Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильное ТВ готовится к завоеванию российского рынка. Нужно ли оно абонентам?

Мобильное ТВ готовится к завоеванию российского рынка. Нужно ли оно абонентам?


31.08.2006

Мобильное_ТВ_готовится_к_завоеванию_российского_рынка._Нужно_ли_оно_абонентам

Сотовые операторы во всем мире – и в России тоже – начинают переходить от экстенсивного развития к интенсивному: то есть не наращивать число абонентов, а расширять ассортимент и качество предоставляемых им услуг. В последнее время модной "фишкой" стало мобильное телевидение: это когда ТВ-программы транслируются прямо на экран мобильника. ПРАЙМ-ТАСС решил выяснить, кому нужно это новшество, и какие у него перспективы в России. Операторы такого ТВ прогнозируют ему великое будущее, а эксперты сомневаются, что услуга будет пользоваться массовым спросом.

Согласно проведенным недавно исследованиям зарубежных аналитиков, совокупный годовой доход от предоставления услуг мобильного телевидения к 2011 г достигнет во всем мире 11,7 млрд долл, а число абонентов сотовой связи, использующих сотовый телефон для просмотра телепрограмм, достигнет 446 млн человек к 2011 г, причем будет расти на 50 проц в год.

В мире существует достаточно большое число стандартов мобильного телевидения: одни более известны в азиатских странах, другие – в Европе. По мнению экспертов рынка, стандарты во всем мире более-менее одинаковы, они лишь немного различаются технически. Стандарт, на который ориентируется большинство европейских производителей оборудования и операторов – DVB-H /Digital Video Broadcasting – Handheld/. Особенность использования стандарта DVB-H заключается в том, что передача ТВ-сигнала ведется с использованием специальных передатчиков, а ресурсы сетей сотовой связи остаются незанятыми.

Однако на сегодняшний день все сети DVB-H работают в тестовой эксплуатации. По идее, "отправной точкой" для коммерческой эксплуатации должен был послужить чемпионат мира по футболу. Итальянская компания 3 Italia, например, планировала запустить коммерческое вещание именно к этому событию, но так и не справилась с задачей. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтвердил, что в Европе все сети телевещания в стандарте DVB-H работают в тестовом режиме. Сейчас такие сети запущены в Финляндии, Англии, Испании, Франции, Италии, Германии. С DVB-H "соперничает" разработанный в Южной Корее стандарт DMB /Digital Multimedia Broadcast/. По рассказам Э.Муртазина, именно в этом стандарте в Германии было запущено в коммерческую эксплуатацию мобильное ТВ.

Россия в плане мобильного телевидения не отстает от Европы. Во-первых, два наших оператора – ОАО "МегаФон" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (MTSS) – уже осуществляют трансляцию ТВ-каналов на сотовые телефоны. Услуга мобильного ТВ была впервые запущена "дочкой" "МегаФона" – ЗАО "Соник Дуо" - в московском регионе в 2004 г. Сейчас Северо-западный филиал компании разработал "федеральное" решение мобильного ТВ, позволяющее предоставлять услугу во всех сетях "МегаФона". Сегодня такая услуга оказывается в Москве, на Северном Кавказе и Северо-Западном федеральном округе. "По сути это мобильный вариант интернет-телевидения, - сказали ПРАЙМ-ТАСС в "МегаФоне". – Изначально происходит конвертация ТВ-сигнала в мобильные форматы видео RealMedia и 3GP, а передача информации в этих форматах на телефон абонента происходит по сетям GPRS/EDGE".

Неделю назад еще два крупных мобильных оператора – ЗАО "СкайЛинк" и ЗАО "СМАРТС" – объявили о начале опытной эксплуатации услуги "Мобильное телевидение". Обе компании тоже будут использовать для трансляции ТВ-сигнала технологию GPRS.

По мнению экспертов, те услуги, которые предоставляют сотовые компании, назвать мобильным ТВ можно лишь условно. Все-таки для операторов сотовой связи приоритетная задача – это передача голосового трафика, а остальное может считаться дополнительной услугой. И поэтому качество передачи изображения теряется, особенно когда по одной соте говорит много абонентов.

Аналитики считают, что ситуация изменится с появлением сотовых сетей третьего поколения. С ними согласен ОАО "ВымпелКом" (VIMP), который остался единственной из крупных компаний сотовой связи, не предоставляющей, хотя бы в тестовом режиме, услуги мобильного ТВ. "И не планирующий", - говорит пресс-секретарь "ВымпелКома" Юлия Остроухова. По ее мнению, GPRS – это просто маркетинговый ход, а реальной технической составляющей, которая сможет обеспечить абонентам хорошее качество приема ТВ-Сигнала, в сетях 2G, и даже 2,5G, нет. Ю.Остроухова добавила, что сама идея "ВымпелКому" нравится, и оператор изучает рынок, с тем, чтобы предложить абонентам по-настоящему качественную услугу.

Пока что единственная компания, которая может помочь "ВымпелКому", да и то не прямо сейчас – это ООО "Цифровое телерадиовещание" /ЦТВ/. Эта компания еще весной заявила о планах по построению сети, основанной на стандарте DVB-H. ЦТВ – дочерняя компания ОАО "Система Масс Медиа", которое входит в АФК "Система". ЦТВ объявила, что приступила к тестовой эксплуатации системы трансляции телевизионных каналов в цифровом стандарте DVB-H на мобильные телефоны. Тестирование в Москве продлится до конца 2006 г, затем услуга будет запущена в коммерческую эксплуатацию. Как ожидается, абоненты будут платить 5-15 долл в месяц. Что касается наполнения эфира, то, как заявляли ранее в прессе представители ЦТВ, передавать по таким сетям будут общенациональные каналы и продукцию ОАО "Система Масс Медиа". Компания ожидает, что к 2010 г только в Москве будет насчитываться более 500 тыс абонентов мобильного телевидения.

"Я сильно сомневаюсь, что Россия станет одной из первых стран, где такое ТВ появится. У нас даже простые дополнительные сервисы не очень распространены, что уж говорить о таких сложных, как мобильное телевидение", - считает Э.Муртазин. По статистике J-son&Partners, если учитывать все дополнительные услуги, включая самую распространенную – SMS, то доля пользователей дополнительными услугами составляет более 80 проц, а если сужать до мобильного контента и мобильного Интернета, то останется примерно 25 проц проникновения.

Согласно подсчетам аналитической компании AC&M Consulting, число мобильных абонентов превысило 137,5 млн. 25 проц – это более 34 млн человек. Цифра не такая уж маленькая, но аналитики телекоммуникационного рынка все равно скептически говорят о будущем мобильного ТВ и возможности операторов зарабатывать на этом деньги. Даже "МегаФон" признает, что "по итогам двух лет работы услуги в Москве можно сказать, что мобильное ТВ - это скорее имиджевая услуга, чем "киллер-апликейшн" /ключевая услуга – ПРАЙМ-ТАСС/. О каком-то успехе можно будет говорить, когда появятся сети 3G, считают в "МегаФоне". "Для более качественного приема нужны сети 3G, - подтверждает Борис Овчинников из J-son&Partners, - но пока даже конкурс на лицензии на сети третьего поколения не объявлялся, и самих сетей раньше 2008 г, очевидно, не будет".

Что касается мобильного ТВ в стандарте DVB-H, то эксперты видят здесь три проблемы, которые могут помешать запуску этой услуги в массы: стоимость услуги и оборудования, удобство пользования и контент.

Мобильные телефоны с ресиверами DVB-H, которые используются в тестовых зонах за границей, производят Nokia, Samsung, LG, Sagem. В Nokia ПРАЙМ-ТАСС сказали, что появление модели Nokia N92 на российском рынке может произойти в конце 2006 г.

Стоимость подобных моделей – 550-600 евро. Телефоны достаточно большие и громоздкие, особенно с точки зрения тех потребителей, которые стремятся уменьшить размер сотового. Согласно исследованиям компании "Евросеть", число покупателей, которые в 2005 г приобрели телефоны стоимостью выше 400 долл, составило всего 4 проц от общего числа купивших телефон. Понятно, что все технологические новинки со временем теряют в цене, и телефон, стоящий сегодня 500 евро, через год будет стоить 300 евро, однако даже за такую цену приобрести "мобильник" решится не каждый. "Есть некоторая прослойка абонентов, которая готова пользоваться такой услугой ради имиджа и интереса к высоким технологиям и готова покупать очень дорогие терминалы, - говорит Б.Овчинников. - Но это, вероятно, десятки тысяч пользователей по всей России. Если рассчитывать только на них, то сложно будет окупить создание и агрегирование контента".

Создание контента, то есть наполнение эфира, является еще одной проблемой, которую, по мнению экспертов, оператору необходимо решить для выхода на массовый рынок. Контент должен быть интересным и оперативным, иначе он не будет востребован. "Информация должна быть эксклюзивной, - считает Э.Муртазин. - Кому охота платить даже 5 долл за каналы, которые есть в любом телевизоре, особенно в Москве?".

В России, для того, чтобы "отбить" вложения в инфраструктуру /а плотность покрытия должна быть не меньше, чем у сотового оператора/, нужно будет установить достаточно высокие цены. Эксперты сомневаются, что за высокую плату мобильное ТВ кому-нибудь будет нужно, особенно если говорить о массовом распространении услуги. Даже цена в 5-15 долл смущает их, особенно если за эти деньги будет идти трансляция, например, всего лишь общероссийских каналов.

Впрочем, результаты соцопроса, проведенного британской аналитической компанией Portio Research, показывают, что в услугах мобильного телевидения заинтересованы 50 проц европейских пользователей сотовой связи, при этом потенциальные пользователи готовы платить за эту услугу около 10 евро в месяц.

Наверно, для более успешного маркетингового продвижения такой услуги нужен какой-то толчок извне – например, чемпионат мира по футболу, не зря же европейские операторы хотели подгадать свои коммерческие запуски именно к этому событию. Может быть, страсть к футболу позволит хотя бы части болельщиков перешагнуть цифровой барьер и воспользоваться услугами трансляции футбольных матчей? Но, боюсь, операторам придется ждать еще четыре года – вряд ли наши болельщики согласятся воспользоваться такой услугой для просмотра российских матчей.

Есть и еще один фактор, ограничивающий на сегодняшний день введение такой услуги мобильного ТВ в стандарте DVB-H в эксплуатацию. Пока что в России государственные органы, от которых в том числе зависит, будет ли работать услуга, не определились с условиями внедрения такого ТВ. В рамках объявленного в середине августа конкурса на выполнение работ по конверсии радиочастотного спектра третьим лотом идет "проведение комплекса мероприятий по определению условий внедрения технологии мобильного цифрового телевизионного вещания на основе технологии DVB-H".

Как считает первый заместитель генерального директора ООО "Цифровое телерадиовещание" Юрий Печень, изучивший технические требования к конкурсу, "государство рассчитывает в максимально короткие сроки провести конверсию частот и создать предпосылки для развертывания коммерческих проектов мобильного телевидения и создания здоровой конкуренции".

Итоги конкурса будут подведены в середине сентября, но это совсем не означает, что стандарту DVB-H дадут "зеленый свет" в ближайшее время – работы по этому лоту будут закончены только к декабрю.

ПРАЙМ-ТАСС

tv-digest.ru