Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°
МЕНЮ
Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°

Действующие лица

Идет нормальная телевизионная жизнь

Александр Пономарев
Генеральный директор ГТРК “Культура”

Александр Сергеевич

Пономарев родился 13 октября 1956 года в г. Аткарске Саратовской области. Окончил Саратовский государственный университет по специальности “физика” и ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

Работал в ЦК ВЛКСМ, где занимался вопросами культуры; был куратором молодежной редакции радио и телевидения и молодежных изданий.

В 1987 году пришел на телевидение. Его первая должность - заместитель главного редактора Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения.

Работал в руководстве Всесоюзной государственной телекомпании, возглавлял телестудию “Эксперимент”.

В 1993 Александр Пономарев становится генеральным директором Московской независимой вещательной корпорации, “ТВ-6 Москва”.

С мая 2001 года возглавляет телерадиокомпанию “Культура”.

С 2001 года - заместитель председателя ВГТРК

- Александр Сергеевич, у Вас большой опыт работы на телевидении. Что Вы можете сказать о телевидении сегодняшнего дня?

- Я не встревожен состоянием сегодняшнего телевидения. Мне кажется, что оно развивается логично, правильно и достаточно гармонично. Другое дело, что это развитие напряженно, драматично, поскольку публике предлагается все больший выбор телевизионного продукта. Те, кто предлагает свой продукт, борются за внимание этой публики. Но в общем идет нормальная, интересная телевизионная жизнь. И никаких стенаний вроде “куда катится современное телевидение” - у меня нет.

- Меняются ли со временем предпочтения зрительской аудитории, сама аудитория?

- Разумеется, вместе с жизнью меняется и публика. И понятно, что из предлагаемых телевизионных продуктов она выбирает тот, который ей ближе.

На мой взгляд, сегодняшняя публика проявляет больше интереса к серьезным жанрам.

- Какие жанры Вы имеете в виду?

- Документальное кино, публицистические, просветительские программы, серьезное художественное кино.

Вспомните, какую аудиторию собрал показ фильма Леонида Бортко “Идиот” по роману Федора Достоевского. Посмотрите, с каким рейтингом прошла серия программ Эдварда Радзинского “Загадки императора”, документальный фильм Андрона Кончаловского “Андропов”. Вообще, документальное кино, например на канале “Россия”, пользуется у зрителей популярностью, о чем свидетельствуют высокие рейтинги.

Все это означает, что публика не только с удовольствием “потребляет” боевики, игры и эстрадные шоу, но уже проявляет заметный интерес к серьезному искусству.

Кстати, обратите внимание: на всех телеканалах огромную аудиторию собирают новости - публика следит за тем, что происходит в стране.

- Считаете ли Вы, что современное телевидение способно удовлетворить интерес публики к серьезным программам?

- Безусловно. Телевидение сегодня гораздо более чутко реагирует на настроение публики, чем раньше. Есть серьезные авторы, серьезные режиссеры, хорошие журналисты, которые готовы такие программы создавать. И по мере того, как публика все в большей степени будет готова их воспринимать, таких программ на телевизионных каналах будет появляться все больше и больше.

- Однако сегодня многие жалуются на отсутствие качественного отечественного контента на наших телеэкранах. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Здесь все зависит от жанра. Если мы говорим об отсутствии оригинальных игровых программ отечественного производства и о засилье зарубежных, то почему же тогда не жалуемся так ожесточенно на то, что наша промышленность выпускает автомобили уровня “Жигули”, в то время как в Америке, Германии, Японии автомобили производят на совершенно другом уровне. Но в указанных странах технология этого производства налажена уже многие десятилетия, там сложилась соответствующая культура производства, инфраструктура.

То же самое и с телевизионным продуктом. Наверное, просто время пока не пришло.

Еще раз подчеркну: по мере того, как серьезный, качественный отечественный продукт будет востребован, его будет все больше.

- Но соответствуют ли условия, сложившиеся на российском рынке производства программ, появлению такого продукта?

- В этом нет никаких сомнений, ведь количество неизбежно перерастает в качество. Например, когда на рынке возникла потребность в отечественных боевиках или в сериалах с криминальным оттенком, то соответственно появилось множество таких работ. Да, не все из них выдерживали критику по качеству, но ведь со временем появилась “Бригада” - тот же криминальный сериал, но работа уже абсолютно другого уровня. И сегодня российский сериал “Бригада” приобретают на международном рынке, потому что его создатели вышли на новый уровень качества создания продукта.

И так будет во всех телевизионных жанрах. Вспомните новый фильм “На безымянной высоте”, который показали 9 мая на “Первом канале”, - очень хорошая работа. Так что всему свое время.

- На каких принципах строится работа ГТРК “Культура”?

- Принципы нашей работы достаточно широко продекларированы. Подчеркну, что мы работаем не для широкой аудитории, а для той ее части, которая проявляет особый интерес к высокой культуре, к серьезному искусству.

Разумеется, выстраивая свою программную политику, мы постоянно изучаем запросы этой публики. Именно результаты подобных исследований стали предпосылкой того, что сегодня на канале “Культура” стало больше дискуссионных программ, ток-шоу, в рамках которых обсуждаются профессиональные, цеховые проблемы различных отраслей культуры. Но с другой стороны, люди, принимающие участие в этих ток-шоу, затрагивают в своих обсуждениях более широкие темы, волнующие всех членов нашего общества. И эти дискуссии вызывают огромный интерес у зрителей.

Любопытен и еще один момент: в нашей информационно-аналитической программе “Тем временем” обсуждаются острые темы, которые сегодня у всех на слуху, - казалось бы, те же обсуждения идут и в аналогичных программах общефедеральных каналов. Но нас интересует прежде всего взгляд человека “из культурного окопа”.

И документальное кино, выходящее на канале “Культура”, отличается от того, которое зрители могут видеть на других каналах. Наше документальное кино представляет больший интерес еще и как художественное произведение (не в обиду будет сказано создателям документальных картин, которые выходят на каналах “широкого потребления”).

- Каким образом происходит отбор программ и фильмов для канала “Культура”?

- Мы хотим напомнить публике о мастерах режиссуры, мастерах актерского искусства, хотим показать работы талантливых операторов. Поэтому так любим ретроспективу, в рамках которой можно показать серию работ, например, известного режиссера или с участием известного актера. Мы хотим составить у зрителя общее представление о художественном мире талантливых мастеров.

Как правило, художественные фильмы дополняются соответствующими документальными работами о том, как лента создавалась, или о жизни ее создателя. В этом и заключается наш подход к кинопоказу.

- Александр Сергеевич, Вы упомянули о том, что ваш канал работает для ценителей высокой культуры. Удается ли вам преодолевать пропасть, которая лежит сегодня между массовой культурой и культурой высокой?

- Эта задача не наша, а каналов широкого потребления, у которых есть широкая аудитория.

Однако думаю, что есть два пути преодоления этой пропасти.

Во-первых, очень нужна серьезная критика массовой культуры: не ругать, а именно критиковать и, самое главное, поощрять серьезных исполнителей и авторов, которые работают в жанрах массовой культуры.

Во-вторых, не надо бояться популяризации жанра. Чтобы стало понятно, о чем я говорю, приведу пример. В канун Дня Победы на канале “Россия” прошла трансляция концерта песен военных лет в исполнении Дмитрия Хворостовского. Параллельно на других каналах шли концерты тех же самых песен в исполнении поп-звезд. Был один любопытный момент, когда Хворостовский начал исполнять одну песню в тот самый момент, когда на другом канале эстрадный певец как раз завершал исполнение той же самой песни. И достаточно было сравнить две манеры исполнения, чтобы увидеть разницу между массовой и высокой культурой. Думаю, у человека, который услышал песни в исполнении Дмитрия Хворостовского, непременно появится желание послушать этого певца еще раз.

Но здесь есть один важный момент: если ты взял на себя такую высокую миссию, как популяризаторство, ты должен быть безупречным профессионалом, иначе это будет не популяризаторство, а дешевый пошлый популизм.

- Чем еще “Культура” отличается от других общефедеральных российских телеканалов?

- Главное отличие в том, что он не ориентирован на широкую аудиторию. У нас нет задачи получить как можно большую аудиторию любой ценой - то, к чему стремятся другие каналы. Наша задача сводится к тому, чтобы предложить целевой аудитории соответствующий продукт.

- Иными словами, сегодняшний рейтинг канала Вас устраивает?

- Нет, нынешний рейтинг просто не может нас устраивать: по нашим представлениям, потенциальная аудитория телеканала “Культура” составляет ровно в два раза больше того рейтинга, который мы имеем сегодня (2,5% по стране, 4-5% по Москве).

- Как Вы считаете, что мешает каналу “Культура” иметь больший рейтинг?

- Здесь встает вопрос наших возможностей. С одной стороны, канал “Культура” могут принимать еще далеко не все жители нашей страны. А с другой стороны, у нас не всегда хватает возможностей приобрести или создать требуемый объем программ, достойных нашей публики: во-первых, это недешево, во-вторых, создание такого продукта - очень долгий процесс.

- Помнится, было время, когда Вы вплотную занимались вопросом расширения зон охвата телеканалом “Культура” и строили планы о размещении на канале рекламы.

В итоге реклама на канале так и не появилась. Однако в последнее время на “Культуре” стали транслировать промо-ролики, к примеру мюзиклов. Также акцентируется внимание на спонсорстве отдельных программ. Это связано с недостатком финансирования телеканала “Культура”?

- Недостаток финансирования - это вопрос актуальный во все времена. Однако не могу не сказать о том, что при составлении государственного бюджета на текущий год была занята очень жесткая позиция по отношению к государственному телевидению вообще и к телеканалу “Культура” в частности. Например, объем средств, выделяемых нашему каналу, в этом году был сокращен на 36%.

Конечно, ВГТРК несет очень большое бремя расходов по содержанию канала “Культура”, потому что 2/3 нашего бюджета - это деньги, которые ВГТРК зарабатывает на рекламе, размещаемой на канале “Россия”.

Наши шаги по поводу зарабатывания денег непосредственно на телеканале “Культура”, по сути, являются экспериментом. Мы бьемся над вопросом, как размещать рекламную информацию, не нарушая стиль и интонацию канала.

Спонсорство - это явление совершенно другого рода, нежели реклама. Я считаю, что если телеканалу “Культура” и зарабатывать деньги, то именно на спонсорстве. И хотя на сегодняшний день это не приносит нам сколько-нибудь заметных денег, но уже есть некоторые радостные для нас подвижки.

Например, “Интеррос” предоставил каналу “Культура” солидный грант, за счет которого мы смогли запустить в производство несколько работ, о которых и мечтать не могли.

Однако если найдутся рекламодатели, которые сочтут возможным размещать на нашем канале рекламу своего продукта, что достаточно дорого, и при этом ни продукт, ни сама реклама не нарушат стиль и интонацию общей атмосферы канала, я буду только рад.

В любом случае приоритет для нас - это представление о канале в целом. И мы не будем делать никаких шагов в сторону коммерциализации вещания, если это будет наносить ущерб каналу.

- Какую долю среди зрителей телеканала “Культура” занимает молодежная аудитория?

- Согласно исследованиям за 2003 год, молодежная аудитория (люди до 25 лет) составляет 15% от общего количества зрителей телеканала “Культура”.

Я считаю, что это хороший показатель и его увеличение для нас будет отрадным фактом. У нас есть желание внимательнее приглядеться к разным субкультурам, в том числе и к молодежной. Однако это означает не адаптацию формы к молодежному восприятию, но попытку исследования, что такое творчество молодых и какое искусство наиболее близко молодежи на сегодняшний день.

- Александр Сергеевич, Вы работали на разных телеканалах, но “Культура”, как Вы отмечали, отличается от остальных каналов. Существуют ли какие-то особенности управления телеканалом “Культура”?

- Да, конечно. Например, в условиях телеканала “Культура” достаточно сложно осуществлять планирование программ, так как оно в гораздо более значительной степени, чем где бы то ни было еще, зависит от создателей этих программ. Ведь это особенные люди: Михаил Пиотровский, Андрон Кончаловский, Юрий Башмет…

Вообще, программы на канале “Культура” - это штучный продукт. Конечно, есть у нас и цикловые передачи, выходящие регулярно. Но если подсчитать, например, количество жанров наших программ за день, то их будет больше, чем на других общефедеральных каналах. Ведь сетка программ везде примерно одинакова: утренняя программа, сериал, игра, сериал и т.д. В то время как на канале “Культура” в один день вы увидите самые разные передачи: портрет, телевизионное исследование, ток-шоу, эссе, документальное кино, художественное кино, музыка, прямые трансляции с мест событий. У нас более ювелирная, более тщательная работа с программами, более бережное отношение к авторам.

- Существуют ли за рубежом проекты, аналогичные телеканалу “Культура”?

- Да, существуют. Например, достаточно близок к нам франко-германский государственный канал “Артэ”, который, правда, в большей степени обращен к интеллектуальной элите и ориентирован в основном на современное искусство.

- Насколько система менеджмента, финансирования аналогичных зарубежных проектов совпадает с принятой на вашем канале?

- Главное отличие - это значительно большее финансирование зарубежных телеканалов, аналогичных проекту “Культура”. Поэтому у них гораздо больше возможностей: они позволяют себе производить программы в гораздо большем объеме, в то время как для нас доступнее будет купить право показа. Что тут говорить и сравнивать, если, к примеру, канал Би-би-си может позволить себе снимать документальные сериалы, в рамках которых восстанавливаются технологии древних цивилизаций.

Однако если посмотреть на телевидение в целом, то могу сказать, что российские каналы, обращенные к широкой публике, богаче и интереснее, чем аналогичные зарубежные каналы.

- Почему Вы так считаете?

- Программа российских каналов более разнообразна, у нас более богатый кинопоказ. То, что показывают у нас, за рубежом выйдет на экраны спустя годы. Подчеркну, что здесь я имею в виду не кабельное телевидение, а каналы “широкого потребления”.

- Каким образом строится ваше сотрудничество с зарубежными коллегами?

- Мы проводим совместные акции. Например, на 300-летие Санкт-Петербурга мы предоставляли технические возможности специалистов, режиссеров для того, чтобы наши зарубежные коллеги смогли осуществлять трансляцию.

Но, к сожалению, пока мы не можем выступать равноправными партнерами, хотя интерес к нашему продукту велик. Многие зарубежные компании готовы покупать наш продукт, но проблема в том, что его техническое качество не соответствует принятым в мире стандартам (качество звука, картинки и т.д.).

Сейчас мы пробуем производить записи в стереорежиме, но, согласитесь, стреозвучание в российских условиях - это в большей степени рекламный трюк. Да, можно записать программу со стереозвучанием, можно даже распространить ее по регионам, но ведь нужно, чтобы местные передатчики смогли принять и воссоздать стереозвук и чтобы телевизоры поддерживали этот формат записи. О чем тут говорить, когда больше 30% населения нашей страны смотрят черно-белые телевизоры, в которых, разумеется, нет никакого стереоприемника.

Еще одна большая проблема, препятствующая нашему сотрудничеству с коллегами из-за рубежа, - это вопрос авторских прав. Ведь для того, чтобы иметь возможность продать свой продукт на мировом рынке, сначала необходимо приобрести права на него, которые стоят очень дорого и зачастую нам не по карману. Конечно, музыканты и режиссеры идут навстречу телеканалу “Культура” и предоставляют право осуществлять трансляцию концертов за символические деньги. Но когда встает вопрос о том, чтобы продать трансляцию этого концерта какой-то западной компании, то мы этого сделать не можем, так как в таком случае авторы и исполнители должны получать совершенно другие деньги.

- Когда планируется выход в эфир радио “Культура”?

- Мы рассчитываем на то, что это произойдет осенью.

- Будет ли его программа каким-то образом пересекаться с программой телеканала “Культура”?

- Думаю, что да, причем в значительной степени.

С одной стороны, у нас в стране не так много профессиональных журналистов, пишущих о культуре, и фактически все они работают на телеканале “Культура” или тесно с нами сотрудничают. Поэтому нам нельзя разбрасывать силы: нужно привлекать этих людей и к работе на радио.

С другой стороны, телевизионный формат более жесткий, чем формат радио: здесь гораздо больше каких-то ограничений. На телевидении очень многое не договаривается в силу временных рамок. Например, провокационные темы нашего ток-шоу “Культурная революция” зачастую вызывает бурную дискуссию, которая принимает самые неожиданные повороты. Однако не всегда есть возможность развить намеченные в ходе разговора темы: на это просто не хватит времени программы.

Радио, как мне кажется, - гораздо более свободный, более просторный для мысли формат. Поэтому сам бог велел то, что “надкусано” в телевизионной передаче, развить в рамках радиоверсии программы, да еще и слушателя к разговору привлечь.

Я уже не говорю о музыкальных трансляциях, качество звука которых по радио будет гораздо выше того, которое может обеспечить телевидение (ведь и стереозвук по радио доступен в гораздо большей степени). Поэтому на телеканале “Культура” мы можем выдать репортаж о некоем музыкальном событии, а послушать концерт целиком можно будет по радио “Культура”.

Надеюсь, взаимодействие теле- и радиоканалов будет самым тесным. Хотя среди возможностей, которыми располагает радио есть, конечно, совершенно уникальные: например, радиоспектакли - совершенно самостоятельные произведения искусства с особой эстетикой. К сожалению, сегодня скорее можно услышать радиочтения, а не радиоспектакли.

У радио вообще более жесткая эстетика, чем у телевидения. Ведь если на телевидении недостаток таланта или бедность мысли можно компенсировать яркой картинкой, каким-то антуражем, то на радио это сразу чувствуется. Поэтому радио большие требования предъявляет к мысли, к содержанию. И если вы слушаете хорошее радио, вы совершенно забываете, что оно не предлагает вам картинки, настолько активируется ваше воображение. Радио - потрясающе интересное искусство.

Значительное внимание на радио “Культура” будет уделено художественному вещанию.

Еще одна задача, которую мы преследуем - налаживание диалога интеллигенции с обществом по самому широкому кругу проблем. Поэтому на радио “Культура” будет много публицистики.

Радио “Культура” будет тесно сотрудничать и с так называемыми толстыми журналами, которые всегда определяли вектор развития литературы. В общем, мы планируем сделать живое, динамичное радио, посвященное культуре.

- Как вы будете решать кадровый вопрос?

- Значительная часть сотрудников радио “Культура” пришли с радиостанций близких форматов: “Эхо Москвы”, “Свобода”.

Приходят к нам и совершенно новые люди. Ведь сколько-нибудь размышляющему журналисту на нынешнем поле современного FM-радио не очень раздольно: вряд ли ему будет интересно читать новости или нести какую-то чушь между малосодержательными мотивами.

Поэтому с журналистскими кадрами у нас проблем нет. Проблемы в основном со звукорежиссерами художественного вещания, операторами художественного вещания - таких специалистов на рынке труда очень мало.

- Можно ли будет слушать радио “Культура” в регионах?

- Да. Уже в июле мы планируем начать пробное вещание по спутнику на всю страну. Многие местные радиостанции готовы предоставить для наших программ свое время.

Наша цель - всероссийский радиоканал. Думаю, мы придем к этому достаточно быстро.

- Получается, что со временем можно будет говорить о создании медийного холдинга “Культура”?

- Жизнь вносит различные коррективы, поэтому сегодня я не стал бы говорить о создании холдинга, так как еще не завершены некоторые важные процессы.

Во-первых, постановлением правительства ГТРК “Культура” должна быть присоединена к ВГТРК, и мы больше не будем самостоятельным подразделением. Во-вторых, внутри ВГТРК происходит уточнение структуры, объединение многих служб. Наверняка будет образована единая техническая, информационная, программная службы. Поэтому функции холдинга будет выполнять головная компания - ВГТРК.

Беседу вела Светлана Семенова

Опубликовано в Broadcasting №4-2004


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код: