И цифровая эпоха перед этим выбором обязательно поставит, потому что в цифровой эпохе все большее значение будет приобретать конечный потребитель, который будет выбирать, что ему смотреть. Но, так как у государства все равно будет сохранена социальная функция, то есть обеспечение доступности – ведь не все люди будут готовы платить – поэтому, я думаю, что будет модель комбинированная.

- В качестве стандарта в России принят DVB. Но это может быть как MPEG-2, так и  MPEG-4. От того, какой выбран стандарт, зависит и приемная и передающая аппаратура.  Как Вы считаете, это тоже должно быть четко урегулировано, или это тоже выбор вещателя?

- Я думаю, что сегодня государство должно принять правила игры и относительно MPEG-2 и MPEG-4. Например, во Франции определено так: основной пакет открытого доступа распространятся в  MPEG-2, потому что приемные устройства гораздо дешевле. И если мы сейчас хотим, чтобы максимум населения получило сразу доступ к цифровому ТВ, то мы должны дать массовому потребителю дешевый приемник, то есть MPEG-2. А там, где речь идет о развитии платного телевидения, можно применить MPEG-4, потому что он дает больше возможностей.

- Делались ли какие-нибудь прикидки – какое количество в стране малоимущих людей, которым придется выдавать приставки бесплатно?

- Министерство связи делало примерные подсчеты. Но никто еще не определил, кто к какой категории относится, и это серьезнейшая проблема. Моя позиция заключается в следующем: если мы сейчас начнем всей страной определять, кто имеет право быть малоимущим, а кто не имеет, вводить системы контроля раздачи и так далее, я думаю, что ничего, кроме громаднейшего скандала, мы не получим. Поэтому я считаю, что надо принять решение, что каждая семья имеет право получить бесплатно простой цифровой приемник MPEG-2. Те, кто хочет воспользоваться этим правом, пусть воспользуются, а те, кому это не нужно, кто захочет покупать более сложный, более дорогой и функциональный приемник, пусть покупают. Это будет более правильно и с точки зрения более быстрого развития, и с точки зрения социального спокойствия.

- То есть Вы считаете, что в комплексе так выйдет дешевле?

- Конечно! Это ускорит процесс цифровизации. Опыт всех стран показал, что основная проблема в том, что люди не торопятся менять аналоговые телевизоры на цифровые. И люди не торопятся покупать цифровые приставки. Это означает, что либо государство, либо сами телевизионные компании вынуждены одновременно содержать две сети – и аналоговую и цифровую. Если подсчитать все затраты, то на мой взгляд, лучше раздать приставки бесплатно, и быстрее закрыть аналоговую сеть, а дальше заниматься только цифровыми. Я уж не говорю о социальных и политических последствиях. Почему мы это остро чувствуем? Потому что в РТРС будет и аналоговая сегодняшняя и новая цифровая система распространения, и нам все время нужно будет решать вопрос о совместимости одной и другой сети. Чем быстрее мы сделаем этот технологический шаг, тем быстрее сеть войдет в новое качество и заработает более стабильно. Раздача приставок сможет сократить срок параллельного вещания и позволит на этом сэкономить средства.

Допустим, завтра начали по всей стране цифровое вещание, и завтра же начали раздавать приставки. Сколько времени в этом случае придется вести параллельное вещание?

- На самом деле, вы сильно упростили процесс, потому что новые сети нужно спроектировать, провести подготовительный период. С учетом реалий нашей страны и разного развития регионов, я думаю три-четыре года. Надо наладить производство приставок, складирование, надо еще в стране создать сервисную систему по обслуживанию этих приставок. Плюс надо провести модернизацию коллективного антенного хозяйства. Здесь есть много серьезных вопросов, которые надо решать.

По поводу сроков перехода на цифровое вещание РТРС занимала довольно жёсткую позицию, считая, что 2015 год, как указано в программе, это  недопустимо поздно. В пользу своей точки зрения РТРС приводило довольно веские аргументы. Что повлияло на изменение точки зрения предприятия?

В программе мы сейчас называем 2012-й год. Корректировка позиции произошла потому что, к сожалению, Правительство потеряло уже два года на то, чтобы сделать сам проект. То есть надо установить правила игры, принять все необходимые законодательные акты, подготовить проект, создать регулирующие органы – на сегодня этого нет. Если сейчас мы без должной подготовки вдруг объявим всеобщую цифровизацию страны, то это будет по объему социального недовольства больше, чем монетизация льгот. Потому что затрагивает каждую семью, а не только льготников. Поэтому мы скорректировали позицию, и я сейчас говорю: надо активно заниматься подготовкой к старту этого проекта. И сейчас комиссия именно этим занимается. И я сейчас выступаю против фальстарта. И почему мы относимся отрицательно к мордовскому эксперименту? Потому что там уже население втравили в так называемую цифровизацию, наделали ошибок, а вот кто дальше будет объяснять населению, почему процесс застопорился и не развивается, я не знаю. Поэтому на наш взгляд надо проводить тестирование, надо создавать опытные зоны, но ни  в коем случае не втягивать население. Потому что, если государство сегодня не решило какой пакет и каким образом будет распространяться, кто и как лицензируется, а с населения уже деньги начинают собирать. А завтра государство примет какие-нибудь решения, а людям скажут: «Извините, мы тут с вами экспериментировали, а теперь государство наконец определилось, мы должны внести коррективы.»  И виноватым окажется правительство страны, а не те, кто затеял этот эксперимент. Вот моя позиция: не нужны сегодня потемкинские деревни, слишком серьезный проект, слишком серьезная  тема, чтобы идти на легковесный эксперимент.

Какова роль РТРС в системе российского цифрового телерадиовещания?

Мы считаем, что РТРС будет выполнять функцию единого оператора – доставщика телевизионного и радиоконтента от телеканалов, от студий, до населенных пунктов. Предприятие будет доставлять контент и распространять его в эфире, а с населением будут работать провайдеры услуг. Мы открываем новые ниши для тех, кто будет работать с населением, но это не задача РТРС. Наша задача доставить необходимый набор программ в любой населенный пункт. Мы будем доставлять все виды программ – и социальные и платные. Я это называю «медийная труба», которая в каждый населенный пункт доставляет и бесплатные и платные каналы. А с населением работают компании-провайдеры.

Для того, чтобы у РТРС  был свой транспортный сегмент, который обеспечит доставку в любую точку страны мы подготовили проект запуска двух телевизионных спутников. Почти все приемные телевизионные спутниковые станции находятся в ведении РТРС. Спутники находятся в ведении ГПКС, и этот разрыв – и организационный и технологический – сегодня мешает развитию телевещания. И я думаю, что в перспективе, нарастив собственный космический сегмент, и нарастив магистральный оптоволоконный сегмент, мы создадим эту медийную трубу, способную доставлять информацию любого объема в любой населенный пункт.

Телеспутник

rtrn.ru