Экстенсивный период развития кабельного телевидения в России сменился интенсивным. Обострилась конкуренция между кабельными компаниями, платное телевидение стало привлекательным объектом для инвестиций.
На рынке телеуслуг разворачивается нешуточная борьба: на ринг вышли операторы телефонной связи и Интернет-провайдеры, которые стали занимать секторы рынка видеоуслуг. Это заставляет самих операторов КТВ вести себя более агрессивно. К тому же развитие IP-технологий обусловило техническую возможность превращения сетей кабельного ТВ в настоящие мультисервисные сети. Об этом говорили участники конференции «Платные услуги в мультисервисных сетях», состоявшейся 14 октября 2006 года в Москве и организованной Ассоциацией кабельного телевидения России и компанией «Гротек».
«В ближайшие два-три года в России появятся несколько кабельных операторов национального масштаба, поскольку возникли телекоммуникационные системы, способные интегрировать действующие местные кабельные сети в региональные и национальные, — заявил на конференции Президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. — Такие холдинги, как "Ренова-Медиа", "Система МассМедиа", "Мультирегион", "Связьинвест" (в части кабельных активов), "Северстальинфоком" станут основой этих сетей. В ближайшей перспективе трудно ожидать появления новых крупных холдингов в этой области, поскольку у перечисленных игроков есть все необходимые ресурсы, и к тому же они проводят агрессивную политику».
Востребованный «кабель»
Сегодня в России кабельным телевидением пользуются более 70% населения, в Москве, Петербурге и крупных городах — до 90%, поскольку нормальный эфирный прием из-за постоянных помех в городах с высотной застройкой почти невозможен.
Кроме того, развитие КТВ стимулирует и само население, готовое платить за свой телевизионный досуг. Готовность телезрителей голосовать за «кабель» своим кошельком позволяет операторам КТВ активно развиваться, а кабельной отрасли, в целом, становиться инвестиционно привлекательным бизнесом. Причем, как отмечают сами операторы кабельного телевидения, наибольший интерес проявляют именно российские инвесторы, в том числе и те, для кого телекоммуникационный бизнес не является профильным.
Только на московском рынке сегодня присутствуют несколько сотен операторов кабельного телевидения, и в борьбе за клиента, по словам В. Савюка, первого заместителя генерального директора ОАО «Комкор», побеждает тот оператор, который может предложить лучший пакет. Время «домашних» решений по подготовке пакета услуг прошло, тем более, что «базовый» пакет, как правило, уже включает от 45 до 60 каналов, как отечественного, так и импортного производства.
Вне закона
Почти с самого начала развития систем многоканального телевидения в России операторы столкнулись с проблемой несоответствия действующей нормативно-правовой базы отрасли возникшим новым отношениям между участниками рынка коммерческого телевидения.
По словам генерального директора компании «Комкор-ТВ» Михаила Силина, прежде всего, это объясняется тем, что «все законы и постановления в нашей стране были разработаны исключительно в отношении эфирного телевидения. И хотя системы коммерческого телевидения существуют в России уже более 15 лет ни система определений, ни правила лицензирования вещательной деятельности, ни порядок распространения зарубежных телевизионных каналов не были доработаны для обеспечения деятельности операторов платного телевидения».
Сложности в нормативно-правовом ключе привели к тому, что большая часть компаний, работающих в сфере кабельного телевидения, до сих пор не имеют лицензий, особенно среди тех, кто вырос из «домовых» кабельных операторов. «Мы подумываем об амнистии для этих кабельных сетей, чтобы они могли легализовать свою деятельность», — заявил на конференции В. Маковеев, президент АКТР.
Также из-за несовершенства законодательной базы осложняется работа многих зарубежных каналов. «В связи с недостаточно отлаженной процедурой лицензирования деятельности телевизионного вещания зарубежных телепрограмм операторы цифрового платного телевидения вынуждены оказывать услуги по ретрансляции с заведомым несоблюдением условий, указанных в их лицензии в области связи, — говорит Александр Теппер, генеральный директор ЗАО "Космос-ТВ". — Это обстоятельство существенно осложняет работу с зарубежными программодателями и может повлечь за собой их уход с российского рынка».
В борьбе за рекламодателя
Вступивший в силу новый закон «О рекламе» открыл перед операторами платного телевидения возможность размещения рекламы товаров, которые подпадают под его ограничения на телевизионных каналах. «Новый закон разграничил возможности размещения и распространения рекламы на платных закрытых и бесплатных открытых телеканалах, справедливо полагая, что размещение и распространение рекламы на платных каналах должно подвергаться меньшим ограничениям, учитывая особые условия и способы распространения, — комментирует Александр Теппер. — Для операторов платного телевидения — это один из наиболее позитивных моментов нового закона «О рекламе».
Таким образом, кабельное ТВ может создать серьезную конкуренцию в борьбе за рекламные бюджеты привычным эфирным телеканалам, чьи рекламные возможности были существенно сокращены 1 июля 2006 года.
МедиаАтлас.ру