Компания МТС сообщила об удвоении спроса на мобильный интернет у путешественников внутри страны в начале летнего туристического сезона 2016 г. Безлимитный мобильный интернет в поездках по России стал драйвером спроса на традиционные услуги, которые переживают "второе рождение" — туристы не только активно общаются в социальных сетях, но также активно звонят и отправляют SMS.
Количество путешественников внутри страны по итогам мая-июня 2016 г. выросло на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом их активность в поездках значительно увеличилась. Рост востребованности телеком-услуг в путешествиях по России сильнее всего заметен у пользователей интернет-сервисов: в мае-июне 2016 г. количество data-юзеров во внутрисетевом роуминге выросло на 21% в сравнении аналогичными месяцами 2015 г., а data-трафик увеличился на 96%. Причина опережающего роста трафика в росте потребления мультимедийного контента, в связи с распространением LTE-устройств и популяризацией технологии LTE.
Среди путешествующих по России туристов выросла популярность и традиционных услуг связи, таких как звонки и SMS, которые в поездках переживают "второе рождение": темп роста их потребления на порядок выше, чем в среднем по стране. По итогам отчетного периода, объем исходящих вызовов в поездках вырос в 1,9 раза за год на фоне одноцифровой среднероссийской динамики, что свидетельствует о том, что россияне перестали бояться звонить в роуминге и активно рассказывают близким о впечатлениях от поездок. Причем они делятся эмоциями не только в разговорах, но и отправляя SMS, популярность которых выросла за год сразу на 40% в сравнении с 7%-ным ростом весной 2015 г.
Телеком-сервисы стали пользоваться большей популярностью у путешественников, поскольку за них теперь не нужно дополнительно платить, поскольку они уже включены в тариф, который действует по всей России. Пакетные тарифы линейки Smart, запущенные в начале лета 2015 г., сегодня занимают больше половины всех продаваемых тарифов в салонах розницы МТС и позволяют абонентам МТС пользоваться всеми услугами мобильной связи в поездках по стране по той же цене, что и дома.
Выяснилось, что самые активные путешественники живут в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске (рис. 1). Лидерами по динамике туристической активности в отчетный период стали Биробиджан, Пенза, Улан-Удэ, а также Хабаровск и Горно-Алтайск — эти города показали максимальный темп роста числа выехавших путешественников.
Самыми популярными у интернет-серферов стали города центральной России, в частности города "Золотого кольца" в связи с высоким спросом на посещение исторических достопримечательностей; республики Кавказа; республика Алтай со своим туристическим кластером и культурная столица России — Санкт-Петербург.
Лидером по объему скачанного интернет-трафика и по росту турпотока остается Москва, которая для туристов может быть не только пунктом назначения, но и транспортным хабом: в мае-июне интернет-туристы скачали в столице в 2,5 раза больше трафика, чем год назад. Большое влияние на потребление интернета в Москве оказало расширение сети LTE в столице и выросшая до 6,1 Мбит/с или почти вдвое за год средняя скорость интернета.
Число пользователей смартфонами во внутрисетевом роуминге выросло на 23%, и примерно на столько же снизилось количество пользователей обычными кнопочными телефонами. На 19% увеличилось количество пользователей модемов, путешествующих по стране, а вот планшетами россияне стали пользоваться меньше — снижение по сравнению с маем и июнем 2015 г. составило 8%.
Объем скачанного в поездках трафика значительно вырос у всех девайсов (рис. 2), но первое место по темпам роста надежно удерживают смартфоны — объем трафика за год увеличился в 2,2 раза, на втором месте планшеты — рост объема потребления составил 54%. Пользователи обычных телефонов в начале туристического сезона 2016 г. скачали на 48% больше, чем годом ранее.
Наибольшей популярностью во время поездок по стране пользуются картографические сервисы, туристические приложения, социальные сети и интернет-браузинг. Максимальные темпы роста зафиксирован у соцсетей и мессенджеров, в которые все чаще ходят за тем, что раньше искали с помощью интернет-поиска — новостями, развлечениями, играми, общением. Доля трафика, который пользователи тратят на электронную почту, продолжает уменьшаться. Спрос на интернет-браузинг и интернет-поиск остался практически без изменений, но внутри группы вырос спрос на тяжелый контент — в роуминге абоненты могут позволить себе смотреть видеоролики и сериалы, пользоваться сервисами потокового видео без страха потратиться.
Для роста спроса на Интернет в поездках по России есть две основных причины: отмена внутрисетевого роуминга и расширение сети LTE, которые сегодня действуют в 83 регионах России.