С 22 по 26 сентября Госфильмофонд России проводит в Ницце III Фестиваль российского кино, посвященный 70-летию Победы. Форум открылся французской премьерой фильма "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией" Александра Сокурова. Также в преддверии фестиваля Сокуров провел мастер-класс. В течение пяти дней жителям и гостям столицы Лазурного Берега покажут в Синематеке Ниццы и кинотеатре "Пате Массена" лучшие советские фильмы о Великой Отечественной войне ("Летят журавли" Михаила Калатозова, "Небесный тихоход" Семена Тимошенко), программу мультипликации, а также несколько новых российских картин — "А зори здесь тихие" Рената Давлетьярова и "Битву за Севастополь" Сергея Мокрицкого. О фестивале и новых проектах Госфильмофонда "Известиям" рассказал генеральный директор организации Николай Бородачев.
— Насколько трудно было согласовать и провести премьеру "Франкофонии" Александра Сокурова?
— Очень сложно. Фильм выкуплен французами для показа. И в ходе подготовки фестиваля между продюсерами случилось недопонимание. Сперва нам дали разрешение на показ фильма, мы связались с Александром Сокуровым, он подтвердил, что приедет. А потом один из продюсеров позвонил Сокурову и сказал, что не разрешает показ. Сокуров уже запланировал другое мероприятие в день открытия фестиваля. И когда стало ясно, что фильм всё же покажут, Сокурову пришлось ломать график: он изначально хотел в любом случае приехать на мастер-класс, но на открытие уже не оставаться.
Я очень рад, что в итоге он дал согласие присутствовать на премьере. У нас получилось великолепное открытие фестиваля. Как его встречала аудитория! Его не отпускали минут пятнадцать. Я в первый раз вижу, чтобы режиссера так встречали.
— Есть планы по дальнейшему сотрудничеству с Александром Сокуровым?
— Мы с ним много сейчас общались и решили, что совместно будем проводить по всей России мероприятия с его фильмами. Это будет новый проект. В октябре мы обязательно организуем его мастер-класс в Москве в нашем кинотеатре "Иллюзион", сделаем ретроспективу: покажем абсолютно все его фильмы. Наш представитель в Вене хочет, чтобы в декабре там прошла премьера "Франкофонии", а Сокуров дал мастер-класс. Также мы планируем показ этого фильма в Марселе.
— Фестиваль посвящен 70-летию Победы. Какие еще проекты Госфильмофонда посвящены этой дате?
— Мы серьезно поработали: показали очень много фильмов о Великой Отечественной войне в разных странах. Всего их 754 в нашей коллекции. Фильмы о войне пользуются спросом во всем мире, особенно в Китае. В Греции очень теплый прием оказали, было много журналистов. Сейчас мы открыли представительства в Испании и Португалии. Там тоже готовим мероприятия, посвященные 70-летию Победы.
Вообще популяризации коллекции Госфильмофонда и российского кинематографа мы уделяем достаточно внимания. В 2014 году мы за рубежом показали более 1,4 тыс. фильмов. Это очень много. Ни одна российская организация такой работы не проводит. И мы делаем это за свои деньги. Госфильмофонд России в мире знают даже лучше, чем в нашей стране. Мировой имидж Госфильмофонда очень высок. У нас самая большая коллекция фильмов, она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В Европе ходит пословица "Если вы потеряли последнюю надежду найти какой-то старый фильм, то обращайтесь в Госфильмофонд России".
— Вход на показы бесплатный?
— Мы не имеем права брать деньги: идет популяризация нашей коллекции, российского кинематографа. Пока финансово мы эти мероприятия вытягиваем. Конечно, нам очень помогают отчисления от авторских прав. Часто помогают представители принимающей стороны. В Ницце, например, нас очень поддерживает мэрия и Синематека. Они очень любят Россию и часть расходов по фестивалю берут на себя. Например, расходы по аренде кинотеатра, где проходило открытие фестиваля, расходы по приглашению Сокурова, по рекламе. Там, где есть такая гармония с принимающей стороной, всегда получаются хорошие мероприятия.
Кстати, в октябре в Ницце у нас будет еще один проект: мы хотим сделать премьеру фильма "Крым. Путь на родину" Андрея Кондрашева. Мы уже показывали его в Локарно, и народу было очень много.
— Госфильмофонду на 2% (с 908 млн до 892 млн рублей) урезали финансирование в рамках ФЦП "Культура России. 2012–2018". Насколько это существенно скажется на его работе?
— Я не связываюсь ни с ФЦП, ни с Минкультуры: это настолько сложно, больше нервов потратишь. Мы практически всё делаем за свой счет. Мы сами зарабатываем и тратим эти средства на популяризацию коллекции и обновление оборудования.
— Какие продюсерские проекты ведет сейчас Госфильмофонд?
— По просьбе президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова делаем фильм "Ингуши". Это будет документальный фильм об истории ингушей. Они дают нам часть финансирования, хотя основную нагрузку мы берем на себя. Мы понимаем, что такие республики, как Ингушетия, Абхазия, — это бедные республики. Еще один документальный фильм делаем про первого президента Абхазии Владислава Ардзинбу, это будет уже вторая картина Госфильмофонда о нем.
Единственный художественный фильм — это копродукция с греками, очень важный проект. Это картина про министра иностранных дел в царской России, грека по происхождению, Иоанна Каподистрию. Сейчас ведутся организационные работы, мы ищем финансирование. Это исторический фильм, дорогой, он требует больших затрат, в том числе на костюмы.
— Уже известно, когда будет открыт Культурный центр имени Жерара Депардье в Саранске?
— В марте 2016 года. Когда нам дали этот кинотеатр, он представлял собой развалины. Мы делаем там четыре зала: два зала — специально для детей, для показа мультипликации. Еще в двух залах будем показывать фильмы, проводить мероприятия, творческие встречи.
— Почему решили центру присвоить имя именно Жерара Депардье?
— Он житель Саранска, он там прописан. Когда он приезжал туда, мы главе Мордовии Владимиру Волкову сказали, что нужен центр кинематографии, он за эту идею зацепился. У них самих денег на это нет, так что кинотеатр ремонтируется за наш счет.
— Депардье приедет на открытие?
— Конечно! В этом центре мы еще и его ресторан открываем: изначально по проекту в этом кинотеатре был ресторан. Мне кажется, этот культурный центр поможет повысить имидж республики.
— "Солнечный удар" Никиты Михалкова выдвинули от России на "Оскар". На ваш взгляд, есть ли шансы у этого фильма войти хотя бы в шорт-лист?
— Если политическая составляющая не будет мешать, я думаю, шанс есть. Но вы посмотрите, что с "Франкофонией" Сокурова сделали: все критики европейские и Средиземноморья назвали на фестивале в Венеции этот фильм лучшим европейским фильмом. Он прошел на фестивале в Венеции, но приза не дали. Что это — как не четкая и явная политическая составляющая? Так и с фильмом Михалкова может получиться.
Кстати, Никите Сергеевичу 21 октября исполняется 70 лет. Госфильмофонд выпустил подарочное издание с его фильмами — два блока по 10 дисков, там все его и актерские, и режиссерские работы будут представлены. На следующий год готовим аналогичное издание по творчеству Сокурова.
— Как думаете, какой еще фильм можно было выдвинуть на "Оскар" от России?
— У Станислава Говорухина вышел неплохой фильм "Конец прекрасной эпохи". Можно было бы, наверное, его отправить. А больше, наверное, и нечего назвать. И это свидетельствует об определенных проблемах в сфере производства отечественного кино. Я убежден, что, пока кино не отделится от Минкультуры, результатов не будет. Я писал 4 года назад Станиславу Говорухину обращение как главе комитета по культуре Госдумы. Госфильмофонд и в Советском Союзе, и в России уже много раз объединяли и разъединяли с Минкультуры. И я поручил историкам сделать анализ. Получилось, что все лучшие фильмы советского периода были сделаны именно в тот момент, когда кино являлось отдельной структурой. Как только объединяли с Минкультуры, начинался спад. И это понятно. Минкультуры — такая махина, им не до кино, у них свои задачи и свои проблемы. А кинематограф — специфическая структура, им нужно заниматься отдельно. Только тогда будет результат. Пока всё смешано, результата не будет. Опыт это показывает.
Известия