Комната с "Оскарами"
С творчеством писателя Джексон познакомился в юности - в 17 лет он посмотрел мультфильм Ральфа Бакши "Властелин колец" и прильнул к первоисточнику. В середине 90-х, завершив "Страшил", он считал: следующим для него должен быть "Властелин Колец". И после нескольких лет выяснений отношений с компаниями (в итоге работу над проектом взяла на себя The New Line Cinema) и правообладателями проект стартовал.
Джексон и его команда снимали сразу три фильма, причем, дома, в Новой Зеландии. То, с каким размахом им позволили работать, просто удивительно. Вот лишь некоторые цифры. Над тремя картинами работала команда из 3 тыс. человек. Только для первого фильма трилогии было изготовлено 1800 ступней для хоббитов, 10 тыс. стрел, 10 тыс. латексных масок, 19 тыс. костюмов. Золотых дел мастер сделал 15 предварительных моделей кольца. В итоге, кстати, остановились на модели кольца одного из сопродюсеров Рика Порраса – однажды его кольцо использовали во время репетиций, и Джексону оно понравилось. Общий производственный бюджет трилогии – 281 млн. долларов (не считая расходов на маркетинг – это еще около 145 млн.). Сборы от проката всей трилогии – около 3 млрд.
Уже в новом веке, в 2001 году, "Братство Кольца" вышло в прокат и получило по итогам года четыре "Оскара" за работу оператора, лучший грим, визуальные эффекты и оригинальный саундтрек. "Две крепости" вышли через год, удостоившись в итоге двух статуэток "Оскар" (за лучший монтаж звука и лучшие визуальные эффекты). Еще через год на экранах появилось "Возвращение Короля". Третий фильм стал триумфатором оскаровской церемонии 29 февраля 2004 года. Команда Джексона выиграла все 11 номинаций, в которых фигурировала. И, что самое важное, забрала награды за лучшую режиссуру и лучший фильм. До сих пор главных "Оскаров" не получал ни один фильм в жанре фэнтези. После Оскаровской вечеринки все присутствовавшие на церемонии представители команды "Властелина колец" вернулись в отель Four Seasons и собрались в номере Джексона. Заходя, они ставили своих "Оскаров" на столик в его комнате.
Дорогой маленький человек
Вообще-то "Хоббита", историю о том, что случилось в Средиземье задолго до того, как Фродо и Сэм понесли в Мордор Кольцо Всевластья, Джексон и его жена и соавтор сценария Фрэнсис Уошл планировали разрабатывать как первую часть "Властелина колец". Но тогда эту идею пришлось отложить. Вернуться к ранней повести Толкина удалось только в двухтысячные.
Эта эпопея была для Джексона болезненной. Проект затянулся из-за многочисленных споров и судебных разбирательств с участием нескольких кинокомпаний, правообладателей и самого режиссера. Джексон даже обращался в суд с иском против The New Line Cinema, утверждая, что недополучил своего с доходов от мерчандайзинга "Властелина колец". Соучредитель The New Line Роберт Шэй заявил тогда, что пока он, Шэй, в компании, Джексон больше не будет с ней сотрудничать. Тот самый Шэй, который до сих пор лил елей на Джексона. Который когда-то и принимал в офисе своей компании режиссера с его идеей снять не один фильм, а два, и парадоксально ответил: "Какое два, да что вы! Тут надо снимать три".
Потом наступила определенная разрядка, Джексон даже стал исполнительным продюсером проекта, делать который должны были The New Line вместе с MGM. Но "Хоббит" отчаянно тормозил. То из-за проблем у MGM. То из-за режиссерского кресла, в котором посидел Гильермо Дель Торо, но в котором в итоге оказался таки сам Джексон. "Гэндальф" Иэн Маккеллен даже намекнул в одном из интервью, что не хочет больше ждать. Под угрозой был и нерушимый союз "Джексон-Новая Зеландия". Режиссер не поладил с национальными актерским профсоюзом и угрожал неслыханным - перенести съемки в Европу. И это был человек, который своим желанием делать трилогию в Новой Зеландии принес экономике своей страны 200 млн. долларов.
И вот мы дожили до того дня, когда "Хоббит" добрался до финала. Вся трилогия о маленьком человечке и его путешествии в итоге оказалась в три раза дороже "Властелина колец" - к марту 2014 года стоимость работ над фильмами составляла 745 млн. И это явно не окончательная цифра, учитывая, что в тот момент еще шли съемки. Впрочем, первый фильм собрал в прокате более миллиарда долларов, второй – чуть менее миллиарда. Наверняка, общие сборы по итогам всей трилогии будут в районе 3 млрд. долларов.
Взгляд изнутри
После того, как все три части "Властелина колец" побывали в прокате, вышло расширенное DVD-издание эпопеи с дополнительными материалами и с фильмами о том, как снималась вся трилогия. Это привычно для крупных проектов и всегда интересно. Но фильм о съемках "Властелина колец" все равно выглядел чем-то особенным. Масштабы потраченных средств и сил поражали. Тут были собраны истории о том, как к проекту привлекали профессионалов - из тех, кто ценил Толкина и тех, кто лишь имел о нем представление. К первым относились, к примеру художники Алан Ли и Джон Хоу. Один жил отшельником в английской деревне, ему отправили письмо, и он связался с отправителями уже через 3,5 часа после получения пакета. Второму Джексон и Уолш позвонили в Швейцарию (о том, что в Швейцарии было в тот момент два часа ночи, они не подумали), с двух трубок наперебой расписывали возможности проекта, а вежливый Хоу на том конце ждал, когда они замолчат, чтобы вклиниться со своим "да". Ко вторым – сыгравший Арагорна Вигго Мортенсен. Как говорил актер, он попал в проект случайно, своим согласием во многом был обязан сыну, поклоннику писателя, умолявшему отца взяться за роль.
Тут была в подробностях описана история появления в проекте Энди Серкиса. Поначалу его привлекли для озвучки компьютерного Голлума. Приехавший на съемки Серкис прекрасно справился с задачей. Шутил, что помогли ему режиссерские кошки – кошки кашляли, наглотавшись комочков шерсти, и Серкис копировал эти дикие звуки. А Джексон смотрел на него и думал, что неплохо было бы поместить его в кадр, чтобы актеры просто с ним общались, потом ведь его можно и вырезать. Так и поступили. И в какой-то момент решено было зачеркнуть старую идею о целиком компьютерном герое. Цифровую модель лица Голлума сделали на основе лица и мимики Серкиса, а пластику его тела передали герою при помощи технологии "захват движения".
Особенно же впечатляло то, как Новую Зеландию фактически превратили в Средиземье. Съемки велись по всей стране, для работы привлекали фермеров с лошадьми, лучших национальных наездников (которые в основном были женщинами, потому в батальных сценах на самом деле множество загримированных бородатых женщин). Даже армию. Для черных врат Мордора не нашлось более подходящего места, чем военный полигон, к съемочной группе приходил офицер и инструктировал на предмет того, что лучше бы они ничего тут руками не трогали, но в итоге удалось договориться с военными о привлечении их в качестве "массовки". В подобном размахе было нечто даже не голливудское, а китайское.
Плюс сам стиль работы Джексона на съемках, его перфекционизм, граничащий с опасным занудством. По всей стране работало сразу несколько групп, в последние съемочные дни их было десять. Джексон заставлял актеров делать по 10-12 дублей, а когда добивался нужного ему эффекта говорил: "Давайте сделаем еще один, на удачу". Для одного из эпизодов с Саруманом было сделано аж 24 дубля. А ведь Джексон особенно сильно трясся над Кристофером Ли – помимо прочего это был еще и единственный человек из всей группы, когда-то водивший личное знакомство с Толкином.
После проката первых двух серий "Хоббита" было много разных мнений. И что Джексон уже не тот, что небольшую историю о хоббите слишком растянули, что 3D и технология HFR – лишнее. Либо наоборот, что получившееся проникнуто духом Толкина, а значит само существование этого многомиллионного гиганта оправдано, и кассовые сборы первых двух частей - тому доказательство.
О том, какими будут первые сборы третьей части, узнаем уже очень скоро. Но в каком-то смысле и это не конец истории, конец будет, когда нам расскажут о том, как снимали "Хоббита". Это определенно случится – кое-что уже вышло в изданиях на дисках других частей трилогии. В истории Питера Джексона и его Средиземья сам рассказ о том, как он все это делал, вполне, сойдет за полноценное фэнтези с ее магическими принципами мироустройства. Можно ровно относиться к Толкину и к жанру в целом. Но сложно не поражаться людям, для своей мегазатеи отжавшим у индустрии огромный бюджет и снова заставившим играть в волшебников целую страну.
"Хоббит: Битва пяти воинств" Питера Джексона будет выпущена в российский прокат 11 декабря 2014 года в 3D формате высокой частоты смены кадров (HFR 3D), других 2D и 3D форматах, а также в IMAX.
proficinema.ru