Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Юрий Измайлов: "Мы готовы предоставлять услуги в любом формате на всей территории России"

Юрий Измайлов: "Мы готовы предоставлять услуги в любом формате на всей территории России"


27.12.2005

Результаты работы ведущего российского опреатора ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) во многом повлияют на развитие спутниковой связи в стране. О том, чего удалось достичь компании и какие планы перед ней стоят, рассказал нашему корреспонденту Юрий Измайлов, и.о. генерального директора ГПКС.

- Завершается 2005 год. Насколько удачным он был для компании?

- Коротко ответить на ваш вопрос довольно сложно, так как итоги уходящего года очень значимы для компании. Прежде всего, это успешное завершение Федеральной космической программы 2000-2005 гг. Мы осуществили запуск 10 спутников, хотя программа предусматривала запуск только 8 космических аппаратов серии "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ". В сложный для орбитальной группировки переходный период, для обеспечения телевизионного вещания в отдаленных районах нашей страны, мы были вынуждены "реанимировать" и подготовить к запуску спутник, до этого семь лет хранившийся на земле. Два аппарата, выведенные на орбиту сверх программы, - "Горизонт" и "Экран", сыграли важную роль в предоставлении информационных услуг на территории Сибири и Дальнего Востока. Выполнение Федеральной программы являлось главной задачей, стоявшей перед предприятием. И она успешно выполнена!

Вторым по значимости итогом я считаю то, что предприятие перешло к самостоятельному управлению существующей группировкой, контролю функционирования спутников и измерению параметров орбит. По сути дела, мы создали уникальную систему управления и мониторинга, аналогов которой сегодня еще нет ни у одного спутникового оператора на территории России.

Еще одно достижение - ГПКС постепенно превращается из национального в глобального оператора. Так можно охарактеризовать сегодняшнее положение ГПКС на мировом рынке. Начиная выполнение Федеральной космической программы, мы находились во второй десятке мировых операторов, а сегодня уже поднялись на 5-6-е место среди ведущих операторов, таких как Intelsat и Eutelsat. С учетом зон обслуживания наших спутников наша компания вышла далеко за пределы России, стран СНГ, Европы и Ближнего Востока. Зоны покрытия стали глобальными и распространяются от Северной и Южной Америки до Австралии.

Мы практически полностью отказались от трансляции аналогового телевизионного сигнала и перевели все сети распределения федеральных программ на цифровой формат. Теперь пользователям на всей территории России доступны цифровое телерадиовещание и современные телекоммуникационные услуги. Думаю, что это тоже серьезное достижение.

Наконец, мы продолжали совершенствовать свою структуру и стратегию развития, придерживаясь общих тенденций развития отрасли связи и тех направлений, которые определило Министерство информационных технологий и связи. Поэтому в настоящее время наш космический сегмент, который в отдельных случаях является единственно возможным средством доставки информации, повторяет топологию, присущую операторам наземных систем, а по ряду услуг мы их даже превосходим. Сегодня нашими услугами можно воспользоваться практически в любой точке на территории России. Мы готовы предоставлять услуги в любом формате и для любого потребителя.

- Недавно была утверждена Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг. Оправдала ли она ваши ожидания, и какие новые задачи ставит она перед ГПКС?

- Программа представляет собой основную концепцию развития космической отрасли, которая выполняется под эгидой Федерального космического агентства. В рамках программы ГПКС занимается решением задач, связанных с развитием услуг телерадиовещания, телефонной связи, подвижной связи, высокоскоростного доступа к сети Интернет. Значимость этой программы для нас определяется не столько количеством и сроками запусков космических аппаратов, сколько тем, что нового мы сможем предложить нашим клиентам.

В Федеральной космической программе, которая, как и предыдущая, разрабатывалась и с учетом наших предложений, мы не стали ограничиваться только поддержанием существующего состояния группировки, а пошли дальше, стараясь максимально учесть тенденции развития космической техники, техники связи, информационных услуг. И теперь мы расширяем традиционное поле деятельности ГПКС. В эту программу мы заложили новое для нас направление - непосредственное радиовещание, причем не с геостационарной орбиты, а с помощью комплекса спутников на высокоэллиптических орбитах.

Особенность новой программы также в том, что мы создаем новые подходы в построении аппаратов и полезных нагрузок. Сегодня срок активного существования аппаратов - 7-12 лет. В программу, которую мы начинаем в настоящее время, закладываются аппараты, которые будут существовать на орбите 15 лет и более. Конечно, определены и другие аспекты - повышение надежности и работоспособности аппаратов, возможность переключения между диапазонами, изменения диаграмм направленности антенн, мощностей, чтобы в ближайшие 10 лет можно было эффективно реконфигурировать наши полезные нагрузки с учетом специфики задач и изменения структуры сигналов.

Повышаются энергетические характеристики полезных нагрузок, что позволяет использовать более дешевые терминалы. Мы находимся в процессе перехода от традиционных средних спутников к аппаратам разных классов - малым, средним и более мощным, потребность в которых обусловлена выходом на новые рынки.

Мы начнем осваивать новые диапазоны, ранее не используемые в России. Это потребует от предприятий и государственных органов, в том числе Министерства информационных технологий и связи, проведения работ по международной координации в целях использования наших аппаратов в точках, где Россия пока не имеет частотных присвоений.

- Сейчас происходит консолидация компаний. Последний пример - слияние Intelsat и PanAmSat. Вместе с тем, недавно ГПКС объявило о выходе на мировой рынок, где придется конкурировать с такими гигантами, как Intelsat и SES Global. Каким вы видите свое участие в мировом разделе спутникового рынка?

- Вопрос интересный. Сегодня, по сути, никто пока не осознал серьезных последствий объединения компаний Intelsat и PanAmSat. Объединенный флот компании Intelsat составил 53 аппарата. Такое количество спутников позволяет решать задачи резервирования аппаратов, дает возможность "быстрого маневра" на орбите. Думаю, это объединение окажет серьезное влияние на повышение уровня конкуренции на рынке.

Полагаю, что в 2006 г. и в последующий период нам необходимо повысить привлекательность услуг, предоставляемых ГПКС клиентам. Это означает изменение не только ценовой политики. Расширяется география присутствия компании: наша компания работает, например, и в Ирландии, и в Австралии, а это свидетельствует о том, что она занимает свою нишу, наши аппараты конкурентоспособны. Выходя на международный рынок, ГПКС старается воспользоваться лучшим опытом конкурентов, внося одновременно что-то новое. Мы стремимся к тому, чтобы наши услуги были востребованными не только на российском, но и на международном рынке.

- Претерпела ли за прошедший год изменения структура загрузки космического сегмента ГПКС? Будет ли она меняться в дальнейшем?

- Структура загрузки приобрела новую динамику. Появились новые провайдеры услуг, с нашей помощью стали предоставляться услуги в районах, не обеспеченных ранее связью. Растет количество региональных телерадиовещательных компаний.

Сегодня на телерадиокомпании России и стран СНГ приходится 23% загрузки. Около 31% емкости потребляют российские заказчики каналов и услуг. При этом значительно увеличилась доля иностранных компаний - до 39%. Это свидетельствует о востребованности емкости спутников "Экспресс-АМ" на зарубежных рынках.

- Предоставляет ли сейчас ГПКС услуги подвижной связи?

- Для ГПКС подвижная спутниковая связь - традиционная задача, которая всегда ставилась перед нами и всегда успешно решалась. Она осталась актуальной и в свете новой Федеральной программы. В первую очередь этой услугой пользуются государственные структуры, но интерес к ней проявляют и коммерческие организации, пока, правда, на вторичной основе. Мы предоставляем услуги подвижной связи в любой точке мира, причем не только на суше, но и в воздухе, и на воде. Разрабатываются новые отечественные терминалы.

В этой работе мы опираемся на российских производителей.

- В ближайшее десятилетие предусмотрены запуски не менее 15 новых аппаратов разных серий. В то же время известно, что емкости современных спутников связи загружены на 50-70%. Не создаст ли это проблемы с их окупаемостью?

- Такая проблема может существовать у любого оператора, и мы ее не исключаем. Но, если говорить о наших аппаратах, то их загрузка достаточно высока. На отдельных спутниках практически нет свободной емкости. Это свидетельствует о том, что рынок у нас далек от насыщения, хотя в мире наблюдается избыток предложения. Но рынок России в частности и СНГ в целом еще долго будет не удовлетворен полностью. Развиваются VSAT-технологии, появляются новые региональные телерадиовещательные компании, создаются корпоративные сети. Тысячи населенных пунктов лишены необходимых услуг связи. Все это потребует дополнительной емкости.

Мы считаем, что до 2010-2015 гг. перепроизводства не будет. Необходимо также решать вопросы резервирования аппаратов и каналов, перераспределения загрузки клиентов. Далеки от насыщения рынки Юго-Восточной Азии и Африки. Многое, конечно, будет зависеть от тарифной политики, себестоимости аппаратов и услуг, которые мы предоставляем сейчас и планируем вводить в будущем, от того, как будет выстраиваться маркетинг компании с учетом требований рынка.

- Среди планируемых к запуску спутников есть малые космические аппараты серии "Экспресс-МД". Раньше аппаратов такого класса в составе группировки не было. Понятно, что они будут обладать меньшими возможностями. Чем тогда обусловлена потребность в них?

- Мы начали создание малых спутников не вчера и не сегодня. Потребность в них обусловлена целым рядом причин.

Во-первых, ракета "Протон", разработанная ГКНПЦ им. М. В. Хру-ничева, на сегодняшний день самый мощный из наших носителей. Она способна выводить на орбиту космические аппараты массой около 3,5 т. Спутники среднего класса, которые мы создаем, имеют массу 2,6 т, т. е. почти тонна тяги остается неиспользованной. Второй аналогичный аппарат разместить на ракете-носителе нельзя, а вот малый аппарат поставить можно. Причем это снижает затраты на услуги по запуску.

Во-вторых, малый спутник идеально подходит для "зондирования" рынка, особенно если он будет иметь ретрансляторы нескольких диапазонов и разных мощностей. Если для этого использовать большой аппарат, то в результате изменения рынка или ошибки маркетинга велика вероятность, что затраты на спутник могут и не окупиться. Используя малый спутник, мы сначала убедимся, что в данной точке он будет приносить доход, и только потом разместим там более мощный аппарат. Рынок может меняться каждые три-четыре года, а запущенный аппарат уже не изменишь.

Еще один аргумент в пользу малого спутника состоит в том, что с его помощью можно дополнить возможности большого спутника по предоставлению услуг связи в том или ином регионе. Например, в тех случаях, когда есть потребность в небольшом увеличении емкости, но нет необходимости ставить в эту точку второй большой спутник.

Другой пример. Малые спутники имеют не очень высокую себестоимость, и их выгоднее использовать для резервирования точки, где вышел из строя другой аппарат. Вообще, я считаю, для успешной работы на рынке нужно обладать максимальным набором инструментов.

- Несмотря на упрощение регистрационных процедур и обновление космического элемента, качественного изменения ситуации на рынке VSAT пока не произошло. Как, на ваш взгляд, можно оценить перспективы его развития?

- Недавно было принято решение, направленное на еще большее упрощение процедуры регистрации. Если до недавнего времени необходимо было добиваться решения ГКРЧ по каждой станции, то сегодня это требование отменено. Если мы выдаем клиенту частотное назначение, которое у нас уже скоординировано, проводить дополнительные согласования теперь не нужно.

В результате резко сокращается бумажная волокита, которая раньше растягивалась на полгода.

Можно сказать, что в целом настрой оптимистичный - начинается активное развитие VSAT. Наряду с ведомственными сетями технологии VSAT используются для создания региональных и более мелких сетей. Кроме того, сегодня идет снижение стоимости наземных терминалов - они становятся все доступнее для массового использования.

- Расскажите, пожалуйста, о планах компании на 2006 г.

- Предстоящий год будет для нас, возможно, менее напряженным в плане строительства космического сегмента, однако мы собираемся больше внимания уделить развитию наземной составляющей, так как "земля" в настоящее время несколько отстает от развития спутниковой группировки. Мы ее должны "подтянуть" и произвести модернизацию с учетом новой программы.

И, конечно, главная задача - максимальное использование ресурсов существующей группировки, повышение качества и надежности, расширение набора услуг. Работы много, но тем больше появляется возможностей, чтобы повысить коммерческую составляющую деятельности компании.

comnews.ru