Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Исследование: Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы

Исследование: Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы


24.06.2014

Компания J’son & Partners Consulting провела исследование рынков эфирного и платного телевидения в странах Восточной Европы. Результаты показали, что темпы роста рынка телерекламы гораздо выше других отраслей экономики, в особенности это касается Польши, Чехии, Румынии и Венгрии.

Эти страны входят в ТОП-5 лидеров восточно-европейского региона по объему номинального ВВП по данным национальных статистических органов, а также являются крупнейшими странами по численности населения. В 2013 году Польша стоит на 1-ом месте с объемом ВВП 517 млрд. долл. в год. На втором и третьем расположились Чехия и Румыния – 198 и 190 млрд. долл. в год соответственно. Венгрия замыкает пятерку лидеров, уступая Украине, с объемом ВВП 130 млрд. долл. в год. По состоянию на 2013 год количество жителей в Польше составляло 38,5 млн человек, Румынии – 21,6 млн, а население Чехии и Венгрии – 10,5 и 9,9 млн человек соответственно.

Около 300 млн долларов достиг рынок Чехии – он стоит на втором месте. Рынок телерекламы в Румынии и Венгрии находится практически на одном уровне: в 2013 году доходы обеих стран почти в 5 раз меньше показателей Польши и более чем на 20% меньше показателей Чехии.

Рынок платного телевидения Польши является самым крупным среди рассмотренных рынков стран Восточной Европы: на конец 2013 года он охватил более 11 млн домохозяйств, а  проникновение услуги среди всего населения составило 73%. Услугой платного телевидения в Румынии пользуется почти 6,5 млн домохозяйств или 88% всего населения страны. Объем рынка Венгрии почти в 2 раза меньше аналогичного показателя Румынии, при этом проникновение услуги в обеих странах находится практически на одном уровне. Это обуславливается разницей в численности населения стран: на территории Румынии проживает в два раза больше людей, чем на территории Венгрии, а число жителей, населяющих Польшу, от 2 до 4 раз превышает аналогичные показатели других рассматриваемых стран. Чехия располагается на последнем месте как по объему рынка, так и по уровню проникновения – услугой платного телевидения пользуется чуть больше половины населения страны. Это связано с тем, что на территории Чехии хорошо развито эфирное телевидение, и платные услуги не пользуются большим спросом.

 Структура телеконтента в странах Восточной Европы

Во всех рассмотренных странах в большом количестве транслируются "Телесериалы": в Польше и Венгрии их доля составляет порядка 35% и 33%, соответственно; в Чехии – 26% и, наконец, в Румынии – около 17%.

Новостной и развлекательный контент также преобладает в сетках вещания различных телеканалов стран Восточной Европы: в большей степени - на территории Румынии и Венгрии, и в меньшей – на территории Польше и Чехии.

"Художественные фильмы" пользуются наибольшим спросом у венгерского населения, в то время как в Польше и Румынии доля фильмов занимает всего лишь около 6-7% от общей числа тематик в эфире.

Помимо этих категорий, стоит также отметить "Новостные программы", которые транслируются во всех четырех странах примерно в равных долях.

"Познавательные программы", в свою очередь, присутствуют во всех рассматриваемых странах, кроме Венгрии, где данная тематика, имея небольшую долю, попадает в категорию "Другое". 

В категории "Другое" представлены несколько тематик, занимающих наименьшую долю в общем числе представленных программ: "Мультфильмы", "Спорт", "Музыкальные программы", "Досуг" и другое.

Доли иностранного контента в эфире

Под национальным подразумевается контент, который был произведен на территории рассматриваемой страны, а также контент, являющийся продукцией, выпущенной совместно с компаниями данной страны.

По данным экспертов, на сегодняшний день структура телевизионного вещания на рынке стран Восточной Европы не является однородной. В зависимости от рассматриваемого государства и строгости его законодательства в отношении зарубежных производителей, доминирует либо национальный, либо иностранный контент. 

Ситуация на рынке Румынии, Чехии и Венгрии в 2013 году практически одинаковая: иностранный и национальный контент находится почти в равных долях, но все же зарубежные программы преобладают над локальными. При этом во всех трех странах присутствуют телеканалы, сетки вещания которых заполнены исключительно контентом собственного местного производства. Доля зарубежного контента в эфире крупнейших телевизионных каналов по числу наименований в 2013 году в Румынии составила 57%, в Чехии – 54%, в Венгрии – 52%.

Положение на рынке Польши в 2013 году сильно отличается от рассмотренных выше стран: национальный контент довлеет над иностранным в процентом соотношении 73% к 27%.

По данным J’son & Partners Consulting, в 2013 году Польша являлась абсолютным лидером среди стран Восточной Европы на рынке эфирного и платного телевидения. наименьший рынок ТВ – в Венгрии. В силу исторической развитости эфирных каналов в Чехии, она занимает последнее место среди рассмотренных стран по охвату населения  услугами платного телевидения.

Во всех рассмотренных странах лидерами эфирного вещания являются телеканалы общей тематической направленности, которые транслируют разнообразный по жанрам контент: новости, мультфильмы, телесериалы, развлекательные и познавательные программы, ТВ-шоу и т.д.

За последние пару лет наметилась общая тенденция к смещению спроса телезрителей от каналов общей тематики к нишевым телеканалам узкой направленности. Аудитория крупных телеканалов распадается на мелкие сегменты под влиянием развития малых нишевых каналов, число которых постоянно растет.

Исследование Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы

Исследование Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы

Исследование Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы

Исследование Польша — лидер по объему рынка ТВ-рекламы в странах Восточной Европы

Broadcasting.ru по материалам J’son & Partners Consulting