Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IPTV: услуги манят, цены кусаются

IPTV: услуги манят, цены кусаются


19.06.2006

IPTV услуги манят, цены кусаются

IPTV как услуга для пользователей с широкополосным подключением к интернету, уже появилась в России. Технологически все готово к "интерактивной революции", новое телевидение обещает новые сервисы и возможности. Тем не менее, сдерживающие факторы более чем серьезные – отсутствие качественного контента и неготовность пользователей к крупным затратам на IPTV.

Перспективы появления новых услуг

Одним из факторов, повлиявших на появление и развитие IPTV, стала заметно возросшая конкуренция среди телекоммуникационных операторов. Перспективным направлением в развитии телекоммуникации является создание широкополосных мультисервисных сетей, позволяющих обеспечить пользователей сервисами класса Triple Play. Подключившись единожды по единственному каналу широкополосного IP-доступа, абонент получает сразу три сервиса вместо одного: высокоскоростной доступ в Интернет - раз, IP-телевидение - два и IP-телефонию - три. Три услуги – и один провайдер, один лицевой счет и, возможно, один сервисный центр.

Одной из услуг в этой технологии является IPTV. На сегодняшний день развитие IPTV напрямую связанно с инвестированием в развитие инфраструктуры сетей, с доступностью оборудования для IPTV. Однако развитие подобных систем – дело, требующее больших финансовых затрат, и не все операторы смогут удержаться на этом рынке. Так в Москве пока только три крупных провайдера начали внедрение IPTV, это «МТУ-Интел», «Центральный телеграф», «Корбина телеком» и «Искрателеком». В Краснодаре – ЮТК, в Великом Новгороде – СЗТ, в Новосибирске «Новотелеком» и в Челябинске «Интерсвязь. Еще несколько десятков российских операторов создали тестовые зоны и готовятся к внедрению систем IP-TV.

Компании «Центральный телеграф», «Корбина телеком», «Искрателеком» и «Новотелеком» сделали ставку на развертывание оптоволоконных сетей. «Корбина телеком» инвестировала в совершенствование собственных сетей около $72 млн. В «Искрателеком» считают, что только транспортная IP-сеть Gigabit Ethernet c оптикой в каждый дом и скоростью до 100 Мбит/с и более в каждую квартиру способна решить задачи IPTV с пакетом дополнительных услуг.

«МТУ-Интел» строит свою сеть, используя технологию ADSL. По мнению большинства экспертов, технологии ADSL не хватит для полноценного функционирования IPTV с полным пакетом дополнительных услуг. Для трансляции программ IPTV с качеством HDTV нужна скорость 15–30 Мбит/с в квартиру, тогда как максимальная скорость, доступная по технологии ADSL пользователю – 7 Мбит/с. При использовании технологии ADSL2+ скорость может достигать 20 Мбит/с. Компания постоянно работает над увеличением пропускной способности канала. На январь 2006 года общая емкость каналов выхода в глобальную сеть составила 5 Гбит/сек. Основными партнерами компании по обеспечению доступа в глобальную сеть являются крупнейшие зарубежные операторы TeliaSonera, LinxTelecom и MCI.

Массовое внедрение услуг IPTV напрямую связано с доступностью абонентского оборудования - STB (Set-Top-Box), которое подключается к IP-каналу, с одной стороны, и к которому. подключается телевизор, с другой. Без абонентской приставки пользоваться услугами IPTV нельзя. Возможность предоставления абоненту тех или иных услуг напрямую зависит от функциональности клиентского оборудования. Сегодня минимальная цена приставки для конечного пользователя не опускается ниже $150, и это и задает высокий «порог вхождения», не позволяющий пока говорить о действительно массовом рынке IPTV. Но, похоже, ситуация скоро изменится – по мере роста интереса к IPTV со стороны операторов, к разработке и производству STB подключается все больше и больше вендоров.

Не так давно крупнейший производитель серверного оборудования Cisco объявил о приобретении компании Scientific Atlanta за $7 млрд. Фирма Scientific Atlanta - это один из известных производителей оборудования для телевизионных сетей, в том числе и клиентских устройств STB, которые как уже было сказано, представляют собой важнейший компонент интерактивного телевидения.

Выход на рынок продукции для интерактивного телевидения ищет и отечественный производитель. Выпуск устройств STB для IPTV предполагается наладить на одном из зеленоградских предприятий, принадлежащих АФК “Система”. Сообщается, что компания намерена вложить в проект более $100 млн.

Компания «Рикор холдинг» занимается предоставлением инновационных информационных услуг. В состав холдинга входят: научно-исследовательская лаборатория Interactive Television Technologies, Арзамасский завод радиодеталей, телевизионный технический центр. Специалисты холдинга разработали цифровую интерактивную платформу RICOR iTV, включающую технологии интерактивного вещания, интеллектуальную приставку STB с видеорекордером, а также инструментарий для создания интерактивного контента. Кроме того, платформа совместима с системами третьих производителей. Специалистами «Рикор холдинга» создана записывающая телевизионная приставка Ricor Personal Adviser для выборочного просмотра телепередач. Приставка обладает интеллектуальными функциями и помимо ручного управления способна самостоятельно определять предпочтения зрителя и формировать для него (в автоматическом режиме) индивидуальный программный лист с возможностью просмотра прошедших передач в любое удобное время. Устройство также может вырезать телерекламу. Среди дополнительных функций: пауза и перемотка телепередачи в прямом эфире, а также дистанционное управление приставкой через мобильный телефон.

Появление на отечественном рынке решений и продуктов российского производства может сделать IPTV более доступным как для российских пользователей, так и для операторов телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационные компании смогут получить доход не только от внедрения IPTV, но и от развития услуг для рекламодателей. Привлекая рекламодателей к размещению рекламы в передачах IPTV, они получат дополнительную выгоду. Например, оборудование компании Terayon Communication Systems позволяет вставлять местную рекламу в передачи IPTV, а так же объединять контент из различных источников, при этом формируя свою программу вещания. Более того, в мире IPTV оказывается возможным вообще персонифицировать рекламу, показывая абоненту рекламу, рассчитанную именно на него: любителю пива – рекламу новой пивной в соседнем доме, а владельцу машины – рекламу подходящего автосервиса.

Возможность внедрять и развивать новые услуги связана с ПО, обеспечивающим управление сервисами. Не случайно софтверный гигант Microsoft приобрел компанию WebTV за $425 млн., а затем инвестировал $1 млрд. в Comcast и $5 млрд. в AT&T, тем самым, начав освоение рынка интерактивного телевидения. На данный момент подразделение Microsoft TV представляет пакет ПО для клиентского оборудования класса middleware - Microsoft IPTV Edition platform и Microsoft TV Foundation Edition. Данные продукты рассчитаны на кабельных и спутниковых операторов и производителей STB-приставок.

Управление сервисами

За управление сервисами отвечает программное обеспечение класса middleware. В перспективе абонент сможет сам подключать или отключать те сервисы, которые ему нужны прямо с экрана телевизора, деньги за подключение или отключение сервисов будут сниматься у него с лицевого счета. Помимо управления подключенными услугами абонент сможет получить информацию о контракте и состоянии своего счета, выбирать пакет услуг, вносить оплату, заказывать выписку. Все изменения в контракте синхронизируются с соответствующими разделами в биллинговой системе и в системе CRM.

Одним из лидеров в написании биллинговых систем является компания Amdocs. По некоторым данным доход компании Amdocs в 2005 г. составил около $2 млрд. Не так давно эта компания подписала соглашение с американской компанией SBC на построение в США оптико-волоконной сети на 18 млн. абонентов. Проект рассчитан на три года.

Помимо Amdocs, отвечающей за биллинг, в проекте должны принять участие еще несколько крупнейших компаний: Alcatel поставит сетевое оборудование, Microsoft - ПО класса middleware, а Scientific Atlanta - клиентское оборудование STB. Пакет услуг помимо самого TV будет включать “видео по запросу”, интерактивное управление лицевым счетом, цифровую видеозапись, а также защиту мультимедиа контента от пиратского копирования.

В конце августа 2005 года российская компания "Communications. Technology. Innovations» (CTI) подписала партнерское соглашение об интеграции своего ПО класса middleware - iVision - с решением для IPTV компании Amdocs. iVision -- это программно-аппаратный комплекс операторского класса для управления видеоуслугами в IP-сетях, созданный командой специалистов CTI. Эта система разработана и поддерживается CTI как часть комплексного решения IPTV.

"Middleware iVision уже работает в режиме промышленной эксплуатации в "МТУ-Интел" ("Стрим ТВ"), "Норильск-Телекоме", ЮТК, "Комкоре" (Akado), в "Азевротел" (Азербайджан), Digital TV (Казахстан) и ряде других компаний. Кроме этого, ряд операторов проводит тесты системы на своих пилотных зонах IPTV. Мы наблюдаем в течение последнего года нарастающий интерес к IPTV со стороны самых разных операторов – от традиционных до провайдеров интернет - и думаем, что это не случайно – тема интеграции услуг на базе IP все активнее внедряется в практику операторского бизнеса," - считает Игорь Масленников, генеральный директор CTI.

Телевидение

При подключении к IPTV пользователь выберет пакет каналов, за которые он будет платить абонентскую плату. При просмотре пользователь будет выбирать понравившийся канал из списка прямо на экране телевизора. Телеканалы могут быть объединены по жанру для более быстрого доступа. Кроме того, при необходимости телезритель сможет воспользоваться услугой виртуального цифрового видеомагнитофона. Подобную услугу в режиме тестирования уже предлагает «Корбина телеком». Суть услуги заключается в том, что абонент с экрана телевизора устанавливает время начало записи, а потом в удобное для него время просматривает записанное.

IPTV, благодаря наличию обратной связи, предоставит телезрителю новые возможности активного участия в телепередачах: интерактивных опросах, on-line телешоу и викторинах.

Новое телевидение - это не только предоставление абоненту интерактивного медиаконтента, просмотр телепрограмм, но и переход к трансляции изображения высокого разрешения (HDTV). В Москве услуги HDTV в тестовом режиме предоставляет «Искрателеком». Это два промо-телеканала HDTV Euro 1080 HD1 Promo и HDTV Astra HD Promo, трансляция идет на немецком языке.

Видео и музыка по требованию

Абонент через интерактивное меню выбирает в списке понравившийся фильм. Если его устраивает стоимость фильма, он подтверждает свой выбор и может приступать к просмотру. По ходу просмотра он сможет приостанавливать фильм, перематывать вперед или назад - все как в обычном DVD-проигрывателе. Одно из основных преимуществ этой услуги для абонента в том, что просмотру больше не будут мешать рекламные паузы. Пользователь сможет посмотреть понравившийся фильм в любое удобное для него время. Аналогично обстоит дело и с музыкой по требованию. Основная трудность для реализации услуги состоит в защите авторских и смежных прав на медиаконтент.

В настоящее время все серьезные проекты IPTV оснащаются средствами защиты от незаконного копирования и/или управления доступом к контенту. Ведущими поставщиками решений защиты видеоконтента (Conditional Access System) являются компании Irdeto, News Digital Systems (NDS). Ведущими поставщиками систем управления доступом к контенту (Digital Rignt Management) являются компании Verimatrix и Widevine.

"Операторы IPTV, использующие решения на базе Vermatrix, не имеют проблем в переговорах с правообладателями, поскольку авторитет DRM-системы Verimatrix, как средства защиты контента, весьма высок. К тому же система Verimatrix очень гибкая и удобная в работе, не связана с ограничениями на архитектуру остальных компонент полного решения IPTV, не требует аппаратной модификации абонентской приставки", - уверяет Игорь Масленников.

Между системами CAS и DRM есть существенная разница. Первые являются выходцами из традиционного платного телевидения – кабельного или спутникового, их задача – максимально затруднить «нелегальный» просмотр, тщательно зашифровав контент, так как процесс передачи данных неконтролируем – оператор не знает, кто, когда и где его получил. Вторые родились в IP-сетях, где главная задача – управлять доступом к контенту, его обменом и модификациями. В этом случае оператор, в принципе, знает или может узнать, кто, где и когда тот или иной контент получил.

В настоящее время в сегменте IPTV наблюдается дефицит медиаконтента. Это связанно с тем, что большинство производителей пока настороженно относятся к новой технологии. Ситуация может измениться с приходом на этот рынок крупных игроков, занимающихся производством собственных телеканалов и медиаконтента. Так, в начале февраля 2005 года компания «МТУ-интел» подписала контракты с крупнейшими голливудскими производителями Buena Vista (Disney), Warner Bros и Paramount Pictures на демонстрацию фильмов в рамках сервиса «Виртуальный кинозал». Контракты подписаны на три года и предусматривают показ премьерных фильмов зрителям «Стрим ТВ» в рамках сервиса pay-per-view (PPV) через 3 – 6 месяцев после начала показа в российских кинотеатрах.

Чего не стоит ждать от IPTV

Развитие широкополосных сетей должно стать основой концепции Smart Home. Телевизор будет центром управления (через клиентское устройство класса STB и дистанционный пульт) домашним хозяйством и бытовыми приборами, а также своеобразным «окном в мир», средством общения и доступа к информационно-развлекательным ресурсам. Но это далекие перспективы. Сейчас, например, для того чтобы смотреть видео в качестве HDTV, мало будет купить STB и подключиться к IPTV. Необходимо приобрести широкоформатный телевизор и домашний кинотеатр. К сожалению не каждому российскому абоненту по карману подобная техника. Не каждый российский абонент сегодня сможет отказаться от обычного телевидения в пользу IPTV, так как затраты на подключение весьма высоки. Не до конца отработаны технологии и стандарты, пока не решен вопрос с лицензированием IPTV. Так что на «золотое эльдорадо» для провайдеров новая технология не претендует.

CNews.ru