Моду на телевизионный позитив, гламур и сказки для взрослых завел Александр Роднянский. Его пригласили делать другое телевидение, по его собственному выражению, «без патриархальных рефлексий». Еще в 2003 году умница Роднянский объявил, что в стране должен победить «приоритет частной жизни», для этого СТС должен стать «фабрикой грез» и «первым развлекательным». Сначала лозунг Роднянского – «чем дальше мы от действительности, тем мы успешнее» – восторжествовал на отдельно взятом телевизионном пространстве. Затем «няня» и «дурнушка» потеснили «ментов» и «диверсантов». Теперь «попса» и «зона» постепенно одомашниваются, и глянцевые «частные ценности» прижились везде.
По общему настрою премьер осени 2006 года, телевизор взял курс на позитивную благодать. Женщины, дети, домашний очаг. Танцы и смех. Нарядно, миленько, приятно. Уютный быт, дом и семья – в заставках, программах, сериалах. Родоначальник «инфотеймента» на российских экранах Леонид Парфенов будет вести музыкальное шоу на Первом. Даже новости теперь есть «другие» – в смысле «хорошие», «человеческие», «без политики» (временами получается даже симпатично – как всякий упорядоченный и складно налаженный «домострой»). «Женщины Сталина» и женщины фашистских вождей – это документалка. «Золотая теща» и «Папа на все руки» – это сериалы. «Ключевой момент» – это шоу слезоточивых мелодрам. Повсеместные танцы на льду на трех каналах и неунывающие юмористы на четырех – «комедиклабовские» теснят «хорошими шутками» «кривозеркальных». Психотерапевты и психологи – сериальные и настоящие – в массовом порядке объясняют обывателю его душевное состояние. Помощь и сострадание телевидение тоже способно поставить на зрелищный поток. Телевидение досуга и отвлечения. Проговаривание не времени, а быта. Или все-таки времени?
Год назад количество зрителей Британии, проголосовавших по телефону очередного тура «Последнего героя», оказалось значительно больше количества тех, кого привлекло голосование на выборах в Европарламент. А разнообразные «Танцы со звездами» в минувшем сезоне стали самыми популярными программами сразу в нескольких странах. Телевизионное развлечение – как способ отдохнуть и отвлечься – универсальный рецепт комфортного примирения с жизнью.
Александр Роднянский, который не любит всяческий пафос, но в исторической перспективе именно его с полным основанием следует называть идеологом российского телевидения середины первого десятилетия ХХ века, в 2004 году сказал: «Развлекательное телевидение подразумевает всего лишь другой способ вещания о действительности, которая нас окружает, которая состоится в будущем. Мы же понимаем: какую телевизионную реальность мы построили, в такой и живут люди».
Роднянский прав. В этом году социологи впервые зафиксировали единодушие большинства россиян при ответе на вопрос «Зачем они смотрят телевизор?». Около 70 процентов россиян смотрят его ради удовольствия и отдыха. Эту потребительски привлекательную реальность строят не только в России. Во всем мире телевидение ведет битву не столько за ум и душу, сколько за свободное время потребителя. Досуг около телевизора все больше превращается в зрелище, изобилующее не столько смыслом, сколько впечатлениями и эмоциями. Утешать, не напрягать и не утомлять – это день вчерашний. Развлекать напряженно, включенно, болея, выбирая и споря – вот будущее телевизионной развлекательности. Развлекательности отвлечения. От действительности.
Анна Качкаева svobodanews.ru