Большинство радийщиков скептически относятся к перспективам развития цифрового радиовещания в нашей стране, полагая, что на их век вполне хватит и радио аналогового. Тем более что попытки «осовременить эфир» предпринимались уже несколько раз. Как пояснил Александр Барсуков, руководитель группы технического обеспечения радиовещания «Радио России», соответствующая аппаратура была разработана специалистами НИИЭРПА еще в 1980-х годах. В 2002 году, по его словам, был проведен эксперимент – передачи «Радио России» и «Маяка» транслировались в цифровом формате. «Эксперимент проводился в столице, вещание в цифровом формате было только на Москву. Мы о результатах эксперимента ничего не знаем», - добавляет Александр Барсуков.
Преимущества «цифры»
очевидны. Цифровое вещание можно вести на частотах в AM-диапазоне (частотный диапазон до 1710kHz), который сейчас практически не используется. Таким образом, появляется возможность «уйти» из переполненного FM-диапазона и увеличить количество радиостанций в эфире.
Благодаря оцифровке качество звука станет сравнимым с СD, а сигнал будет распространяться на большие расстояния. Цифровое вещание предоставляет и дополнительные технические возможности. «Можно сделать подтекстовку к музыке, передать какое-то объявление, не прерывая трансляции», - рассказывает Александр Барсуков.
Возможность сделать «подписку» на сигнал – еще одно преимущество цифрового вещания - позволяет слушателям создать программы по своему вкусу. «Наша радиостанция, по сути, представляет три совершенно разных музыкальных направления, - рассказывает Алексей Остроухов, генеральный директор «Радио Рокс Северо-Запад». – У каждого из этих направлений – своя аудитория. Слушатель может просто выбрать те программы, которые ему интересны, и подписаться на них. Он будет слушать только те передачи, которые хочет, не переключая радио».
Кроме того, цифровые технологии позволяют запускать несколько станций на одной частоте, именно поэтому в переходе на новый формат вещания наиболее заинтересованы нишевые радиостанции - те, которые адресованы узким группам слушателей. Именно такие радиостанции считаются во всем мире наиболее эффективными каналами для размещения рекламы.
Нишевое вещание
в России развито, мягко говоря, слабо. Фактически все нишевые радиостанции в Петербурге можно назвать узконаправленными только с большой натяжкой. Ниша, как известно, подразумевает определенный музыкальный формат, так что радиослушателей можно разделить на приверженцев того или иного музыкального направления – джаза, классического рока, симфонической музыки. Условно можно выделить еще и радиостанции, ориентированные на молодежь («Ультра», «Динамит FM», Maximum) и на женскую аудиторию (Love Radio). На этом «специализация» заканчивается.
Несмотря на то, что эффективность радио как рекламоносителя связана именно с возможностью «достичь» ушей каждого конкретного радиослушателя – при условии, что радиостанция выбрана правильно, рекламодатели предпочитают широкоформатные радиостанции. Любой специалист отдела маркетинга и/или рекламы без запинки объяснит, что реклама должна быть ориентирована на определенную целевую аудиторию, а каналы ее размещения – обеспечивать контакт именно с представителями конкретной ЦА.
На практике рекламодатель, размещая рекламу на радио, как правило, выбирает радиостанции с максимально широким охватом аудитории. Что тому причиной – нежелание проводить детальные расчеты, банальная неграмотность специалистов по медиапланированию или политика отделов рекламы радиостанций, неизвестно, но пока узкоформатные радиостанции коммерчески значительно менее успешны, чем широкоформатные.
Появление цифрового радиовещания в какой-то степени сможет изменить существующее положение дел. Во всяком случае, рекламодатель может быть уверен в том, что слушатель, подписавшийся на пакет программ радиостанции, едва ли будет во время рекламного блока бродить по эфиру до тех пор, «пока реклама не кончится».
«Я думаю, что это перспективно и обязательно получится, – оптимистично оценивает формат цифрового радио Андрей Бубукин, директор по региональному вещанию Вещательной корпорации «Проф-медиа». – Главное начать. А потом будет успех, потому что возможности здесь значительно шире, чем у обычного вещания».
Проблемы цифрового радиовещания
тоже очевидны – отсутствие приемной и передающей аппаратуры, отсутствие выделенных под вещание частот и абсолютно не разработанный механизм выдачи лицензий.
Как поясняет Александр Барсуков, смонтировать передающее устройство технически не очень сложно, а финансово – под силу любой более или менее крупной радиостанции. С его точки зрения, главное препятствие развития цифрового вещания в нашей стране – низкий уровень жизни российских граждан. «Для того чтобы слушать цифровые радиостанции, надо как минимум купить соответствующий приемник», - комментирует Александр Барсуков. – А это многим попросту не по карману».
Сергей Ямщиков, главный редактор эфира «Дорожного радио», также называет основным препятствием на пути «цифры» отсутствие приемной аппаратуры. Правда, с его точки зрения, проблема не столько в платежеспособности населения, сколько в отсутствии этой аппаратуры на прилавках магазинов. «И не только в нашей стране, - рассказывает Сергей Ямщиков. – Мы были в Канаде и ради эксперимента попытались купить в магазине такой приемник. Продавец просто не понял, о чем идет речь. И не понял не только он, но и управляющий магазином».
Подтверждает его слова и Александр Бубукин. «За рубежом пока цифровое вещание тоже не повсеместно распространено, – говорит он. – И приемники стоят достаточно дорого. В Лондоне, например, его стоимость - 200 с лишним фунтов. А вот в Германии есть цифровое радиовещание, и «Мерседесы» Е-класса оснащены приемниками, которые принимают эти программы».
На российских форумах радиолюбителей широко обсуждаются преимущества и недостатки новых тюнеров, позволяющих принимать радиостанции, вещающие в цифровом формате. По словам посетителей некоторых из этих сайтов, подобные приемники продаются в Москве и стоят порядка $70-100.
Алексей Остроухов вообще не считает отсутствие принимающей аппаратуры сколько-нибудь серьезной помехой развитию цифрового вещания. «Сейчас практически все автомобильные приемники позволяют принимать цифровые радиостанции, - говорит он. – Надо только их соответствующим образом настроить».
Главный тормоз
на пути «цифры» в Россию, по мнению Алексея Остроухова, - бюрократический. На сегодняшний день не только не выделены частоты для нового радиовещания, но и не разработан механизм выдачи лицензий - именно этот факт тревожит генерального директора «Радио Рокс Северо-Запад» больше всего.
«Должен быть разработан свод правил, регламентирующих распределение частот цифрового вещания. И все эти правила должны широко обсуждаться - на круглых столах, в ассоциации радиовещателей и с теми радиостанциями, которые уже работают на рынке, - считает Алексей Остроухов. - Возможности цифрового вещания намного шире, намного интереснее, чем FM-диапазона. Поэтому существующие сейчас станции будут просто вытеснены с рынка, если не принять мер».
По мнению Алексея Отсроухова, необходимо разработать четкий механизм выдачи лицензий на цифровое радиовещание, прописать все требования к радиостанциям, планирующим осваивать новый формат. «Необходимо разработать регламент предоставления частот и лучше это сделать до того, как начался процесс, а не после», - считает Алексей Остроухов.
Сергей Ямщиков подтверждает, что развитие событий по сценарию, который так беспокоит Алексея Остроухова, вполне возможно, но полагает, что всё это – дело далекого будущего. Сейчас «Дорожное радио», по словам главного редактора эфира, больше всего заинтересовано в сотрудничестве с регионами, поэтому редакция рассматривает возможности сотрудничества со станциями, вещающими в УКВ-диапазоне. «В регионах активно развивается этот диапазон, и очень много интересных радиостанций работают именно на УКВ», - поясняет Сергей Ямщиков.
Александр Барсуков также считает, что цифровое радиовещание начнет развиваться в нашей стране не завтра. По его прогнозам, появление на рынке цифровых радиостанций произойдет через 3-5 лет.
AdLife.spb.ru
radioportal.ru