– Видите ли вы на сегодняшний день в ОТТ-телевидении угрозу рынку спутникового и кабельного телевидения или они могут развиваться вместе? ОТТ-сервисы – это конкуренты вашей компании или, наоборот, вы можете на них зарабатывать?– Развитие рынка платного ТВ на Западе позволяет выделить два возможных варианта развития событий. Первый – когда оператор (пример – Virgin) пускает OTT-сервисы на свою платформу и позволяет абонентам покупать их контент через свои устройства (ТВ-приставки). Оператор и сервисы делят доходы от продажи контента. В результате выигрывают все – в первую очередь пользователи, которые получают удобный доступ к любому контенту через "одно окно".
Второй вариант: оператор (пример – Sky) сам занимается производством контента и поддержкой собственного ОТТ-сервиса (Sky go), предоставляя абонентам доступ к эксклюзивному контенту (например, спортивной тематики). В этом случае оператор получает всю выручку от продажи контента, но при этом несет существенные затраты на его создание или покупку, порой превышающие прибыль. При этом контент должен быть действительно качественным, "свежим" и "горячим". Такая бизнес-модель несет высокие риски не вернуть вложенные в контент средства, а также переносит фокус оператора с привлечения новых абонентов на производство контента.
По нашим оценкам, для российского рынка с его высоким уровнем пиратства и отсутствием привычки платить за контент больше подходит модель Virgin. Оператор привлекает новых абонентов и обеспечивает качественную "последнюю милю" до квартиры пользователя, а ОТТ-сервисы предоставляют рейтинговый контент. При этом модель не исключает возможности доступа к собственному контенту оператора. Партнерские отношения сторон позволят и операторам связи, и ОТТ-сервисам развиваться, а пользователи смогут превратить свой дом в настоящий центр впечатлений.
"Дом.ru" реализует именно эту стратегию.
– Какие шаги ваша компания предпринимает для привлечения новых абонентов и удержания старых?– Залогом успешного привлечения и удержания абонентов является высокое качество услуг и сервиса: стабильно высокая скорость доступа в Интернет и отсутствие разрывов, качественное изображение и большое число цифровых и HD-каналов, доступность call-центра, оперативность в решении любых вопросов. Дважды в год мы измеряем NPS (индекс потребительской лояльности) – это статистика по ключевым факторам успеха на каждом локальном рынке как по нашей компании, так и по другим участникам рынка. Исходя из результатов, производим подстройку под локальные рынки.
С 2011 года "Дом.ru" реализует эффективную пакетную стратегию, сейчас более 90% новых абонентов подключают именно пакеты услуг. Услугой-драйвером в составе пакетов остается "Дом.ru TV". Запуск ТВ-приставки второго поколения откроет для абонентов услуги новые возможности. HD-контент, а также возможности новой ТВ-приставки позиционируются в рекламных и PR-коммуникациях как ключевые преимущества услуги.
– Какой контент будет терять, а какой – приобретать популярность на линейном ТВ в связи с ростом популярности ОТТ?– Интерес к линейному телесмотрению в нашей стране в ближайшие 5 лет не потеряет своей актуальности прежде всего у пользователей средней и старшей возрастной категории. Для них оптимальным вариантом является доступ к телеконтенту с помощью ТВ-приставки и ее сервисов, например catch-up (телеархива).
С другой стороны, все большее число более молодых пользователей хотят управлять телепросмотром. Среди этой аудитории растет интерес к возможности потреблять видеоконтент с различных устройств (планшетов, смартфонов). Такую возможность дает мультискрин, который мы относим к ОТТ-решениям. В перспективе, если пользователь купит нашу новую ТВ-приставку и запустит на экране своего смартфона или планшета мобильное приложение "Дом.ru TV", он получит доступ к нашему телевидению. То есть пользователям необязательно "привязываться" к нашей сети, чтобы смотреть каналы в составе "Дом.ru TV". Везде, где есть Интернет – неважно, доставляется он по Ethernet, Wi-Fi или 3G, – можно потреблять наше линейное ТВ (но для гарантированного качества сигнала предпочтительнее все же проводная среда). Сейчас для абонентов "Дом.ru TV" мультискрин – это способ уйти от традиционного семейного просмотра ТВ у одного экрана и сделать его более индивидуальным и удобным.
Вне зависимости от способа потребления телеконтента пользователи хотят смотреть максимально качественную "картинку" в HD. Среди наших абонентов наибольшей популярностью пользуются HD-версии общедоступных телеканалов. Вторую строчку занимают фильмовые, а третью – развлекательные каналы. Следом идут познавательные, спортивные и детские каналы. Замыкают рейтинг музыкальные, новостные каналы и каналы для взрослых.
– В связи с изменениями модели телесмотрения изменится ли отношение к пакетированию? То есть останутся ли большие пакеты с огромным количеством каналов интересны абоненту или он предпочтет платить только за интересующие его каналы?
– У абонентов уже сейчас есть выбор. Еще год-два назад у операторов был, по сути, один дифференцирующий фактор – пакеты услуг отличались между собой лишь скоростью доступа в Интернет. Сейчас благодаря услуге цифрового ТВ их не менее 5 – это состав базового пакета и число тематических пакетов, количество доступных HD-каналов, доступ к видеотеке и другим сервисам и т.д. Тарифные линейки сформированы таким образом, что чем больше пакет, тем больше у абонента возможностей (скидок, бонусов, опций и контента). Абонентам "Дом.ru TV" доступно 159 цифровых каналов, 52 из которых – в HD-формате (это максимум на российском рынке платного ТВ). Часть тематических пакетов входит в тот или иной пакет, а часть – можно подключить за дополнительную плату. Состав пакетов формируется на основе собственного рейтинга телесмотрения, учитывающего реальные предпочтения наших пользователей.
В России телеконтент соответствует мировому уровню: в нашей стране вещают более 100 каналов мировых мейджеров, более 100 каналов в HD-качестве. Мы стараемся максимально точно узнать потребности абонентов, чтобы впоследствии отразить их при формировании пакетов. Мы ориентируемся на основные принципы телесмотрения, исходя из социально-демографических особенностей поведения телеаудитории, а также исходя из жанровых предпочтений зрителей. Грамотно сбалансированная линейка каналов может стать одним из инструментов роста абонентской базы.
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2014