Режиссер Александр Митта ("Граница. Таежный роман"):
Во-первых, приятно, что президент смотрит отечественные сериалы, это уже хорошо. Я помню, как когда-то он посмотрел сериал "Граница". Ему понравилось, и после этого всей нашей съемочной группе дали государственную премию! Так что может будут награждать какие-то сериалы.
А во-вторых, я думаю, что качество сериалов заметно растет. Вот, например, последний сериал "Улыбка пересмешника" на Первом канале. Стыдно сказать, но три последних вечера… Жена моя раньше смотрела, а потом сказала — пойди, посмотри, не оторвешься. Вот и я посмотрел. Ну это же здорово! Отчасти потому, что придумала этот сериал Наталья Чепик, которую я всю жизнь знал как очень талантливого драматурга, но как-то так она была незаметна, понимаете? А тут видно, что это история, которую делают талантливые люди. Прекрасная задумка, отличные актеры. Режиссер там тоже хороший, Алексей Рудаков, поэтому и на старте, и на финише качество не страдает. Когда есть сквозное действие, хорошо придумана история, грамотная режиссура и играют классные актеры (которые несправедливо, надо заметить, забирают весь успех себе) — значит, дело растет.
Что касается замечания нашего президента, мол, надо больше снимать про историю и культуру, а не одни детективы... Я вам скажу, где культурные сериалы — там, где деньги! Детектив — он же на самом примитивном уровне мобилизует зрительское внимание. Создаешь загадку, и человек сидит, как и что ты ему ни показывай, и смотрит. Это же заложено в природе человека — хочется получить ответ, кто преступник. Детектив может быть и дорогим, но изначально его снимать наименее затратно. Поэтому, естественно, продюсеры стараются, чтобы доля детективов была побольше. А когда вы снимаете культурный проект — надо создать атмосферу, среду, приходится ориентироваться на людей с более высоким культурным уровнем и так далее. Это бюджеты, это затраты, да к тому же рейтинг не может быть высоким. Понятно, что тут сложная ситуация. Но я согласен с Путиным, делать такие сериалы необходимо. Мне, кстати, очень нравится, что этот вопрос (про сериалы) был ему задан. Значит, можно получить новый профит. Продюсеры смогут попросить у каналов деньги: вот, смотрите, уже президент интересуется, так что вам не надо особенно жмотиться!
Продюсер Владилен Арсеньев ("Баязет", "Красная площадь", "Неотложка"):
Русские сериалы я бы оценил ниже среднего. Идут сплошные сюжетные повторы, особенно в женской тематике. Можно сказать, женская тема зашла в тупик. Посадил дед бабку в тюрьму, она посадила внучку, а внучка посадила Жучку. Потом внучка вышла из колонии, встретила мышонка, вышла замуж, вот и хеппи-энд. Одно и то же. Продюсеры канала "Россия 1", к примеру, считают, что их основная аудитория — женщины старше 55 лет. Им такую жвачку можно давать годами.
Другой сюжет — в тысячный раз девушка приезжает из провинции, вся такая светлая и воздушная, и каким-то образом попадает в страшный переплет. Но ей хватает и мужества, и женственности выйти из него и встретить Хорошего Человека. Как-то это все далеко от жизни...
Люди не очень озабочены тем, чтобы качество поднимать, что-то новое искать, находить молодых. Все успокоились, уселись на своих местах, им проще решать задачи через своих людей, наверное... Требовательность на нуле, нет соревнования тем. Такая страна огромная, полно сценаристов и идей полно. Вот сейчас вы увидите, как будет "Екатерина Великая" идти. Вот выставит канал "Россия 1" "Екатерину" с Машей Александровой, а Первый выставит другую, в котором уже успела Юля Снигирь раздеться и показать, какая она хорошенькая в трусах и лифчике. Как бы соревнуясь, как бы говоря — только наш канал смотрите. Вот таким образом у нас сегодня делаются сериалы: абсолютно безответственно.
Телеканалы все разобрали по жанрам. Например, НТВ — это менты, менты, менты. И люди не соскакивают с иглы. А у нас рейтинг хороший, мы будем показывать ментов, которые воруют, нарушают законы, убивают — но обаятельные. Подлейший из подлейших милиционеров становится популярной фигурой... Поэтому и возникают вопросы, даже у президента.
Актриса Елена Захарова ("Кадетство", "Кремлевские курсанты", "Серафима прекрасная", "Ледников"):
Меня совершенно потряс сериал "Распутин", снятый на высочайшем уровне! Это настоящее кино, многосерийный художественный фильм. И "Оттепель" невероятно талантливо сделана. Сейчас у наших сериалов очень высокий уровень. Когда у меня есть время (это, конечно, редко бывает) и я оказываюсь у телевизора — с удовольствием смотрю телешоу. Я не знаю, почему говорят, якобы сериалы у нас плохие. Мне интересно. Уверена, что и телезрители смотрят с удовольствием. Я слышала столько положительных откликов!
Правда, мне кажется, что не хватает, к примеру, качественных комедийных проектов — это мое личное мнение. Я имею в виду не ситкомы эти бесконечные, где куча серий, а именно каких-то коротких юмористических историй. Понятно, что комедия — это очень сложный жанр. Да и американцы, если говорить откровенно, не особенно тут преуспели… Я очень редко смотрю голливудские комедии, хотя есть, безусловно, какая-то классика. Но общий уровень — весь юмор ниже пояса. Американские шутки мне не близки. Зато есть наш прекрасный сериал — "Кухня". Я его тоже случайно увидела и подумала — очень профессиональное кино, снято мастерски. И красиво, и материал хороший. В общем, мне кажется, что у нас в отношении сериалов телевидение бурно развивается, очень достойно.
А если говорить про детективы... У нас вообще милиционер — герой! Это герой нашего времени. Меня, честно говоря, это всегда удивляло. В жизни, по-моему, все иначе. Да, тут президент прав, слишком часто снимают про милицию, полицию, про сыщиков, про следователей и т.д. Это самый популярный жанр на сегодня. Я не знаю, кто-то, видимо, заказывает. С другой стороны, ясно, что детектив — самый увлекательный жанр. Хотя я считаю, что у нас милицейских сериалов переизбыток.
Актер Михаил Пореченков ("Агент национальной безопасности", "Ликвидация", "Дело гастронома №1", "Куприн"):
Невозможно сказать, каким жанрам зрители отдают предпочтение. Люди смотрят разные сериалы — все любят хорошее кино. Главное, чтобы сериал был качественно сделан. Я не очень пристально слежу за тем, что показывают по телевидению, особенно за сериалами. Мне кажется, что каждый канал отвечает за свое направление. Вот СТС, как я понимаю, отдает предпочтение комедиям, они частенько угадывают зрительские предпочтения, это же легкий жанр. А по Первому сейчас "Чудотворец" идет. Замечательный фильм, по-моему. Каждый сериал находит своего зрителя. Нельзя сказать, что какой-то сериал имеет высокий приоритет у публики, а другой совсем никакого.
Я не так много зарубежных телешоу смотрел, но то, что я видел... Знаете, очень заметна разница в финансировании у них и у нас. А по наполнению какому-то внутреннему... да, там снимают сериалы на высоком уровне. Но у нас же своя история кинематографа! И у нас есть, что рассказать людям, своему зрителю, не обязательно смотреть только западные фильмы. Существуют общечеловеческие ценности, которые можно поведать. В этом смысле наши сериалы не хуже. А по величине бюджета, конечно, мы заметно отстаем.
Из наших я бы назвал такие сериалы (качественные), как "Оттепель", тот же "Чудотворец"... И, по-моему, прекрасный комедийный сериал "Интерны". Я боюсь кого-то обидеть, потому что люди вкладывали в работу душу, сердце. Много замечательных сериалов выходит — все не так плохо, как может показаться.
Продюсер Татьяна Давтян ("Папины дочки"):
Мне кажется, качество российских сериалов растет. В целом. Однако не стоит сравнивать ситкомы и многосерийные художественные фильмы, правда? Что имел в виду Путин? На телевидении стало больше юмора и чуть меньше ментов. Хотя, конечно, последние никуда не делись. Я лично отметила такую тенденцию: в последний год у нас был всплеск сериалов военно-исторического, патриотического содержания. Много биографических проектов, вроде недавнего "Григория Р.". Понятно, что если сравнить с американскими проектами, типа "Оранжевый — новый черный" или "Настоящий детектив", окажется, что такого уровня мы пока еще не достигли. Но активно стремимся к этому.
У нас есть хорошие юмористические сериалы. Я вот, например, считаю, что лучшим проектом последнего десятилетия были и остаются "Реальные пацаны". Подобного у нас не было, все новое: и оригинальная идея, и способ съемки, и соответствующие высокие рейтинги.
Что касается киносериалов, были достойные, исторические. Я, честно говоря, считаю, что лучше "Ликвидации" пока у нас никто ничего не снял. Но, в принципе, мы идем в этом направлении. Допустим, был сериал "Жизнь и судьба" — тоже прекрасный, но, к сожалению, цифру давал очень маленькую, потому что шел параллельно с "Глухарем". Зритель уходил в сторону последнего.
Из основных проблем — денег не хватает. Но самое главное — отсутствие хороших сценариев. Авторов очень мало, и к ним на годы очередь стоит. А по плохому сценарию хорошее кино не снимешь. Не знаю, куда хорошие сценаристы деваются? Людей, способных писать качественный материал очень-очень мало. Понятно, что западные сериалы стоят на порядок больше наших, хотя, с другой стороны, у нас и рабочая сила дешевле. А вообще надо сказать, что каждый канал имеет свою целевую аудиторию: что канал возьмет, то люди и снимают.
lenta.ru