Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Алекандр Цекало: самая оптимальная форма работы — когда маленькая компания выпускает небольшое количество сериалов

Алекандр Цекало: самая оптимальная форма работы — когда маленькая компания выпускает небольшое количество сериалов


11.12.2014

Алекандр Цекало самая оптимальная форма работы — когда маленькая компания выпускает небольшое количество сериалов

Кинокомпания "Среда" восемь лет производит успешные проекты для ведущих российских телеканалов. Ее генеральный продюсер Александр Цекало впервые рассказал о внутреннем устройстве компании и ее отличиях от конкурентов.

Компактность — наш сознательный выбор: мы не хотим быть большой компанией, так как занимаемся „ручной работой". Лично для меня это самая оптимальная форма работы — когда маленькая компания выпускает небольшое количество сериалов. Хотя, конечно, „небольшое количество" — это относительно. Сейчас мы снимаем пять сериалов для „Первого канала", один пилот для СТС, а несколько проектов для ТНТ уже готовы к производству — объем серьезный".

Где берутся идеи?

В нашем производстве нет кнопки „старт", но есть уже отработанные „маршруты", которым мы стараемся следовать.

Поиск идей начинается с мониторинга рынка. Очень важно понимать, что происходит во всем мире, какие сериалы снимают все, кто задает тренды: американцы, англичане, шведы, датчане, израильтяне. Также нужно следить и за российскими производителями, хотя мы считаем, что наши проекты не похожи на те, что производит большинство компаний.

Лицензионные сериалы — это скорее капитализация репутации: всегда приятно сказать, что мы сотрудничали с BBC или Warner Bros, а экономически такие проекты невыгодны

Затем мы начинаем двигаться в различных направлениях. Один из возможных путей — это поиск книги для экранизации. Никаких примеров я приводить не буду, так как промышленный шпионаж сегодня — большая проблема. Скажу только, что сейчас совместно с Александром Коттом мы пишем сценарий по одной книге, которая меня впечатлила еще в 1984 году.

Другой путь — это адаптации зарубежных сериалов. Я смотрю сериалы постоянно: в день три эпизода минимум, 10 — максимум. В машине, ночью, когда не спится, между встречами в офисе. Плюс постоянно езжу на рынки, скрининги, также нам присылают специальные ссылки для „своих", иногда даже просматриваю пиратские записи. Если проект нам интересен, мы решаем, что лучше: купить лицензию для адаптации или вдохновиться и развить собственную идею. Но лицензионные сериалы — это скорее капитализация репутации: всегда приятно сказать, что мы сотрудничали с BBC или Warner Bros, а экономически такие проекты невыгодны.

Оригинальные сериалы, которые можно сделать „вдохновившись" западным проектом, — это хорошая капитализация бизнеса. Но когда мы создаем свой сериал, всегда четко понимаем границы допустимого: западные сериалы для нас только повод, мы не воруем сюжеты.

Находим идеи и в обычных жизненных историях, которых у каждого человека наберется достаточно. В разговорах происходит очень много интересного: жизнь подбрасывает такие сюжеты, которые не придумает ни один автор. Мне кажется, у меня уже развит внутренний слух, который очень хорошо реагирует на внешнюю информацию.

Четвертый путь — это работа с авторами: поиск авторов, выращивание своих авторов, попытка договориться с действующими — „развилок" может быть много. Например, бывает так, что у меня или другого продюсера уже есть идея, и мы ищем под нее автора. Также мы идем навстречу авторам, которые приходят со своими идеями. Я сам могу позвонить автору и попросить сценарий, который, как ему кажется, никто у него не возьмет.

Наконец, есть и секретной способ генерации идей — это некая разновидность стратегической игры, особый мозговой штурм, который проводят специалисты. В результате этого в экстремальном состоянии появляются какие-то идеи. Но эти штурмы проводятся не чаще одного раза в год. Для этого мы привлекаем специалистов-методологов, которые работают с авторами сценариев и креативными продюсерами.

 

 

Главные проблемы производства

Одна из главных проблем — нехватка профессиональных кадров, и как следствие — отсутствие культуры поведения. У нас был случай, когда руководитель цеха во время съемочного процесса, ошибившись и получив жесткое замечание, развернулся и уехал. Так как съемка проходила в другом городе, пришлось срочно искать ему замену. Но поскольку специалистов мало, этот человек не боится, что в следующий раз с ним не заключат договор, и позволяет себе халтурить: если на одном проекте от его услуг откажутся, на другой обязательно позовут. Случалось, что режиссер уходил прямо с площадки или актер за три дня отказывался от съемок. Иногда исполнители главных ролей ведут двойные переговоры — и в последний момент делают свой выбор не в пользу твоего проекта. Профессиональные отношения в России, к сожалению, ничем не регламентированы, у нас нет системы профсоюзов и гильдий, в отличие от США или Великобритании, никто не отвечает за профессиональную халатность.

Другая серьезная проблема — несовершенство инфраструктуры, как в Москве, так и в других городах. В Москве, например, съемки дорогие и перемещаться трудно. В Питере все гораздо проще: по инфраструктуре и количеству памятников культуры это прекрасное место для съемок. В моем родном Киеве инфраструктура была великолепной, но приходилось привозить специалистов, сейчас и вовсе съемки там затруднены. В Минске все прекрасно, хотя ключевые фигуры, конечно, остаются в Москве. Других городов, где можно комфортно снимать и куда не нужно привозить аппаратуру, нет.

Профессиональные отношения в России, к сожалению, ничем не регламентированы, у нас нет системы профсоюзов и гильдий, в отличие от США или Великобритании, никто не отвечает за профессиональную халатность

Сейчас мы снимаем в Нижнем Новгороде, и мне лично пришлось обращаться к руководству города — так как мне сложнее отказать. Иначе все бы превратилось в съемки в Москве с высокими ценами на транспорт и еду. Я познакомился с главой администрации города Олегом Кондрашовым и вице-губернатором Дмитрием Сладковским, которые меня потом еще с кем-то свели. Например, очень помогает местное МВД — предоставляет форму, оружие, людей, перекрытия.

За рубежом, конечно, другая ситуация. Мне сложно представить, как Винс Гиллиган, готовясь к съемке „Во все тяжкие", едет в Альбукерке и лично просит перекрыть дороги. В Америке разные штаты борются за то, чтобы у них снимались фильмы и сериалы, сами предлагают скидки и разные услуги. Некоторые страны (их примерно 20 в мире) возвращают деньги: например, Канада возвращает половину бюджета, так как это промо Канады в мире.

 

 

Как компания "продает" идею каналу

До того как заказать пилот и синопсис, я иду на так называемый предварительный питчинг, где узнаю у руководства канала, интересна ли им идея проекта. Если да, канал просит сделать пилот.

Но утвердительный ответ канала ничего не гарантирует, все риски компания берет на себя — тратит собственные деньги на сценарий и пилот. Также, когда сценарий готов, я отправляю его на канал и напоминаю о нашем разговоре. Канал может попросить что-то переписать, иногда соглашается сразу. Затем начинается обсуждение бюджета. Канал может спросить, кто является режиссером, оператором, исполнителем главной роли. Для нормального питчинга надо найти режиссера и заручиться хотя бы устным согласием актеров. Дальше подписывается договор с каналом, он перечисляет какую-то сумму денег, мы пишем сценарий. Наконец, месяца за три-четыре до предполагаемой даты начала съемок набирается съемочная группа, начинается производственный период.

 

Приоритеты при определении бюджета

Бюджет проекта определяет не один человек. На него могут влиять все, начиная с автора сценария. Например, он может расписать невероятной красоты сцены, от чего наивный продюсер разомлеет и понесет проект на канал для питчинга. Канал согласится, а денег даст впритык. Продюсер, конечно, может их потратить на эти прекрасные и дорогие сцены с подводной съемкой и другими изысками, но тогда можно выйти за рамки бюджета. Поэтому продюсер должен фильтровать идеи сценариста и свои творческие порывы. От редактора тоже зависит, каким будет бюджет. Наконец, исполнительный продюсер определяет лимит затрат.

Мы всегда тратим на производство ровно тот бюджет, который нам предоставляет канал. Именно этим „Среда" отличается от большинства других российских компаний

Просчитывание бюджета происходит каждый раз в частном порядке. Приходится постоянно выбирать. Например, нужен популярный актер, который обойдется дороже, или нет? Может быть главное — не известное лицо, а умение доносить эмоции? Но если мы снимаем для „Первого канала", которому нужны известные лица? Или как выбрать оператора? Есть такие, как Леван Капанадзе, которые лучше всех в мире снимают только одной камерой. А есть те, которым нужно не менее двух камер и много света. Вот и приходится думать — взять „дорогого" оператора или „дорогого" актера. Все эти проблемы решаются, как правило, выкраиванием.

Мы всегда тратим на производство ровно тот бюджет, который нам предоставляет канал. Именно этим „Среда" отличается от большинства других российских компаний. Прибыль же получаем, продавая сериалы в другие страны. Раньше — главным образом в Украину. Какое-то время назад ситуация изменилась, но надеюсь, она начнет выправляться: сейчас я веду переговоры с украинскими каналами, и часть сериалов мы рассчитываем продать".

Кто работает в компании?

У нас в офисе постоянные сотрудники работают только в юридическом и редакторском отделах, бухгалтерии и IT. Но специально для съемки мы набираем людей: приглашаем исполнительных продюсеров, которые помогают сформировать съемочную команду. Каждый исполнительный продюсер должен предоставить свои кандидатуры художников по костюмам, реквизиту, гриму и т. д.

Когда нам интересно работать с конкретными исполнительными продюсерами, мы зовем их на следующий проект, но не на штатной основе, а опять же по контракту.

 

 

О рабочем процессе и сложностях тимбилдинга

"Так как у нас ненормированный рабочий день и иногда не бывает выходных, я не вынуждаю своих сотрудников приходить к 9 или к 10 утра. Но все знают, что я могу круглосуточно задавать вопросы. Конечно, это не значит, что они должны просыпаться посреди ночи и отвечать на них. Но получить в три часа ночи смс из 10 вопросов — это нормально. Я прошу всех отключать телефон, чтобы не нарушать чужой сон только потому, что сам я сплю часа по три в день, но с утра сразу хочу получить ответ на свой вопрос.

У нас нет ни дресс-кода, ни общего обеденного перерыва, хотя для тимбилдинга, конечно, это было бы неплохо. Но проводим новогодние вечеринки, где обсуждаем успехи, которых добилась компания за год, награждаем кого-то, но это не какая-то особенная вечеринка. Я считаю, что в этом мой прокол, потому что если я хочу, чтобы мы производили особенные сериалы, то и внутри компании должно быть что-то уникальное. Но не хватает времени: для других оно находится, а для себя нет.

Но с днем рождения мы, конечно, поздравляем. Я знаю дни рождения сотрудников и стараюсь присутствовать в эти дни, поздравляю их сам. Я очень люблю наших сотрудников и ценю их преданность".

Источник:
cinemotionlab.com