Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°
МЕНЮ
Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°

Действующие лица

Перспективы развития сети ТРВ

Геннадий Скляр
Генеральный директор ФГУП “РТРС”

В июле 2004 года состоялось открытое заседание комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Впервые за всю историю деятельности высшего органа законодательной власти страны по инициативе ФГУП “РТРС” был рассмотрен вопрос “О состоянии государственной сети телерадиовещания Российской Федерации и неотложных мерах по поддержке ее развития”. Доклад с таким названием участникам заседания представил генеральный директор ФГУП “РТРС” Геннадий Скляр.

Выдержки из этого доклада мы предлагаем вниманию читателей журнала “Broadcasting”

Мировые тенденции развития ТРВ

Ситуацию в области телерадиовещания в мировом масштабе характеризуют следующие тенденции:

  • нарастание объемов услуг доставки телерадиопрограмм абонентам способами, являющимися альтернативными по отношению к традиционному эфирному;
  • высокие темпы роста объемов услуг платного вещания: указанные выше системы доставки сигнала конечному пользователю позволяют операторам телерадиосетей устанавливать коммерческие отношения с абонентами;
  • массовое внедрение цифровых технологий как в производство аудио- и видеопрограмм, так и в сети распространения и эфирной трансляции радиотелевизионных программ;
  • строительство широкополосных транспортных сетей, интеграция телекоммуникационных сетей в единые сети электронных коммуникаций позволяют обеспечить многофункциональное информационное обслуживание абонентов по принципу универсального доступа, в частности предоставлять услуги интерактивного телевидения, доступа в Интернет. Уже сегодня операторы сетей “последней мили” около 70% доходов формируют за счет абонентской платы от доставки ТВ-программы и почти 30% - за счет предоставления дополнительных услуг. Таким образом, согласно прогнозам, доходы операторов кабельных сетей к 2015 г. вырастут примерно в 8-10 раз, а сетей непосредственного спутникового вещания - в 4-5 раз;
  • взаимопроникновение рынков информатики, связи, медиа, развлечений и электронной коммерции, диверсификация и взаимопроникновение в бизнесы медиа, Интернет и телекоммуникационных компаний;
  • постепенное формирование технологий и бизнес-моделей для реализации концепции “Глобального мобильного информационного общества”, в котором любой потребитель получает доступ к любому информационному контенту в любом месте, в любое время, на любой из имеющихся у него терминалов (устройств коммуникаций).

Проблемы сети ТРВ в России

Решение поставленных перед ФГУП “РТРС” задач по совершенствованию сети и формированию единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) затрудняется рядом проблем. В их числе:

  • устаревший технологический уровень, слабая техническая и социальная инфраструктура сети ТРВ;
  • недостаточные инвестиционные возможности;
  • низкие тарифы на услуги по распространению и трансляции программ общероссийских телерадиокомпаний и опережающий рост тарифов на электроэнергию;
  • необоснованно высокие тарифы на услуги государственных радиочастотных центров;

Говоря о проблемах, необходимо отметить следующие важные моменты.

Часть незаконно отчужденного государственного имущества из состава сетей ТРВ до настоящего времени не возвращена.

Значительных финансовых затрат требует оформление прав на использование земельных участков под объектами переданного предприятию имущественного комплекса. Необходимо установить льготы на землепользование.

Необходимо также внести изменения в сложившиеся схемы передачи телерадиопрограмм по магистральным каналам.

До сих пор отсутствуют нормативные акты, устанавливающие сроки и порядок перевода ТРВ на цифровые технологии.

Перспективы развития сети ТРВ в России

Ближайшие перспективы развития сети ТРВ (или оказания услуг ТРВ) в России в основном определяются переходом на цифровые технологии и связанной с этим заменой аналоговых сетей цифровыми, модернизацией радиопередающих станций и сетей ТРВ, созданием широкополосных сетей телевидения и непосредственного спутникового телерадиовещания, использованием многоканальных распределительных систем MMDS, LMDS, MVDS. В районах с высокой плотностью населения эти системы могут стать основой эфирно-кабельных сетей, по которым будет передаваться большое количество дополнительных программ ТРВ.

Важнейшей составляющей поэтапного перехода телерадиовещания на цифровые технологии должна стать модернизация спутниковой распределительной сети и наземной сети распространения телерадиопрограмм.

При переходе от аналоговых к цифровым технологиям прогнозируется изменение структуры услуг связи в ТРВ. Реализация на сетях телерадиовещания возможностей организации новых услуг обеспечит ускорение окупаемости инвестиций в развитие сетей, объемы которых на период до 2010 г. оцениваются суммой $1,8 млрд. Инвестиционная привлекательность рассматриваемого сектора промышленного рынка позволяет рассчитывать на поступление до 65% инвестиций из внебюджетных источников.

Потенциально высокий спрос на перспективные услуги связи в ТРВ может привести к значительному увеличению доходов операторов связи.

Меры, принимаемые РТРС

Главная цель ФГУП “РТРС” - создание в России современной, гибкой, технически и экономически эффективной сети электронных коммуникаций, гарантирующей абонентам новое качество услуг связи в ТРВ. Это позволит обеспечить население России высококачественным и доступным многопрограммным вещанием (как стандартным, так и интерактивным), организовать мультимедийное обслуживание абонентов по принципу “одного окна”.

На пути к этой цели ФГУП “РТРС” приступил к модернизации и развитию существующей сети распространения телерадиопрограмм. Для перехода от разобщенности к единому информационному пространству России происходит формирование ЕПТК.

Центральное ядро ЕПТК образует Федеральный центр распределения телерадиопрограмм (ФЦРТ), который с помощью единой цифровой платформы будет управлять транспортной системой доставки и межрегионального обмена сигналом. Транспортная система будет включать в себя космический сегмент (спутниковые каналы распределения программ) и наземный сегмент (магистральные каналы сбора и распределения программ). Причем на первом этапе основной упор будет сделан на широкополосные наземные волоконно-оптические линии связи, оптимизацию топологии и технологическое переоснащение региональных распределительных сетей.

Уже в 2004 г. ФГУП “РТРС” намерено построить сеть нового поколения в Калужской области, а затем тиражировать найденные решения в других регионах. Соответствующие соглашения подписаны между ФГУП “РТРС” и администрациями ряда субъектов Федерации.

Создание ФЦРТ позволит реализовать новые возможности теле- и радиовещательной сети:

  • разрозненная сеть ТРВ будет преобразована в современную широкополосную сеть, позволяющую предоставлять помимо вещательных мультимедийные и информационные услуги (такие как интерактивное ТВ, передача данных, доступ в Интернет, IP- и видеотелефония, Интернет-вещание);
  • число вещаемых программ возрастет с сегодняшних 2-6 до 200 и более;
  • телекомпании смогут самостоятельно выбирать параметры качества для передачи своих программ - от стандартного до ТВЧ;
  • новая система распределения региональных программ позволит транспортировать программы между любыми регионами РФ; при этом снизится стоимость доставки трафика из центра в регионы и обратно, соответственно уменьшатся издержки телекомпаний;
  • начинает действовать система резервного вещания федеральных каналов;
  • трансляция телесигнала будет переведена из аналогового в аналого-цифровой режим, а затем и в цифровой формат;
  • будет сформирован постоянно пополняемый банк программ, что обеспечит предоставление массовой услуги “видео и программы по запросу”. Доставку интересующей программы на монитор абонента можно будет заказать в любое удобное время. Реализуется единый общероссийский виртуальный рынок коммерческого контента с адресной доставкой абоненту.

Также в РТРС развернуты работы по замене аналоговых приемных спутниковых станций на многопрограммные цифровые. Это обеспечит технологическое согласование космической транспортной магистрали и региональных распределительных сетей в едином цифровом формате.

К настоящему времени в вещательной зоне “Г” введено в эксплуатацию более 400 таких станций и свыше 900 приемников-декодеров, развернуты работы по установке в 2004 г. новых приемных станций в зоне “М”. По достижении готовности ГП “Космическая связь” к трансляции цифрового пакета федеральных телепрограмм на территорию ДВФО будет осуществлен перевод спутниковых приемных станций “РТРС” на цифровую технологию в зонах “А” и “Б” (необходимо отметить, что для закупки спутниковых приемных станций РТРС привлечены заемные внебюджетные средства на возвратной основе). По зоне “В”, а также частично “Б” и “Г”, где в настоящее время функционирует система “Экран”, в РТРС была подана заявка на бюджетное финансирование в 2004 г., однако государственные средства выделены не были.

ФГУП “РТРС” приступило к поэтапной замене устаревших передатчиков на сети распределения телерадиопрограмм.

Подготовлены и внесены в Совет Безопасности РФ предложения по оптимизации схемы мощного радиовещания.

Ведутся ремонтно-восстановительные работы на антенно-мачтовых сооружениях, замена и модернизация антенно-фидерных устройств. В текущем году намечено завершить основную часть работ по восстановлению Останкинской телебашни, приступить к созданию современной инфраструктуры высотного сооружения городского значения.

В намерения РТРС входит также стимулирование развития проектов в сегменте “последней мили” путем строительства мультисервисных сетей абонентского доступа с использованием “прорывных технологий”, что позволит предоставлять населению услуги нового качества по доступным ценам. В настоящее время такие проекты реализуются в Калуге, Брянске, Красноярске. Попутно решаются вопросы использования в технологическом процессе доставки сигнала существующих систем проводной связи, антенн коллективного приема и домовых распределительных сетей. Новыми продуктами, которые РТРС намерена предложить абонентам, будут доставка по заказу программ, предлагаемых на выбор, обеспечение интерактивного режима при пользовании Интернетом и просмотре телепрограмм, услуги связи и другие, которые позволяют оказывать широкополосные транспортные и абонентские сети.

Особое внимание ФГУП “РТРС” уделяет созданию региональных сетей ТРВ в субъектах и федеральных округах РФ на базе объектов федеральной собственности.

Важнейшим источником средств на развитие сети для ФГУП “РТРС” является собственная прибыль, для увеличения которой вводится режим жесткой экономии и снижения издержек, предлагаются новые телекоммуникационные услуги. ФГУП “РТРС” оптимизирует сеть филиалов, формируя центры прибыли и развития новых бизнес-программ на базе РТПЦ, центры группового сервисного обслуживания антенно-мачтовых сооружений. На филиалы возлагается ответственность за решение вопросов совершенствования производства, развития сети вещания региональных телерадиопрограмм, привлечение для этих целей ресурсов региональных бюджетов.

К настоящему времени число филиалов предприятия, осуществляющих производственную деятельность, сокращено с 97 до 78. Среди них 5 региональных центров, обслуживающих территории двух и более субъектов Федерации (Московский, Санкт-Петербургский, Сибирский, Урало-Сибирский, Дальневосточный).

Расширяется международное сотрудничество РТРС. По результатам открытого конкурса определены зарубежные стратегические партнеры РТРС, готовые осуществить поставку на сеть современного оборудования, используя взаимовыгодные организационно-финансовые схемы, а также организовать производство такого оборудования непосредственно в России.

В настоящее время с учетом нужд и перспектив развития сети на базе предложений стратегических партнеров формируется “Программа развития сети ТРВ России с целью обеспечения конституционных прав граждан, соблюдения социальных стандартов и усиления информационной безопасности государства на 2004-2010 годы”, в которой будут задействованы доступные для ФГУП “РТРС” источники финансирования: собственная прибыль предприятия, заемные средства, привлекаемые стратегическими инвесторами, средства федерального и региональных бюджетов, средства долевого участия партнеров.

Предложения ФГУП “РТРС” органам государственной власти

В области модернизации и развития государственной сети распространения ТРП и перехода на цифровые технологии

Необходимо законодательным путем установить формы государственной поддержки программы модернизации и развития сети, направление организационно-правового реформирования ФГУП “РТРС”, ориентированного на привлечение ресурсов на финансовом рынке для реализации этой программы. Требует быстрейшего принятия постановление Правительства РФ по вопросам внедрения цифрового телевизионного и звукового вещания в России.

В отношении формирования и функционирования единого производственно-технологического комплекса государственных телерадиовещательных сетей

Следует законодательно зафиксировать структуру ЕПТК, состоящую из четырех технологических сегментов:

  • наземных магистральных сетей;
  • спутниковых магистралей;
  • региональных сетей передачи и эфирного распространения;
  • абонентских сетей доступа, включая кабельные и эфирно-кабельные сети населенных пунктов, центры и антенны коллективного приема, домовые распределительные системы.

Необходимо установить правила взаимодействия операторов ЕПТК и правила присоединения, структуру сетевых и сегментных тарифов, другие вопросы, определяющие правовую основу функционирования ЕПТК. Следует законодательно определить правила использования частотного ресурса операторами сегментов ЕПТК.

С вопросом функционирования ЕПТК прямо связан вопрос о разгосударствлении и акционировании. Целесообразно разработать и утвердить на уровне Правительства РФ решение о реструктуризации операторов сети распространения ТРП путем акционирования и снижения доли государственной собственности, а также решение о принятии протекционистских мер по стимулированию инвесторов, участвующих в реализации инновационных и инжиниринговых проектов модернизации сети.

В части присоединения к государственной сети распространения телерадиопрограмм

В действующем Федеральном законе “О связи” не учитывается специфика регулирования процедур присоединения в телерадиовещательных сетях. Происходит интеграция эфирного, кабельного и спутникового телевидения с информационными сетями, в первую очередь с Интернетом. Поэтому для обеспечения равноправной конкуренции на рынке услуг ТРВ должны быть разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие порядок и условия оказания услуг присоединения, а также регулирования тарифов на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке. Следует также принять правила доступа в государственные сети регионального и местного вещания операторов различных форм собственности и разработать нормативные документы по взаимодействию государственных и коммерческих сетей распространения телерадиопрограмм.

В отношении правил и условий оказания социально значимой услуги по распространению телерадиопрограмм

Законом “О связи” в РФ гарантируется оказание универсальных услуг связи. Однако правовой механизм оказания такой услуги применительно к распространению телерадиопрограмм отсутствует. Представляется целесообразным ввести категорию социально значимой услуги - трансляцию минимального набора общероссийских ТВ- и РВ-программ, доступных любому гражданину РФ в определенное время с установленным качеством бесплатно. Компенсация затрат на обслуживание социально значимой услуги может быть организована путем создания специального фонда, финансируемого на долевой основе из государственного и региональных бюджетов, а также за счет отчислений операторов “последней мили”.

В области тарифного регулирования

Необходимо сформировать эффективную тарифную политику в отношении государственной сети распространения телерадиопрограмм, учитывающую:

  • различия в себестоимости одинаковых услуг, оказываемых филиалами ФГУП “РТРС” в регионах России;
  • связь размера тарифа с проводимой в регионе технической политикой в вопросе модернизации технологической базы (более высокие тарифы целесообразно применять там, где проводится широкая модернизация сети, и снижать их там, где такие работы не ведутся);
  • состояние рынка услуг ТРВ в регионе, ценовую и маркетинговую политику, проводимую альтернативными операторами;
  • содержание транслируемого контента (применение повышенных тарифов к времени трансляции рекламных врезок);
  • изменение расчета тарифов на распространение телерадиопрограмм при использовании цифровых методов передачи сигнала.

Представляется целесообразным законодательно установить порядок регулирования платы операторов за пользование радиочастотным спектром с учетом затрат операторов в тарифах на распространение телерадиопрограмм. Следует также закрепить положение, в соответствии с которым стоимость услуг соисполнителей работ оператора связи (агента), осуществляющего распространение телерадиопрограмм общероссийских компаний по государственным тарифам, не должна превышать величину этих тарифов.

В вопросе бюджетного субсидирования РТРС

Следует законодательно установить 100%-ное финансирование затрат на распространение программ общероссийских телекомпаний в населенных пунктах, где проживает менее 200 тыс. человек, и предусмотреть механизм отзыва вещательной лицензии на выделенной частоте в случае отказа компании от вещания в конкретном населенном пункте. Должен быть конкретизирован перечень населенных пунктов, в которых распространение программ общероссийских телекомпаний подлежит субсидированию из государственного бюджета.

В области землепользования

Согласно ст. 10 126-ФЗ “О связи”, к землям связи отнесены участки, предоставленные для нужд связи в постоянное бессрочное или безвозмездное срочное пользование. Вместе с тем, согласно ст. 65 136-ФЗ “Земельный кодекс РФ”, использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата), и для земель, используемых для решения задач связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91) норма безвозмездного срочного пользования не предусмотрена. Представляется целесообразным вывести из категории платных земельные участки, используемые для сетей радиовещания и телевидения государственных телерадиопрограмм.

В вопросах лицензирования

Согласно ст. 30 Федерального закона “О связи” для получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания соискателем лицензии должна предоставляться нотариально заверенная копия лицензии на вещание. Данное положение трактуется неоднозначно. Следует определить, кто должен обладать лицензией на вещание: оператор связи или СМИ, заказывающее его услуги.

Необоснованно формализован и растянут процесс оформления документов на использование частот и получения разрешений на эксплуатацию ТВ- и РВ-оборудования в ФГУП “ГРЧЦ”, РЧЦ федеральных округов. Представляется целесообразным внести дополнение в Положение о порядке назначения радиочастот в РФ, в котором оператору связи предоставлялось бы право выбора между самостоятельной разработкой частоты и разработкой частоты ФГУП “ГРЧЦ” или другой организацией, владеющей соответствующими полномочиями, оставив за ГРЧЦ функцию контроля, координации и учета назначения радиочастот. Для государственных сетей ТРВ необходимо закрепление обязательного лимита радиочастот для распространения программ общероссийских телерадиоканалов.

Развитие мультисервисных сетей требует изменения положения о лицензировании операторов связи в области телерадиовещания и введения процедуры получения единой лицензии на предоставление мультисервисных услуг с использованием цифровых технологий в полосе ТВ-канала. Необходимо разработать и утвердить национальный стандарт системы цифрового телевидения.

Россия до настоящего времени не присоединилась к Европейской конвенции о трансграничном вещании, поэтому необходимо законодательно определить соответствующие нормы правового регулирования вещания на приграничных территориях.

В связи с вхождением России во всемирное информационное сообщество необходимо приведение российской системы нормирования, стандартизации и сертификации в области ТРВ в соответствие с международной правовой системой в этой области и Федеральным законом от 27.12.2002 № 184 “О техническом регулировании”.

В области регулирования деятельности операторов и смежных правах

Поскольку ФГУП “РТРС” является государственной организацией, услуги которой оплачиваются из средств федерального бюджета (п. 2 абзац 4 Указа Президента РФ от 13.08.2001 № 1031), и обеспечивает функцию оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций и в особый период (то есть является организацией, обеспечивающей безопасность государства), то для того, чтобы избежать отключения его технологических объектов от электро- и газоснабжения, необходимо включить ФГУП “РТРС” в постановление Правительства РФ от 29.05.2002 № 364.

Отсутствие законодательного регулирования взаимоотношений эфирных и кабельных операторов, деятельности операторов систем коллективного ТВ-приема (СКТП) и кабельных операторов “последней мили” позволяет бесконтрольно определять, какие телевизионные программы включать в доставляемый пакет. Это ставит под угрозу доведение до населения социального пакета телерадиопрограмм (в качестве примера достаточно вспомнить отключение компанией “Мостелеком” программ ТВС). Параллельно идет процесс преобразования СКТП из муниципальных образований в коммерческие.

В заключение необходимо отметить, что сегодня назрела необходимость урегулирования взаимоотношений операторов в вопросах использования в кабельных сетях программ, распространенных в эфир, а также разработки инструментария и принятия соответствующего законодательного механизма взаимодействия участников рынка в сфере передачи рекламной информации.

Проблемы, поднятые в докладе Геннадия Скляра, подробно обсуждались на корпоративном семинаре ФГУП “РТРС” в Обнинске. Материал об этом семинаре читайте в следующем номере журнала “Broadcasting. Телевидение и радиовещание”

Опубликовано в Broadcasting №5-2004


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код: