Актеры без прав
Разговоры о присоединении России к Пекинскому договору ведутся момента появления документа в 2012 году. В нем прописано, что "актеры, певцы, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте" имеют право на вознаграждение от проката.
— Сейчас выходит так, что актеры, за счет работы которых фильм приобретает популярность, прав на него не имеют. Продюсеры могут зарабатывать на фильмах с их участием и в будущем. При этом актеры никаких отчислений за это не получат, — говорит глава профсоюза актеров Денис Кирис. — Многие наши великие, признанные актеры на пенсии считают копейки, в то время как фильмы с их участием продолжают транслировать по телевидению.
Авторские права на фильмы сосредоточены в руках продюсеров, как и доходы с проката картины. Кассовые сборы покрывают затраты продюсеров на создание фильма. Из всех авторов кинокартины роялти выплачивается только композитору — 1% от кассовых сборов. Режиссер-постановщик, сценаристы, а также актеры, каскадеры и другие творческие сотрудники, принимающие участие в создании фильма, работают за разовый гонорар.
О сохранения баланса прав авторов неоднократно заявляли чиновники Минкультуры. В конце апреля о необходимости ратифицировать Пекинский договор публично напомнил замминистра культуры Григорий Ивлиев. Против этой инициативы выступили продюсеры. "Срочной необходимости для России присоединяться нет — исполнителям уже гарантирован нашим внутренним законодательством тот уровень прав, предусмотренный договором", — заявляли представители Ассоциации продюсеров кино и телевидения на форуме "Интеллектуальная собственность — XXI век".
— Вопрос подписания договора постоянно откладывается, — продолжает Кирис. В Минкультуры объясняют: министерство и Роспатент считают целесообразным присоединение России к Пекинскому договору, но для этого нужно унифицировать статьи гражданского кодекса.
На вопросы, когда именно будут подготовлены эти документы и когда Россия присоединится к договору, в ведомстве не ответили.
— После вступления в силу соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации можно будет утверждать о соответствии его положений положениям Пекинского договора, после чего можно будет готовить необходимый комплект документов для ратификации, — отмечают в пресс-службе Минкультуры.
Продюсеры: зарплаты актеров в России неадекватно высоки
Денис Кирис полагает, что после ратификации договора продюсеры понизят гонорары актерам, претендующим на выплаты с проката. Как ранее заявлял "Известиям" глава кинокомпании СТВ (фильмы "Брат", "Бумер" и их сиквелы, картины "Хоттабыч", "Монгол", "Меченосец", "Груз 200" и другие) и сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения России Сергей Сельянов, зарплаты российских актеров неадекватны рынку — 60–120 тыс. рублей за съемочный день.
Денис Кирис отмечает, что артисты готовы к снижению гонораров ради получения роялти.
— Некоторые актеры готовы пойти на понижение своего гонорара. Тем более что в последние годы отечественное кино становится все популярнее. Возьмите, к примеру, "Легенду № 17" (при бюджете $8–10 млн картина собрала в прокате около $30 млн. — "Известия").
Сопредседатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и президент кинокомпании "Амедиа" (сериалы "Бедная Настя", "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой", "Закрытая школа" и др.) Александр Акопов утверждает, что отечественных картин, способных покрыть затраты на производство фильма, по-прежнему крайне мало. В этом плане "Легенда № 17" является исключением для российской киноиндустрии, говорит продюсер. Требовать отчисления для исполнителей ролей от нестабильной киноотрасли преждевременно, считает глава "Амедиа".
Кроме того, у продюсеров накопилось немало претензий к самим актерам. Акопов утверждает, что актерское сообщество плохо организовано и продюсеры не застрахованы от того, что артисты не соблюдают дисциплину, не готовятся к съемкам, могут появиться на площадке в состоянии алкогольного опьянения.
— Мы готовы к конструктивному диалогу, но для того, чтобы говорить о выплатах, нужно решить сначала эти проблемы, — говорит Акопов.
На отчисления с проката претендуют и сценаристы
В прошлом году о правах на долю от кассовых сборов заявили и сценаристы. Гильдия сценаристов Союз кинематографистов обратилась к Госдуме с просьбой внести в четвертую часть гражданского кодекса поправки, которые бы давали право и сценаристам на фиксированные платежи из общей прокатной кассы. Это, по мнению Киносоюза, дало бы сценаристам мотивацию работать на успех фильма в прокате, а также обеспечило бы сценаристам достойное существование в старости. "Больно видеть, как талантливые личности, первые лица киноиндустрии СССР и РФ прозябают в нищете, практически ничего не получая от своих произведений, которые пользуются популярностью до сих пор", — говорилось в послании законотворцам.
Однако доводы сценаристов депутатов не заинтересовали. Президент Гильдии сценаристов кино и телевидения Киносоюза Елена Райская отмечает: продюсеры неохотно делятся кассовыми сборами, кроме того, они имеют мощное лобби в правительстве.
На отчисления с проката могут претендовать только известные сценаристы и актеры, которые могут себе позволить диктовать свои условия в ходе переговоров с продюсерами, продолжает Райская. Условие прописывается в договоре с продюсером, за сбором вознаграждений в пользу сценариста или актера следит Российский союз правообладателей.
— Как правило, если сценарист требует отчислений с проката, продюсер снижает сумму гонорара. Тогда сценарист прикидывает, будет ли у этого фильма успех, потому что от успеха фильма в прокате зависят его отчисления. Иногда сценаристы идут на гонорар без отчислений, понимая, что особых перспектив у фильма нет, — объясняет президент гильдии.
Глава АПКиТ Александр Акопов полагает, что практику получения авторских отчислений композиторами, на которую в своих требованиях опираются сценаристы, и вовсе надо пресечь.
— Это глупость и несправедливость, которая когда-то была допущена, — говорит Акопов и добавляет, что продюсеры будут с этим бороться.
izvestia.ru