Телевидение продолжает наращивать объемы этого контента, несмотря на сократившиеся из-за кризиса доходы от рекламы. Развлекательные программы заняли в эфире центральных каналов 20,4% от общего эфирного времени, а сериалы оказались на втором месте — 19,7%.
При этом изменились и зрительские предпочтения: на первое место вышли приключенческие фильмы и сериалы, а комедии в обоих сегментах отступили на второе место. Третьим по популярности жанром стала мелодрама.
Больше всего приключенческих фильмов выходит на СТС (27%) и на НТВ (27%), комедий — на ТНТ и РЕН ТВ (по 34% на обоих каналах), а мелодрамам отдает предпочтение канал "Россия" (63%).
При этом процент российского кино остался почти неизменным, а вот доля сериалов и фильмов американского производства на центральных российских каналах увеличилась на 14%.
С учетом кризиса производственные бюджеты всех каналов сократились, а потому в производстве были не все заявленные проекты. Как отметил продюсер Владислав Ряшин, ситуация в индустрии сегодня тяжелая, так как рынок рекламы сильно упал, курс доллара не снижается, а у многих телеканалов всё равно остаются валютные международные проекты (в основном адаптации западных телесериалов).
— В прошлом году в эфир выходили проекты, находившиеся в запасе, — рассказал "Известям" Ряшин. — Именно этот запас позволил сохранить видимость того, что кризис не отразился на производстве. В этом году паузу затягивать уже нельзя. Телевизионный рынок — инерционный. В начале года анонсировали запуск большого количества проектов, но стартовали далеко не все — почти в два раза меньше, чем было заявлено. Хотя в целом запущено в производство больше проектов, чем в 2014 году.
По словам киноведа, кандидата экономических наук Даниила Дондурея, несмотря на трудности, телеконтент будет наращивать объемы.
— Телевизионный бизнес — один из важнейших в нашей стране, так как занимается изготовлением массовых представлений о происходящем, — отметил Дондурей. — Сериалы тоже несут эту функцию. Россия — чемпион мира по производству сериалов. В 2015 году снималось 815 названий. Показали в эфире не более 600 — так что есть запас на следующие два года.
Телеканалы становятся привлекательней для режиссеров и актеров, и многие уходят из большого кино в телевидение. Однако, как отметил режиссер и продюсер Федор Бондарчук, кадровых резервов в индустрии не хватает, это проблема сегодня — одна из основных, и главная задача сейчас — развивать кинообразование.
— Все пугали кризисом и снижением объема производства, но в индустрии по-прежнему не хватает профессионалов, чтобы удовлетворить потребности телеканалов в создании кино- и сериального контента, — рассказал "Известиям" Бондарчук. — Конечно, из-за кризиса сократились производственные бюджеты, но при этом в рубле стало удобнее работать. На сезон не договориться ни с актерами, ни с режиссерами — дефицит. Все говорят, что в индустрию не пробиться. Это — полная ерунда. Все продюсеры сегодня находятся в поиске звезд. А их нет. Все талантливые молодые авторы — в первую очередь режиссеры и операторы — востребованы.