Выставить кандидатуры на конкурс по выбору будущего национального измерителя телеаудитории решили "несколько больше" компаний, чем ожидал оргкомитет, учрежденный "Первым каналом", ВГТРК и "Газпром-медиа". Претендентов оказалось восемь: составить конкуренцию действующему поставщику рейтингов TNS Russia готовы в том числе международные компании Nielsen и GfK. Победитель будет оказывать серьезное влияние на рынок телерекламы объемом более 150 млрд руб. в год.
Вчера завершился сбор уведомлений от кандидатов на участие в тендере по выбору нового телеизмерителя, который организует Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ). Глава комитета Александр Костюк сообщил "Ъ", что уведомления прислали восемь компаний. "Это несколько больше, чем мы ожидали", — признается он. В их числе действующий российский телеизмеритель TNS Russia (входит в Kantar Media, принадлежащую британской WPP), американский Nielsen, немецкая GfK, российская Synovate Comcon (входит во французскую Ipsos), холдинг "Ромир", ВЦИОМ, петербургские "Автоматические радиоэлектронные системы" (ARES), а также болгарская GAGB (ранее работала под брендом GfK Audience Research Bulgaria). Как уже сообщал "Ъ", по условиям тендера компании, приславшие уведомления, теперь имеют право до 1 октября подать заявки с обеспечением в 10 млн руб. Итоги будут подведены в ноябре.
ИКТ был учрежден специально для выбора нового телеизмерителя в ноябре прошлого года "Первым каналом", ВГТРК и "Газпром-медиа", позднее к комитету присоединились "СТС Медиа" и "Национальная Медиа Группа". На основе измерений продается телереклама, объем которой на эфирных каналах, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, достиг по итогам 2013 года 152,2 млрд руб. без НДС. Больше десяти лет рейтинги измеряет TNS Russia с помощью пиплметров, которые сейчас фиксируют телесмотрение в 5022 домохозяйствах в городах с населением от 100 тыс. человек.
Новая система по измерению телеаудитории должна включать возможность измерения "на любом типе экрана", выборка должна репрезентировать все население страны старше четырех лет в городах с населением от 12 тыс. человек. Размер национальной панели должен составить 9 тыс. домохозяйств. С 2017 года начнется поставка данных в рамках договора с победителем на десять лет, максимальная стоимость контракта — 1,225 млрд руб. в год без НДС. Оплачивать услуги нового поставщика полностью будет сам ИКТ. "От выбора телеизмерителя зависит, как мы будем платить, надеемся, он не окажется темной лошадкой", — отметила вчера представитель Unilever Ирина Бахтина.
В TNS подтвердили подачу уведомления. Представители Nielsen, GfK, Synovate Comcon и GARB не ответили на вопросы "Ъ". Гендиректор ARES, до сих пор практически неизвестной на рынке в качестве телеизмерителя, Николай Михайлов рассказал "Ъ", что компания занимается разработкой программного обеспечения для операторов цифрового ТВ, а также собирает данные о смотрении телеканалов, на основании которых операторы формируют пакеты. В измерительной панели ARES 30 тыс. семей, компания работает с 70 операторами платного ТВ, выручка за прошлый год составила 5 млн руб.
Первый заместитель гендиректора ВЦИОМа Константин Абрамов считает, что параметры конкурсной документации не учитывают мировые тенденции в телесмотрении. "Основной упор сделан на традиционное измерение через пиплметры. Другая опасность — договор сроком на десять лет, в течение которых будут появляться новые технологии снятия и обработки информации", — указывает он. В панели ВЦИОМа 1,2 тыс. респондентов в Москве, где центр поставляет телеизмерения по заказу мэрии, скоро планируется запустить панель на 1 тыс. в Тюменской области. В "Ромире" также критикуют условия конкурса. Президент холдинга Андрей Милехин называет их "абсурдными". "Дается полная преференция иностранным агентствам, лоббируется устаревшая технология, поддерживается монополия, да еще на десять лет. Такого нет ни в одной цивилизованной стране", — удивляется он. В панели "Ромира" сейчас 3,6 тыс. домохозяйств, или 10 тыс. потребителей.
Коммерсант