У компаний, занимающихся развитием автобусного телевидения, возникают проблемы с водителями маршруток. Как рассказали AdLife.spb.ru в компании «РПГ», новым рекламоносителем которой оснащены 50 маршруток и коммерческих автобусов города, водители часто безответственно относятся к оборудованию — например, просто выключают его или не ставят в известность руководство, когда с техникой что-нибудь случается, и она перестает работать. Доходит до смешного: пассажиры просят водителя включить монитор или спрашивают, почему оборудование не работает, а в ответ слышат: «А мне все равно!»
По мнению участников рынка, это происходит прежде всего потому, что водители не получают никаких дополнительных доходов от использования в салоне рекламно-информационного телевидения. «Вообще, эта проблема, стоявшая очень остро, сейчас понемногу решается. Прежде всего, это вопрос глубокой технической подготовки, которым мы активно занимаемся», — говорит Юрий Сопин, генеральный директор «РПГ».
Другой сложностью являются перемены на рынке компаний-перевозчиков, у которых сейчас происходит деление маршрутов. «Таким образом, при работе с заказчиками появляется дополнительная трудность — предположим, они хотят дать рекламу на определенном маршруте, но проходит время — и этот маршрут меняется по независящим от нас причинам», — рассказывает Юрий Сопин.
На сегодняшний день в Петербурге экранами, на которых транслируются рекламные ролики и информационно-развлекательные сюжеты, оснащена сотня автобусов и маршруток. Игроков данного рынка пока всего два — компания «РПГ» и «Европа», причем они рассматривают автобусное телевидение как новый и перспективный рекламоноситель. Как известно, в городе порядка 3 тыс. пассажирских автобусов и маршруток.
Потенциальные рекламодатели,
как известно, чрезвычайно консервативны по отношению ко всему новому, но, тем не менее, некоторые уже используют предлагаемую им возможность. По словам Юрия Сопина, среди них доминируют те, кто предоставляет услуги для всех групп населения — стоматологические клиники, фитнес-центры, сетевые магазины…
"Наши рекламодатели ориентированы на так называемый «средний класс», — говорит Олег Ясюкевич, генеральный директор компании «Европа».
Аудитория, пользующаяся услугами маршруток и коммерческих автобусов, пока мало изучена, возможно, поэтому крупные рекламодатели (например, операторы мобильной связи) не спешат засветиться в автобусном телевидении. Зато количество других растет — например, по словам Юрия Сопина, за 2 месяца число рекламодателей «РПГ» увеличилось в три раза.
Свои нюансы и приоритеты в работе существуют у каждой из двух компаний-операторов. Например, в «Европе» считают, что оборудование эффективнее и логичнее размещать только в определенных видах транспорта. «Это однозначно должны быть коммерческие маршруты и довольно вместительные автобусы — такие, как „Мерседес“ или „Фольксваген“ — там практически никогда не бывает толкучки, поэтому и транслирующаяся реклама работает лучше. Нам неинтересны „газели“ — как маловместимые и старые „Икарусы“ — это социальные маршруты. А в наших автобусах мы устанавливаем полноценное телевидение — со звуком», — говорит Олег Ясюкевич.
«РПГ» устанавливает оборудование без звука — по мнению Юрия Сопина, звук является фактором, напрямую влияющим на безопасность дорожного движения. Кроме всего прочего, согласно вступающему с 1 июля закону «О рекламе», звуковая реклама в транспорте будет запрещена. По словам специалистов, уже сейчас московская компания «Маршрут ТВ» (автобусное телевидение) разбирается с соответствующими органами, отстаивая право звуковых трансляций в маршрутках и автобусах.
«Я пока не знаю, как мы будем решать ситуацию, но ведь у нас не рекламное автобусное телевидение, а прежде всего развлекательное. Видимо, будем разбираться с ФАСом — в любом случае, запрет на звуковое оформление не должно распространяться на сюжеты развлекательно-информационного характера, которые мы транслируем. А вот с рекламными роликами… будем думать», — говорит Олег Ясюкевич.
Контент для автобусного телевидения предоставляется разными компаниями — например, гороскоп для «РПГ» делает агентство Forward, одно из направлений деятельности которого — изготовление разного рода видеопродукции. Кроме того, «РПГ» сотрудничает с Фонтанкой.ру, получая от них информационные тексты для трансляции.
Контент для «Европы» предоставляет компания «ТКТ». «Но мы ведем переговоры с другими телекомпаниями также — я считаю, что именно телекомпании могут выступать в качестве предоставляющих материалы для нашего автобусного телевидения», — говорит Олег Ясюкевич.
Для таких компаний предоставление информации означает дополнительную возможность саморекламы — ролики о них также размещаются в маршрутках и автобусах.
О перспективах данного бизнеса
участники рынка пока говорят с осторожностью, отмечая, что охват аудитории при таком способе рекламы не слишком большой. В среднем в течение месяца 50 маршруток перевозят 600 тыс. человек. Со стороны пассажиров, по словам операторов, пока особых нареканий нет — возможно, дело в том, что сейчас в одном блоке реклама занимает всего ? часть, остальное отдано информационно-развлекательной теме. Однако доля рекламы, безусловно, будет повышаться, поэтому, скорее всего, недовольство пассажиров возрастет — ведь, в отличие от обычных телеканалов, которые можно просто переключать во время рекламных блоков, автобусное ТВ (и реклама соответственно) неизбежны.
AdLife.spb.ru Александра Крамская
media-online.ru