Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°
МЕНЮ
Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°

Действующие лица

Технический прогресс и высокое качество не всегда совместимы

Леонид Таубе
Первый заместитель руководителя производственно-технологического департамента ВГТРК

Леонид Михайлович Таубе работает в системе связи, телевидения и радиовещания с 1961г.

В 1980-1981 годах он принимал активное участие во внедрении схемы 5-зонального телевизионного вещания на территории нашей страны на базе высвободившихся после Олимпиады-80 технических средств спутникового вещания, а также осуществлял техническое руководство правительственными и крупномасштабными телерадиотрансляций, в том числе и из-за рубежа (визиты глав правительств на высшем уровне, парламентские и президентские выборы, советско-американский космический полет “Союз-Аполлон” в 1975 г., чемпионаты Мира, Олимпийские игры и т.д.)

Леонид Михайлович занимался организацией работ пресс-центров в Мурманске (международная операция по подъему АПЛ “Курск” в 2001 г.) и в Санкт-Петербурге (встреча на высшем уровне президентов России и США в мае 2002 г.), а также обеспечивал подготовку и трансляцию прямых эфиров с Президентом РФ В.В. Путиным” 21 декабря 2001 г. и 19 декабря 2002 г.

- Леонид Михайлович, расскажите о том, как Вы попали на телевидение?

- На самом деле я никогда не собирался быть связистом. Занимаясь в драматическом кружке, я мечтал о карьере актера и работе на телевидении. Но отец не одобрял мой выбор, и посоветовал мне готовиться в “серьезный” институт. В это время в школе, где я учился, возникла необходимость наладить радиовещание. Постольку я был активным участником художественной самодеятельности, а также членом комитета ВЛКСМ школы, отвечавшим за культмассовый сектор, то это дело поручили мне. В результате мы с товарищем не только смонтировали оборудование в радиоузле, но и сами стали выпускать радиогазету.

Мой преподаватель физики, замечательный человек, бывший фронтовик, узнав о том, что я хотел бы работать на телевидении, посоветовал мне поступать в Московский электротехнический институт связи (МЭИС) на факультет радиосвязи, радиовещания и телевидения. Но в институте выяснилось, что на этот факультет очень большой конкурс (25 человек на место), и я поступил на факультет телефонно-телеграфной связи, где подготовка специалистов была ничуть не хуже, а в некоторых аспектах нашей деятельности еще и лучше.

Темой моего диплома стал проект телевизионной магистрали Москва-Саратов, а преддипломную практику я проходил на Центральной междугородной телефонной станции (ЦМТС), где было оборудование первых кабельных отечественных телевизионных магистралей. Главный инженер ЦМТС Наталья Малышева предложила мне при распределении остаться работать инженером в цехе междугороднего и международного телевидения. Я согласился, а через некоторое время “вырос” уже до начальника смены.

Таким образом, я и стал телевизионщиком, но в то же время никогда не забывал и телефонии.

- Леонид Михайлович, в силу характера Вашей деятельности Вас называют лучшим телевизионщиком среди связистов и лучшим связистом среди телевизионщиков. Скажите, в какой ипостаси легче работается?

- Я, наверное, счастливый человек, потому что когда-то в детстве решил, что мне хотелось бы работать в телевидении, и мои мечты сбылись. То, что я по образованию связист и начинал в цеху междугороднего и международного телевидения, дало мне уникальную специальную подготовку. Я стал телевизионщиком, но со знанием систем и структуры связи.

Когда в 1972 году мне было поручено обеспечение самой первой правительственной передачи, тогда и понадобилось хорошее знание этих двух компонентов - связи и телевидения.

Зато теперь, при обсуждении каких-либо вопросов со связистом, мы хорошо понимаем друг друга, потому что оба собеседника знают предмет, о котором говорят.

Сегодня мне кажется, что я занимаюсь своим любимым делом и чувствую себя при этом очень комфортно.

- Когда вы работали на телевидении, Вам никогда не хотелось попробовать себя в творческом плане, осуществить свои детские мечты стать актером?

- Нет, никогда. Но в моей жизни был один замечательный случай. В 1963 г. наша эстрадная группа художественной самодеятельности МЭИС, в которой я состоял, участвовала в заключительном смотре художественной самодеятельности “Профсоюза работников связи и шоссейных дорог”. Я был одним из ведущих программы. Итоговый концерт, проходивший в театре Советской Армии, транслировался по телевидению. В этот день была моя рабочая смена в ЦМТС. Фонограмму записи этого концерта мне потом подарили. На этом и закончилась моя артистическая карьера.

- В 1960-х годах Вы были одним из первопроходцев массового телевидения у нас в стране. Многое ли изменилось с тех пор в работе вещателей с приходом новых технологий?

В 1961 г. я работал в телецентре на Шаболовке в структуре связи. Сотрудники цеха междугороднего и международного телевидения занимались трансляцией телепрограмм Центрального телевидения из Москвы только по кабельным, коаксиальным и радиорелейным линиям связи, так как спутниковых систем тогда еще не существовало.

На моих глазах происходило быстрое развитие техники телевидения. Я застал еще телекамеры с супериконоскопом. Сегодняшняя телевизионная молодежь даже термин такой вряд ли знает. В конце 1960 г. началось переоснащение студий. В первом корпусе телецентра создали экспериментальную студию цветного телевидения. И, конечно, обновлялась техника для междугородних и международных трансляций. Первые в СССР коаксиальные магистрали с использованием отечественного оборудования “Кактус-920” были построены по направлениям Москва-Ленинград, Москва-Киев, Москва-Ташкент. Затем появилась первая международная кабельная линия Москва-Киев-Варшава-Прага-Берлин.

Вообще когда видишь телевизионную технику сегодняшнего дня, и сравниваешь ее с той, на которой мы когда-то начинали отечественное телерадиовещание, то понимаешь, что в нашей вещательной отрасли произошел гигантский скачок.

Достаточно сказать, что первая отечественная цветная телекамера, установленная в Останкино в 1970 г., весила 120 кг, и поднять ее можно было только вдвоем. Современные операторы работают с телекамерами, которые можно просто положить в карман и при этом обеспечивается профессиональное качество съемки. Прошло всего 30 лет, а это не такой большой срок. Между тем за это время сменилось много поколений телевизионного оборудования.

Я пришел на телевидение тогда, когда еще не было видеозаписи, а существовала киносъемка - так называемый “мокрый” процесс. Была кинопленка, которую надо было проявлять. Зато была возможность работать с негативом. Все передачи, кроме хроники, проходили в прямом эфире, в том числе и так называемые “телепереклички” с большим количеством участников из разных городов. Например, выходила передача “Эстафета новостей” с оперативной информацией из десятка различных городов, которую вел Юрий Валерианович Фокин. Проводить такую передачу, конечно, было достаточно сложно, но зато очень интересно.

Каждую неделю в прямом эфире выходил “Голубой огонек”. И тогда наше небольшое здание второго корпуса телецентра на Шаболовке наполнялось разными людьми - артистами, музыкантами и т.д. Или, скажем, вернулись космонавты из полета - и тут же из студии в прямом эфире транслируется встреча с ними.

Конечно, случались разные накладки, но я ничего страшного в этом не вижу, потому что в передаче участвуют живые люди, показывают реальную жизнь, в которой все возможно, в частности и ошибки. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Появление видеозаписи хоть и предоставило новые технические возможности, но, на мой взгляд, “убило” прелесть прямого эфира. Сегодня мы иногда считаем проведение передачи в прямом эфире огромной заслугой ее создателей, забывая о том, что именно с этого и начиналось телевидение.

- В конце 1960-х годов на наших телеэкранах появилась эмблема Интервидения, в создании которого Вы принимали непосредственное участие. Расскажите, как происходило создание Интервидения и Евровидения.

- В 1960-х г. появился Европейский вещательный союз со штаб-квартирой в Женеве. Стало ясно, что в странах социалистического лагеря должен появиться свой вещательный союз. Так появилось Интервидение с центром в Праге. Мне довелось заниматься технической реализации этого проекта.

Вообще Евровидение и Интервидение - это система обмена программами, проходящими в “живом” эфире, например, музыкальными, спортивными и т.д. Скажем, на Интервидении было телевизионное шоу - “Конкурс Евровидения по художественной гимнастике”. Соревнования проходило поочередно в странах - членах Интервидения. Мне доводилось быть техническим организатором одного из таких конкурсов в Тбилиси.

Позже страны стали вести обмен актуальными новостями. Каждый день телевизионные организации предлагали к показу перечень новостных сюжетов, из них отбирались те, к которым появлялся интерес у достаточного количества телезрителей. Эти сюжеты собирались в блоки, и каждая из стран-участниц обмена последовательно выходила с ними в сеть каналов. Таким образом, актуальные новости могли из Москвы попасть сразу в Софию, Бухарест, Будапешт, Берлин и Прагу.

Через некоторое время к системе Интервидения присоединилась Монгольская Народная Республика, затем Куба и Вьетнам. Это объединение вещателей просуществовало до развала соцлагеря, а затем было интегрировано все в тот же Европейский вещательный союз. Именно тогда Россия и стала его действительным членом.

- С кем из специалистов отрасли Вам довелось работать?

- Я считаю, что мне в жизни очень везло на мудрых и талантливых руководителей. Одним из замечательных людей, стоявших у истоков становления советского телевидения, в частности, Интервидения, был Генрих Зигмундович Юшкявичюс.

После окончания строительства первого корпуса телецентра, я перешел в Главное производственно-техническое управление Гостелерадио СССР. В это время там начинал свою деятельность Генрих Зигмундович Юшкявичюс, вернувшийся на родину из Праги с должности технического директора Интервидения и ставший заместителем председателя Гостелерадио СССР по технике.

Генрих Зигмундович не был моим непосредственным руководителем, но работа с ним была для меня великолепной профессиональной школой. Именно под руководством Юшкявичюса осуществлялись такие проекты, как “Союз-Аполлон”, подготовка и трансляция московской “Олимпиады-80”. По предложению Генриха Зигмундовича впервые в истории телевидения было организовано 20 международных телевизионных каналов, что было по тем временам фантастической цифрой.

Не могу не назвать самого первого моего руководителя Сергея Павловича Мордовина, человека, курировавшего цех междугороднего и международного телевидения, а затем возглавлявшего технический центр междугороднего и международного телевидения и вещания Минсвязи СССР.

Среди замечательных людей, работавших в телерадиовещании, хочу упомянуть членов дирекции строительства Останкинского телецентра, которые стали моими учителями в этой, для меня тогда практически незнакомой, области - Андрей Константинович Горнштейн, директор строительства телецентра и Абрам Моисеевич Мельберг, главный инженер, а затем и директор строительства телецентра. Это были достойнейшие люди, которые, во-первых, умели прекрасно делать дело, а, во-вторых, были великолепными руководителями.

- Леонид Михайлович, а у Вас сегодня есть ученики?

- К сожалению, учеников у меня нет. Я, пожалуй, могу назвать всего двух человек, которые начинали свою трудовую деятельность под моим руководством. Один из них - Михаил Пономарев, который пришел на ТВ сразу после школы. Он работал сначала ведущим программы “Вестей”, затем стал главным редактором этой программы. Сейчас он очень известный человек.

Второй мой ученик - Дмитрий Добрынин, который сегодня успешно работает на “Радио России”, ведет свою музыкальную программу.

Во всяком случае, мои подопечные гораздо более известны широкому телезрителю и радиослушателю, чем Леонид Таубе.

- Говорят, что телевидением движут спорт и политика. Вы, как участник многих подобных событий, подтверждаете это?

Безусловно, с технической точки зрения, наиболее сложные трансляции - спортивные и новостийные, потому что и те и другие требуют задействования большого количества технических средств и решения многих технических вопросов.

Взять хотя бы съемку соревнований по скоростному спуску, когда спортсмен за короткий промежуток времени пролетает огромное расстояние. Представляете, насколько сложной должна быть техника, чтобы показать путь лыжника от старта до финиша, насколько высокой должна быть скорость перемещения телевизионной камеры и, зачастую, без непосредственного участия оператора! То же самое можно сказать и о съемках скоростного бега на коньках, когда камера двигается вместе со спортсменами вдоль беговой дорожки.

В одном ряду со спортивными программами по сложности съемок стоят и новости. Поэтому наибольший прогресс в развитии телевизионной техники, я считаю, дает именно реализация спортивных и новостийных трансляций.

- Вы едете в Санкт-Петербург для подготовки трансляций празднования 300-летия города. Какие задачи стоят перед ВГТРК и перед Вами, в частности?

- Мы готовимся к трансляциям международных мероприятий с участием Президента РФ в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, для этого создаются мощные сложные телевизионные системы. Кстати, мне здесь как раз и пригодились знания связиста, потому что хотя системы и телевизионные, но работают они при непосредственном использовании телекоммуникаций.

Я являюсь техническим руководителем пресс-центра, ответственным за создание международного телевизионного сигнала. ВГТРК, в данном случае, делает программу не для своих телеканалов “Россия” или “Культура”, а, в соответствии с поручением, данным Президентом РФ, мы создаем международный телевизионный сигнал, который будет предоставляться абсолютно всем вещателям, которые пожелают его использовать.

- Какое событие в Вашей телевизионной деятельности можно считать самым выдающимся - работа на телецентре, организация телемостов для президента, проведение олимпийских трансляций или, может быть, освещение подъема подлодки “Курск”, за которое Вы получили медаль?

- Наиболее грандиозным мероприятием для меня стала, конечно, московская “Олимпиада-80”, подготовкой которой достаточно серьезно и долго занимались разные службы. Я был техническим руководителем трансляции по телевидению и радио эстафеты олимпийского огня по территории Советского Союза. Мы встречали огонь на границе Молдавии и Румынии в селе Ляушены и сопровождали его далее по трассе Ляушены-Кишинев-Бельцы-Черновцы-Могилев-Подольский-Хмельницкий-Житомир-Киев-Полтава-Харьков-Белгород-Курск-Орел-Тула-Москва. В каждом областном центре и в местах пересечения границ союзных республик жители обязательно праздновали встречу олимпийского кортежа. Каждый день в программу “Время” мы передавали сюжеты с трассы эстафеты олимпийского огня. Как мне кажется, Москва была занята подготовкой к Олимпиаде, до которой оставались считанные дни, и не заметила того колоссального впечатления, которое производило на население страны продвижение олимпийского факела. За десятки километров люди приходили к трассе только лишь для того, чтобы увидеть, как бежит факелоносец.

В Молдавии одна старушка на собранные ею деньги попросила построить у трассы эстафеты колодец для того, чтобы напоить факелоносца ключевой водой. Вообще в то время в стране существовал колоссальный интерес к спортивному движению вообще и к Олимпиаде, в частности.

Мне повезло: я получил в подарок один из олимпийских факелов, который, к счастью для меня, задуло сильным порывом ветра. Проведение эстафеты олимпийского огня предусматривало определенный ритуал. Если факел гас, то эстафета останавливалась, и другой факел зажигался от одной из ламп запасного огня, размещавшихся в машине, следовавшей из Греции до Москвы. Вновь зажженный факел вручался факелоносцу, а погасший забирался дирекцией эстафеты. И когда кавалькада прибыла в Москву к месту назначения, я, как технический руководитель телерадиотрансляций, был награжден этим погасшим факелом.

- Трансляции с пути следования эстафеты олимпийского огня велись в записи?

- Для съемок таких мероприятий, как праздники в Кишиневе, Киеве, а также при пересечении государственной границы СССР в Ляушенах было собрано достаточно большое количество техники. И так как не везде тогда существовала возможность быстро и оперативно передать сигнал в Москву, то мы записывали событие на пленку, затем двухдюймовый рулон доставляли в крупный город, откуда уже перегоняли эту запись в Москву.

Сложность этой операции заключалась в том, что вся новейшая техника, приобретенная для трансляции Олимпийских Игр, была установлена в Москве на спортобъектах, а для освещения эстафеты олимпийского огня оборудования не хватало. Поэтому пришлось брать его у украинских и молдавских вещателей и связистов.

Московская Олимпиада-80 представляла собой мероприятие, организованное на самом высоком уровне, где были предусмотрены все детали, касающиеся ее освещения в СМИ.

Я считаю, что основной составляющей Олимпийских Игр является на самом деле не спорт, а телевизионное шоу. Я много раз бывал на Олимпийских Играх, проходящих в разных странах, в качестве специалиста телевидения и связи и хочу сказать следующее. Сколько людей может посмотреть Олимпийские Игры на стадионе? Капля в море! А сколько в мире телезрителей? Миллионы! И только при организации трансляции на весь мир этих событий начинаешь понимать, что Олимпиада - это телевизионное шоу, что на тебе лежит огромная ответственность, и тогда изо всех сил стараешься показать эти соревнования наиболее интересно и выигрышно. Вот, наверное, за что я люблю телевидение.

- По роду своей деятельности Вам приходилось в разные годы обеспечивать трансляции с участием высшего руководства нашей страны. Как происходили эти события?

- Действительно, ровно 10 лет - с 1971 по 1981 г.г. я обеспечивал освещение таких событий. В первый раз в мае 1971 г. мне было поручено техническое обеспечение трансляции торжественного заседания в Тбилиси с участием Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева по случаю празднования 50-летия образования Грузинской ССР. Последняя же моя трансляция визита Леонида Ильича Брежнева состоялась ровно через 10 лет из того же Тбилиси по случаю 60-летия Грузинской ССР.

Мне также доводилось участвовать в обеспечении трансляций по освещению мероприятий с Михаилом Сергеевичем Горбачевым и, конечно, с первым Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным.

Друзья иногда предлагают мне написать мемуары о тех временах и о своей работе. Но все некогда!

Сейчас будем освещать событие международного значение с участием Президента РФ В.В. Путина - празднование 300-летия Санкт-Петербурга.

- Леонид Михайлович, к 2016 году планируется прекращение аналогового вещания ТРВ в России. Между тем, всю свою жизнь Выработали с аналоговым сигналом. Как Вы - телевизионщик с многолетним стажем, воспринимаете переход на цифру?

- Как сотрудник ВГТРК, я поддерживаю политику нашей компании. ВГТРК сегодня является одним из активных участников реализации программы смены аналогового вещания цифровым. Сейчас мы переводим на цифру распределительную спутниковую сеть доставки программ из центра в регионы. Следующим шагом будет создание наземного цифрового телевизионного вещания.

Совсем недавно я участвовал в обсуждении вопроса цифровизации телевещания на Государственной комиссии по электрической связи, где был поставлен вопрос о производстве цифровых телевизионных передатчиков отечественного производства. Дело в том, что сегодня телевизионная сеть страны на 70% состоит из устаревших передатчиков, которые срочно нужно менять. Наша позиция в этом вопросе такова: необходимо заменить устаревшие передатчики на гибридные - аналогово-цифровые, которые какое-то время продолжали бы транслировать сигнал в аналоге, а в дальнейшем могли бы быть переведены в цифровой режим работы.

Я считаю, что в российском вещании будет достаточно длительный период (до 2016 г.), когда вещание неизбежно будет как аналоговым, так и цифровым.

Для перехода на цифру потребуется так много времени, потому что, во-первых, нужно заменить все существующие сети телевизионных передатчиков. Во-вторых, необходимо, чтобы появился парк недорогих телевизионных приемников, либо приставок. Мы не можем лишить россиян телевизионного вещания!

Вообще, мне кажется, что хорошее аналоговое телевидение по качеству должно быть лучше, чем цифровое.

- Зачем же мы переходим на цифровое вещание?

- Дело в экономических аспектах проблемы. Тот телевизионный приемник, который смотрит телезритель, хотя и стоит недорого, но не реализует всех возможностей, заложенных в качественных параметрах аналогового телевизионного сигнала. Поэтому переход на цифру не ухудшит качества изображения, а в некоторых случаях, может быть, и улучшит. И это касается не только телевидения. Звук, записанный на виниловом диске, лучше по качеству, чем на компакт-диске. Сегодня меломаны для повышения качества звучания музыки от полупроводниковых звуковых усилителей возвращаются к радиоламповым. Так что технический прогресс и высокое качество бывают не всегда совместимы. Главную роль в новом оборудовании играет соотношение цена/качество.

- Видите ли Вы будущее вещания, непосредственно связанное тем или иным образом с Интернетом?

- Я не думаю, что произойдет конвергенция вещания и Интернет-технологий. Да, ВГТРК уже ведет вещание в Интернете. Когда мы работали на Олимпиаде в Солт-Лэйк-сити, то в Интернете смотрели программу “Вести” из Москвы и оценивали созданные нами сюжеты.

Но все-таки мне кажется, что Интернет предназначен именно для своего пользователя, а не для телезрителя. Я считаю, что каждый вид вещания должен развиваться своим путем.

- Какие проблемы сегодня испытывает ВГТРК при трансляции программ с помощью спутниковой связи в регионы? Каковы дальнейшие перспективы развития этого вида вещания?

- Проблемы, конечно, существуют, и над их разрешением ВГТРК работает совместно с ГП “Космическая связь” и Минсвязи РФ. Так, в силу того, что спутниковая группировка, транслирующая программы общероссийского распространения, устарела, мы вынуждены были отказаться от Дубля-4 телеканала “Россия”.

Надеюсь, что, в середине текущего года с помощью цифровых технологий и за счет использования спутника в точке стояния 40° в.д. нам удастся поднять на борт программы Дубля-4, для чего нужно своевременно перевести сеть на цифру. Так что здесь решение проблемы, в основном, зависит от действий ВГТРК, а не от реконструкции спутниковой группировкой.

Кроме того, у нас возникают трудности с наземной сетью приемных станций спутниковой связи, с передатчиками - со всем тем оборудованием, следить за которым должно РТРС. Пока что представители этой организации не спешат решать поставленные перед ними задачи, ссылаясь на отсутствие соответствующих финансовых ресурсов. И только бездеятельность РТРС тормозит сегодня распространение телеканала “Культура”, несмотря на то, что ВГТРК проводит большую работу в этом направлении.

В дальнейшем, скорее всего, возникнут новые проблемы, так как в планах ВГТРК создание информационного и спортивного каналов, а также канала “Радио-Культура”, для которых потребуется собственная сеть. Конечно, при переходе распределительной сети на цифру для этих каналов будут найдены ресурсы именно в спутниковых стволах.

Из существующих нерешенных на сегодня задач можно назвать создание сети передающих станций, доводящих программу до зрителя, нехватку частотных ресурсов и трудности с заменой передатчиков сети ВГТРК.

- Леонид Михайлович, мы благодарим Вас за внимание к нашему изданию, за то, что при всей своей загруженности нашли время рассказать читателям о своей интересной работе. И последний вопрос: как Вы считаете, что нужно человеку для того, чтобы добиться успеха, почувствовать себя счастливым?

- Человек счастлив только тогда, когда он занят делом. Не боюсь показаться банальным, когда говорю, что чувствую себя хорошо только тогда, когда я нужен людям, когда знаю, что делаю полезное дело.

Всем своим коллегам хочу пожелать того же - здоровья и востребованности в том деле, которым они занимаются.

Беседу вели Ирина Ушакова и Сергей Телековский

Опубликовано в Broadcasting №4-2003


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код: