![]() |
Телевидение вторгается в сеть или сеть осваивает телевидение?
Как-то даже неловко лишний раз оглашать отправной тезис нашего разговора – о том, что интернет сегодня давно уже перестал быть вещью в себе и не только существует в виде популярнейшей информационной среды, но и активно вторгается во владения других медиа. Скажем, музыкальная индустрия за каких-то несколько лет без боя сдала рыночные достижения нескольких предыдущих десятилетий, а ведущие лейблы, поприбеднявшись было и поплакавшись на нелегкую долю честного торговца в окружении подлых пиратов, затянули-таки пояса и отправились торговать музыкой в виртуальное пространство. Похожие процессы происходят и с радиовещанием: любой серьезной радиостанции на сегодня стыдно не иметь интернет-версии (на которую в иных случаях может приходиться до половины аудитории), а последователи революционного движения подкастинга, провозгласившего свободу от рекламы и вещательной сетки, планомерно перетягивают на себя одеяло.
С визуальными медиа ситуация еще интереснее. В то время как традиционные фильмы бессовестным образом гуляют в пиринговых сетях (впрочем, и тут уже проводятся эксперименты по платной загрузке легального контента), сам по себе жанр видео на глазах эволюционирует и принимает невиданные ранее формы (яркий пример – феномен Youtube, ставшего, по сути своей, глобальным видеоархивом с моментальным и свободным доступом). Что же касается такого мощного СМИ, как телевидение, то здесь конвергенция с интернетом причудливым – и не самым органичным – образом. Так, страны загнивающего капитализма (к которым можно отнести и выстроившие свое богатство на полупроводниковом производстве азиатские государства) полным ходом вступают в эру цифрового телевидения, а сигнал HDTV (телевидения высокой четкости) в реальном времени через интернет передавать затруднительно. С другой стороны, большинство домов в США и Европе подключены к кабельному телевидению, с которым интернет обыкновенно идет «в одном флаконе». Так что в том, чтобы передавать по Сети, с ее довольно запутанной системой адресации, видеосигнал в эфирном режиме, просто нет надобности. В этих условиях крупнейшие вещатели, вроде BBC, в сетевом варианте ограничиваются видеоподкастами – тоже прогрессивной и эффектной услугой.
Российские условия по-своему определяют вектор развития интернет-телевидения. Гордые отчеты провайдеров, в принципе, недалеки от правды: в последнее время доля высокоскоростных подключений, равно как и аудитория рунета вообще, растет вполне бодрыми темпами. Однако если посмотреть на картину под более широким углом, нетрудно заметить, что количество обитателей русского сегмента Сети – что-то около двадцати миллионов человек – по отношению к «оффлайновому» народонаселению России – это капля в море рядом с почти стопроцентной «интернетизацией», скажем, скандинавских стран. К тому же интернет у нас – штука, во-первых, довольно нишевая, во-вторых – сегрегационная, раскалывающая страну на два неравных лагеря. Представители первого уверенно чувствуют себя в Сети и зачастую принципиально не смотрят «ящик», вторые же привыкли удовлетворять информационный голод, просиживая вечера перед телевизором, и знать не знают, что такое интернет. Плюс к этому, культура кабельного ТВ, с сотнями каналов и «видео по запросу», у нас пока не прижилась: подавляющему большинству телевизионной аудитории вполне хватает пяти с половиной федеральных каналов плюс «Не родись красивой». В результате «инициатива снизу» в виде платежеспособного спроса практически отсутствует, и телевидение со скрипом продвигается в сетевое пространство силами отдельных предпринимателей, ухватившихся за свежо выглядящую бизнес-идею и старающихся суггестивными методами сформировать под нее аудиторию.
К сожалению или к счастью, одних громких лозунгов о том, что интернет-телевидение – это завтрашния день и вообще круто, для «насаждения» спроса недостаточно, поэтому игроки нового направления решили стимулировать рынок дополнительными мерами. Так, аффилированная с АФК «Система» (МГТС, МТС и прочие структуры под знаком яйца) «МТУ-Интел», со своим «Стримом» лидирующая на рынке домашних ADSL-подключений в столице, решила с новой силой взяться за внедрение в массы уже довольно давно существующей услуги «Стрим-ТВ». Для этого в конце осени были объявлены очень заманчивые тарифы на услуги телевещания по телефонному проводу: пакеты, включающие подписку на «Стрим-ТВ», оказались даже выгоднее тарифов на «простой» интернет, и в результате у пользователей, ранее вообще не воспринимавших факт существования «Стрим-ТВ», появился стимул попробовать новую услугу. Справедливости ради надо заметить, что «Стрим-ТВ» ближе не к интернет-вещанию, а к традиционному кабельному телевидению, от которого отличается лишь каналом физической доставки сигнала. Да и программная политика «Стрим-ТВ» схожа с сеткой кабельных операторов: основной акцент делается на показ сошедших с кинопроката, но все еще довольно популярных фильмов плюс несколько доморощенных специализированных каналов, по качеству уступающих даже большинству дециметровых.
Совершенно другим путем решила пойти компания «Корбина», по основному роду деятельности тоже интернет-провайдер, хотя и не такой монструозный, как «МТУ-Интел». Запущенный не так давно проект Corbina.TV – это уже в прямом смысле интернет-телевидение: вещание осуществляется через традиционный протокол tcp/ip, программы можно смотреть посредством обыкновенного интернет-браузера с установленным соответствующим плагином (версии для «Макинтоша», как водится, нет). Костяк вещания у «Корбины» примерно тот же, что и у «Стрим-ТВ»: полнометражные фильмы по запросу (по заявлению старшего вице-президента компании Александра Малиса, ежедневно в их сети скачивается три-четыре тысячи полнометражных фильмов) да несколько тематических канала собственного производства, среди которых – передачи с говорящими названиями «Шнур-ТВ» и «Телеканал Гришковец». Как водится, по сети транслируются и привычные эфирные телеканалы – для тех, кто телевизора не держит по идеологическим соображениям. Впрочем, такого типичного эфирно-кабельного набора услуг менеджерам «Корбины» показалось мало, и они спешно начали поиск специфического интернет-контента и ниши для него.
Что из всего этого получилось, можно было увидеть на прошедшей 16 августа презентации проекта «Новое кино в интернете». В ходе начавшегося на полтора часа позже объявленного мероприятия собравшиеся представители «Корбины», продюсеры и, собственно, занятые в проекте режиссеры и актеры в один голос уверяли, что «интернет-кино» – это уникальное, совершенно новое явление в киноискусстве. К счастью, практически все выступавшие в тот вечер были немногословны (особенно обаятельно-лаконичным оказался снявшийся в мини-сериале «Мотылек» Кирилл Васильев, который, вообще говоря, мим) и предоставили «новому искусству» говорить самому за себя с экрана.
Самым коммерчески успешным номером проекта, надо полагать, должен стать «Internet Film». Под нехитрым названием скрывается серия скетч-шоу, или, проще говоря, коротких юмористических номеров, часть из которых представляет собой разыгранные плохими актерами бородатые анекдоты, часть, видимо, рождена извращенной фантазией сценаристов, но лучше от этого не становится. Продюсер этого действа Бахыт Килибаев на презентации обмолвился, что для него главным было нести поменьше ответственности за этот проект. Охотно верим: нам бы тоже было как минимум стыдно участвовать в этом шоу, пошлость которого затмевает какое-нибудь «Джентльмен-шоу», или что еще было у нас на ТВ в годы анархии и смуты. С другой стороны, вполне понятны мотивы, по которым снимаются такие сборники анально-генитальных шуточек. Целевая аудитория их – те же люди, что на «мобильных порталах» пачками скачивают «прикольные рингтоны» и похабные картинки. Новая забава не обделена народной популярностью: на текущий момент количество просмотров некоторых серий перевалило за сотню тысяч. Денег за загрузку тут не берут, зато собираются получать прибыль за счет рекламы. Тем, кто хочет увидеть свою рекламу в начале роликов «Дайте мне гандон» или «Чья жопа», следует поторопиться.
Видимо, чтобы как-то оправдаться перед, в общем-то, довольно приличной публикой, устроители презентации следом устроили «премьерный показ» короткометражки Сергея Пикалова «Икстория», который по сравнению со скетч-шоу – образец чистого искусства. Главная героиня, скучающая обитательница унылого офиса, наблюдает, как в ее конторе устанавливают копировальный аппарат, который привлекает ее внимание гораздо больше, чем пластиковые лица коллег. Машина отвечает ей взаимностью: исподтишка набрасывается на гнусного начальника, путает бумажки секретарше и вообще всячески терроризирует представителей офисного планктона, а своей избраннице посылает собственноручно изготовленные рисунки и романтические послания. Поздним вечером девушка прокрадывается в пустой офис, чтобы устроить оргию с копиром и быть поглощенной монструозным механизмом – как пел один отечественный рок-герой, «вот и вся любовь». Злые языки, конечно, будут твердить, что в фильме нулевой сюжет, что режиссура неубедительна, а актерская игра пребывает на каком-то совсем несерьезном уровне. Но что вы, что вы! На самом деле, это же очень тонкий фильм с мощным подтекстом: от метафоры механизации любви до сатиры на офисный микрокосм – настоящее, в общем, искусство. Ну а что до актерской игры, то, видимо, создатели решили, что незачем она в маленьком окошке браузера.
Следующий номер – сериал «Мотылек», который являет собой не собрание документальных фильмов о природе, но, цитирую официальный пресс-релиз, «мини-сериал о злоключениях чудика и маргинала по прозвищу Мотылек». За такие формулировки надо, конечно, предавать расстрелу, но само произведение на фоне остального контента «Корбины ТВ» внушает даже какую-то веру в человечество. Каждая серия – это набор немых герметичных (в смысле, с участием одного лишь главного героя) гэгов, в которых режиссер Александр Назаров, ранее занятый на производстве культового сериала «Не родись красивой», сумел акцентировать не пошлость, а какую-то умилительную человеческую теплоту. Немое исполнение, гротескный ретро-антураж и «потертая» монохромная картинка дают понять, что создатели заигрывали с эстетикой Чаплина. Получилось, правда, ближе к популярному в девяностые «Маски шоу», но все равно довольно миловидно.
Наконец, самый потенциально крупный проект «Корбины ТВ» – сериал «Все возможно» – пока состоит всего из одной серии. Экспериментальный формат «интернет-ситкома» предоставляет феноменальные ресурсы интерактива: создатели озвучили просто-таки наполеоновские планы, согласно которым сценарии новых серий будут писаться по заявкам зрителей, предлагающих свои варианты развития событий. Насколько удачно эти амбициозные замыслы воплотятся в жизнь, пока рано судить. Текущая же серия сериала, действие которого разворачивается прямо в офисе «Корбины» (герои, слава богу, вымышленны), оставляет противоречивые чувства. Все тот же Александр Назаров собаку съел на «Не родись красивой» и«Талисмане любви», поэтому режиссура игровых ситуаций в принципе неплоха, но сам сериал скудностью интриги и убогой драматургией сильно напоминает некогда шедшую по центральному ТВ «Клубничку».
Попытка сделать какие-то внятные выводы относительно будущего и даже настоящего индустрии интернет-телевидения (впрочем, под тут вопрос можно поставить даже слово «индустрия») пока что весьма сходна с гаданием на кофейной гуще. Приятно, конечно, что сильные игроки сетевого рынка практически на энтузиазме (рыночные перспективы нового начинания весьма расплывчаты) создают новые ниши в русском сегменте интернета. Парадокс, однако, в том, что телевидение, до рождения Сети бывшее наиболее прогрессивным медиа, в неизбежном вопросе конвергенции со Всемирной Компьютерной оказалось самым консервативным. Мало того что ТВ как информационный канал весьма неохотно переползает в интернет, так еще и размещенный в Сети видеоконтент на данном моменте развития находится на уровне не самых лучших телепрограмм середины девяностых. Обратится ли пользователей к этим произведениям ради одного лишь факта размещения в интернет-среде, привлекут ли его потенциально грандиозные возможности интерактива и удержится ли инициатива интернет-тв на фоне грядущей революции под лозунгом цифрового телевидения – в этом состоит основная интрига на этих тараканьих бегах. Старт – сегодня.
Мнение эксперта
Никита Пасынков, исполнительный директор компании AdFox:
Сейчас есть две тенденции интернет-телевидения: информационные каналы и трансляция фильмов. У нас на сегодня интернет-ТВ практически нет, за исключением нескольких каналов «Стрим-ТВ» (который формально ближе к кабельному телевидению, потому что люди смотрят движущиеся картинки по телевизору, а не на экране монитора) и «Корбины ТВ», которая ретранслирует обычные телеканалы плюс делает свои контент-проекты.За границей сейчас BBC собирается влиться в этот рынок с информационными передачами. Остальные каналы снимают иногда маленькие (около трех минут) сериалы, предназначенные в первую очередь для просмотра с мобильных.
Надо сказать, что информационные передачи нормально ложатся на схему интернет-вещания: люди приходят получить эксклюзивную информацию. А когда пытаются устраивать какое-то развлекательное кино, то это встает поперек горла всем игрокам на кинорынке, а юзер не слишком понимает, что это такое и зачем нужно. С другой стороны, сервисы video-on-demand могут быть очень интересными. Иными словами, в виде информационного канала или видеопроката интернет-видео находит свою аудиторию, а чисто развлекательные интернет-каналы не пошли в массы, потому что все это безо всякого телевидения можно найти среди тысяч роликов, выкладываемых на YouTube и прочие AOL Video.
Еще есть очень интересный вариант продвигает MTV, который в сентябре запускает канал «Flux», в котором интегрируется телеканал и сайт. На последнем заливаются любительские ролики, пользователи голосуют за них, часть идет в эфир, а проходит ретранслируемый на телеканал чат. Есть подозрение, что задача этого проекта - отвести интернет-аудиторию от MySpace. Последний начинал с точно такой же модели, только у них не было телеканала.
Еще одна интересная новость: Google в рамках своей рекламной сети AdSense сейчас будет распространять ролики от ViaCom, вставляя между ними рекламные блоки.
В отдаленном будущем весь обычный «ящик» может ретранслироваться в сеть, и ко всем передачам довольно легко можно будет добавить интерактив (что делается и сейчас при помощи SMS). Сейчас, пока нет ни повсеместно распространенных широких интернет-каналов, ни желания традиционных телеканалов, развлекательные телевизионные (точнее, видео-) сервисы не могут конкурировать с традиционными способами развлечения. Телевидением же называть различные видеотрансляции можно лишь с большой натяжкой: здесь другие модели распространения контента и привлечения аудитории.
Игорь Веселов
polit.ru