Уже в прошлом году корпорация выпустила 100 000 плазменных панелей, что в три раза меньше предыдущих показателей. Зато в этом году выпуск ЖК-панелей увеличится на 50 процентов, а в 2008-м, как ожидается, достигнет 20 миллионов штук в год. Sony последовала за другой японской компанией, Toshiba, которая ушла с этого рынка еще в 2005 году.
В настоящее время лидером рынка плазменных панелей является Matsushita Electric Industrial (Panasonic), доля которого составляет 28,3 процента, за ним идут LG Electronics (17,1 процента) и Samsung Electronics (13,6 процента). Четвертую строчку занимает голландская компания Philips Electro-nics (10,3 процента). Кстати, Panasonic не только не собирается покидать этот сегмент рынка, но, напротив, планирует удвоить производство плазменных панелей.
Да будет цвет
Попробуем разобраться, почему происходит отказ от этой технологии и куда двинутся производители. Плоские телевизоры роднит один принцип: их изображение состоит из маленьких точек - пикселей. Вот только технология создания этих пикселей различна. Напомним, что для воспроизведения цветного изображения необходимы три цвета - красный, зеленый и синий. Так что в каждом пикселе надо предусмотреть, как правило, еще три субпикселя этих цветов, чтобы, комбинируя и смешивая их, получить нужный цвет.
Впервые плазменная технология была предложена в 60-х годах прошлого века, а прототип дисплея создан в 1964 году в США. Его размеры составляли всего 4х4 пикселя, которые излучали монохромный голубой цвет. Первая же коммерческая модель появилась только в начале 90-х.
Свечение в плазменных дисплеях дают микроскопические флуоресцентные трубки, из которых и формируются пиксели. Внутри трубок находится газ, на концы их подается высокое, в несколько тысяч вольт, напряжение, в результате чего газ превращается в плазму. Регулируя яркость свечения лампы, можно получать различные оттенки. Излучаемый плазмой свет невидим, это ультрафиолет. Для решения проблемы на трубки наносят специальный материал - люминофор, который способен преобразовывать ультрафиолет в видимое излучение. Собственно, все это очень похоже на обычную лампу дневного света, только очень маленькую. Из трех таких «лампочек», каждая из которых излучает один из трех цветов (красный, зеленый или синий), и получается пиксель плазменного экрана.
К разработке LCD-дисплеев, или жидкокристаллических мониторов, американцы приступили в 1969 году, когда Джеймс Фергасон обнаружил эффект скручивания жидких кристаллов-нематиков - на этом принципе и работают все дисплеи. Суть его во вращении кристалла в плоскости поляризации. Ведь сами пиксели ЖК-экрана свет не излучают, их кристаллы действуют как заслонка для света: открывая их больше или меньше, можно менять степень освещенности. Таким образом, ЖК-дисплеям всегда нужна подсветка. Свет, излучаемый подсветкой, проходит через жидкий кристалл, а затем окрашивается цветовым фильтром. В зависимости от угла поворота через кристалл проходит больше или меньше света, в результате чего каждый пиксель дает то или иное количество красного, зеленого или синего цвета.
Конкуренты
Пути этих двух технологий изначально разошлись. На основе плазменных панелей стали делать телевизоры, а ЖК-матрицы использовать для производства компьютерных мониторов. У этого «разделения труда» были свои предпосылки. Исходя из технологических ограничений плазменный экран может быть только большого размера. Причина тому - конечный размер флуоресцентных трубок, из-за этого размер пикселя получается слишком велик, соответственно для создания приемлемого разрешения необходимо делать экраны большого размера. Как правило, плазменные телевизоры выпускают диагональю от 32 дюймов и более.
ЖК-панели ожидал компьютерный путь. Малый размер пикселя и малое энергопотребление привели к тому, что на основе ЖК-матриц стали изготавливать мониторы для ноутбуков и КПК. Именно скорость поворота кристаллов долгое время мешала им конкурировать с плазменными панелями. Слишком медленный поворот заслонки приводил к тому, что изображение плыло, причем очень заметно для человеческого глаза. Но ЖК-технологии развивались, и с появлением технологии TFT (Тhin Film Тransistors - тонкопленочные транзисторы) появилось и понятие активной матрицы, которая работала намного шустрее. В настоящий момент время отклика современных матриц настолько мало, что изображение абсолютно не тормозит. Это позволило использовать их уже в телевизорах.
Но у «плазмы» есть и другие преимущества: благодаря тому что пиксели светятся «сами собой», плазменные панели имеют большую яркость, чем ЖК, и, кроме того, отличаются «радикально черным» цветом - ведь выключенный элемент не светится. Угол обзора у них изначально был большим, а такого показателя, как время отклика, свойственного LCD, как и «битых» пикселей, у «плазмы» вообще не было. Кроме «заторможенности», к ЖК-матрицам есть претензии и по углу обзора. Если смотреть на экран не прямо, а под углом, изображение становится менее ярким. Впрочем, в настоящее время этот показатель может составлять 170 градусов в любом направлении (по вертикали и горизонтали).
Однако по мере развития технологии недостатков у LCD оставалось все меньше. Стали пользоваться спросом комбинированные устройства, сочетающие в себе функциональность телевизора и компьютера. На этот рынок вышли традиционные производители компьютерных мониторов и даже компьютеров, такие как HP или Dell. Кроме всего прочего, большинство продаваемых телевизоров имеет диагональ меньше чем 32 дюйма - минимальный размер для «плазмы». Таким образом, у LCD практически нет конкурентов в секторе плоских телевизоров среднего размера, что и способствует росту рынка.
Американская исследовательская группа DisplaySearch опубликовала недавно цифры, согласно которым доля плазменных телевизионных панелей на мировом рынке телевизоров с 4 процентов в первом квартале выросла до 5 процентов во втором, а в денежном выражении продажи увеличились на 57 процентов. Действительно, спрос на плоские телевизоры приводит к увеличению продаж во всех секторах рынка. По данным той же компании, рост мировых продаж жидкокристаллических телевизоров в период с апреля по июнь составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 135 процентов и достиг 9,4 миллиона проданных телевизоров. Сегмент LCD-телевизоров составил 22 процента от всего мирового рынка телевизоров, что на 5 процентов больше по сравнению с предыдущим кварталом. Лидером продаж ЖК-телевизоров является Philips Electronics (13,5 процента рынка). За ним следуют Samsung Electronics (13,1 процента) и Sharp (11,8 процента).
Корпорация Toshiba, расставшись с «плазмой», стала развивать технологию SED (Surface-conduction Electron-emitter Display - дисплей с электронной эмиссией на основе поверхностной проводимости). Такие телевизоры по всем параметрам превосходят существующие модели на базе ЖК- и плазменных дисплеев, а также отличаются низким энергопотреблением и невысокой стоимостью. Правда, экраны их будут довольно велики - от 55 дюймов по диагонали. Очень перспективной является и технология OLED (Organic Light Emitting Diode - органический светодиод). Она позволяет добиваться более ярких цветов и, следовательно, лучшего качества изображения. Свет, излучаемый диодами, виден под любым углом, при этом такие дисплеи обладают меньшим, чем LCD, потреблением электроэнергии и весом.
Существуют и другие разработки, основанные на нанотехнологиях, способные выстрелить и принести нам новые экономичные, тонкие, качественные и, что немаловажно, дешевые телевизионные панели. Производителей вдохновляет грядущий переход на телевидение высокой четкости, который неизбежно повлечет массовую замену телевизионных приемников. Ждать осталось совсем немного, всего каких-нибудь три - пять лет.