Депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов считает, что такие передачи провоцируют у россиян отказ от традиционного медицинского лечения, а также рост экстремистских настроений.
— В погоне за популярностью и высокими рейтингами многие СМИ стали эксплуатировать "потустороннюю" и мистическую тематику. Всё чаще в телеэфирах можно встретить "шокирующие" признания якобы жертв похищений инопланетян, советы "потомственных колдуний" или "битвы ясновидцев против экстрасенсов, — считает Милонов.
Он особо отметил, что в данных передачах "зрителям часто дают возмутительные или даже опасные советы: от народных средств для приворота до народных средств лечения опасных заболеваний".
— Человек, отказывающийся от профессионального лечения в пользу "советов знахарки", рискует своей жизнью и здоровьем близких родственников, — негодует Милонов. — Ситуация может обернуться настоящей трагедией, если, например, такой телезритель попытается лечить своих детей от воспаления аппендицита настойкой коры дуба и заговорами, которые услышал в одной из таких передач.
Более того, уверен депутат, пропаганда мистицизма в СМИ готовит почву для появления в стране разного рода сектантских и экстремистских движений, "противостоящих традиционным российским ценностям, основанным на христианской морали".
Даже в случае запрета телеканалы смогут избежать убытков, считает президент холдинга RuTube Ромир Андрей Милехин. Он считает, что на место мистических передач придут другие, не менее рейтинговые:
— Реклама в прайм-тайм может доходить на рейтинговом канале до нескольких сотен тысяч долларов. Производство рекламного ролика тоже стоит денег. Его бюджет от 10—20 тысяч долларов до 2 млн долларов. Исходя из цифр, озвученных экспертами, можно предположить, что запрет на показ мистических программ на отечественном ТВ может обойтись производителям рекламы и самим телеканалам потерями в десятки миллионов долларов в год.
Милехин уточнил, что рейтинг мистических программ небольшой. Поклонники такого контента — очень специфическая аудитория, да и затраты на его производство не столь велики, как на постановочные шоу. Он находит инициативу правильной лишь в том смысле, что она обнажает отсутствие концепции отечественного телевидения.
— Телевидение помимо коммерческих функций играет важную социальную роль. На нашем рынке есть коммерческие каналы и государственные. Во многих странах мира есть общественное телевидение, которое живёт на общественные взносы или абонементскую плату. У нас, к сожалению, всё это немножко смешано. Поэтому непонятно, где бизнес, где колдуны и маги, а где государственная позиция, — говорит Милехин