Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°
МЕНЮ
Контакты
РџРѕРґРїРёСЃРєР°

Действующие лица

Лучший объект впереди

Константин Кочуашвили
Технический директор “НТВ-Плюс”

В феврале 1956 года начал работу на Минском телецентре Минсвязи БССР.

С января 1957 года переведен на Тбилисский телецентр Республиканского радиоцентра Минсвязи Грузии.

В 1958 году окончил Белорусский Политехнический институт.

С 1959 по 1969 годы работал начальником Тбилисского телецентра.

С 1963 по 1965 год - главный инженер Госкомитета СМ ГССР по телевидению и радиовещанию.

В 1965 году назначен директором Дома радио и телевидения, а в 1968 году - начальником Техуправления Гостелерадио Грузии.

Разработал технологию и возглавлял строительство и технологическое оснащение Дома радио и телевидения, в том числе цветной студии Гостелерадио Грузии.

1971-1976 годы – начальник службы Телевизионного технического центра им. 50-летия Октября.

1976-1980 годы - главный инженер Олимпийского телерадиокомплекса, г. Москва. Разрабатывал технологии по обеспечению телевизионных и радиопередач на все страны мира с XXII Олимпийских игр 1980 года в г. Москве и вел строительство Олимпийского телецентра.

1980—1984 годы - заместитель главного инженера Телевизионного технического центра, занимался реконструкцией концертной студии в Останкино.

1985-1987 годы - зам. директора ОП ВНИИТР Гостелерадио СССР.

1987-1994 годы - технический директор, а затем и заместитель генерального директора Всесоюзного производственно-творческого объединения “Видеофильм” Госкино.

Разработал технологию производства фильмов на видеоленте и их показа в 1000 видеозалах России.

С 1994 года - технический директор телекомпаний НТВ и “НТВ-Плюс“

Имеет правительственные награды “Знак Почета”, “За трудовое отличие”.

Академик Международной академии телевидения и радио.

Член корреспондент РАЕН.

Член Международного Общества инженеров кино и телевидения SMPTI.

Член корреспондент Международной академии информатизации.

Член международного общества “WHO’S WHO of Professionals” (Historical Sosiety)

- Константин Захарович, от имени читателей журнала мы поздравляем Вас с юбилейной датой и хотим спросить: какие для Вас были самые трудные и в то же время радостные моменты за долгие годы работы в отечественном вещании?

- Конечно, это относится к периоду создания Олимпийского телерадиокомплекса, так как в трансляции Олимпиады-80 принимало участие около 320 телевизионных организаций из 150 стран, и со всеми нужно было провести переговоры. Подготовка к Олимпиаде началась еще в 1976 году, как только правительством СССР было принято решение об обеспечении спортивных трансляций и создана команда вещателей.

Позже, когда были запущены спутники, и было решено перемонтировать оборудование и системы вещания, мне приходилось работать буквально по 16 часов в сутки. Это и был, наверное, самый напряженный, но в то же время и самый радостный период в моей работе.

- Вы начинали вещание НТВ практически с нуля, были техническим директором компании и организатором спутникового вещания. Как происходил процесс выведения канала на спутник?

- Мы начали с того, что вышли каналами на два спутника ГАЛС. Потом один из этих спутников начал выходить из строя, и поэтому в 36-ю точку был перемещен спутник TDF, после чего НТВ-ПЛЮС было продолжено вещание в аналоговом режиме. А уже в феврале 1999 года начали вещание на 5 транспондеров в цифре.

23 ноября 1998 года в 36-ю точку был запущен спутник “Бонум-1”, на борту которого было 8 транспондеров, и мы начали вещание таких спутниковых каналов, как “Наше кино”, “Мир кино”, “Ночной канал”, детские и спортивные програмы, а также ряд зарубежных – Discovery, Animal Planet и т.д.

О пожаре на Останкинской башне вообще нужно говорить отдельно. В сентябре в связи с пожаром мы подняли на спутник большинство сетевых российских каналов - НТВ, РТР, “Культуру”, ОРТ, ТВ-Центр, ТВ-6 и др. Наиболее правильным решением, как мне кажется, было дублирование вещания сетевых каналов с помощью “НТВ-Плюс”, для чего были установлены приемники “НТВ-Плюс” в большинстве ОТРПЦ.

В ноябре 2000 года был запущен спутник Eutelsat W-4 в ту же 36-ю точку, а “Бонум-1” ушел в 56-ю точку.

- “НТВ Плюс” - коммерческий спутниковый канал, вещающий в основном на Европейскую часть России. Скажите, планируется ли расширение вещания канала на Сибирь и Дальний Восток?

- Спутник, находящийся в 36-й точке, в основном, охватывает всю европейскую часть России. Например, каналы РТР и “Культура” в Калининградской области принимаются только с помощью “НТВ-Плюс”. Это не менее 250 передатчиков, которые не могут принимать сигнал с других спутников, чтобы ретранслировать РТР и “Культуру”.

Сегодня вещанием канала не закрыты восточные регионы и Дальний Восток. Для решения проблемы постепенного ухода “НТВ-Плюс” на Дальний Восток у нас есть спутник, находящийся в точке 56? - “Бонум-1”, переместившийся с 36-й точки. Чтобы этот спутник задействовать в полной мере, нужны определенные шаги со стороны ГП “Космическая связь” (ГПКС).

Переговоры с ГКПС о возобновлении вещания на паритетных основах нами уже ведутся.

Для покрытия зоны Дальнего Востока надо использовать точку 140? градусов, куда планируется запуск спутника “Экспресс” в 2005 году. Вот тогда вся территория России будет покрыта непосредственным телевизионным спутниковым вещанием DTH(direct to home).

- Услуга канала “НТВ-Плюс” рассчитана в основном на состоятельного абонента, ведь оборудование для DTH (Direct To Home) достаточно дорого, так как закупается за рубежом. Между тем россияне – народ небогатый и для того, чтобы привлечь максимум клиентов нужно снизить стоимость оборудования. Планирует ли руководство “НТВ-Плюс” организовать производство оборудования в России?

- Нам нельзя забывать о том, что наша электронная промышленность крепко “подсела”. На западе производство так далеко шагнуло вперед, что в состоянии сегодня изготовить микрочип, способный заменить собой большое число чипов различного назначения или микросхему, работающую вместо приемника. Наши предприятия пока что на это не способны. Значит, изделия электронной промышленности нам приходится покупать за рубежом. Зато отечественные производители могут выпускать “железо” для ресиверов, передатчиков и т.д.

Мы, не надеясь на нашу промышленность, пошли к удешевлению услуги нашего канала другим путем: закупкой более дешевых приемников для обычного приема каналов и более дорогих для интерактивного телевидения, со встроенным DVD-диском, возможностью записи на жесткий диск и “общения с телевизором”. К тому же, мы думаем сейчас о том, чтобы можно было организовать обратный канал через спутник с помощью приемопередающей антенны.

- Таким образом, Ваша компания планирует и дальше работать с зарубежными производителями ресиверов, антенн и т.д.?

- В принципе оборудование для компрессии телевизионного сигнала сегодня выпускают многие зарубежные фирмы, но само это оборудование не решает всех задач организации платного спутникового телевидения, потому что должна существовать некая система закрытия подписных каналов. Нами была выбрана система Viaccess, разработанная французской фирмой Franstelecom. Единственной фирмой, располагавшей подобным оборудованием в сочетании с этой системой условного доступа, оказалась Philips. Мы закупили это оборудование, и оно хорошо работает по сей день.

Но сегодня оно уже устарело хотя бы потому, что подразделение фирмы Phillips, занимающееся оборудованием компрессии закрылось, и у нас впереди опять стоят задачи по модернизации. Мы будем переходить на статистическое мультиплексирование, естественно, уменьшим число транспондеров, но свободные емкости будем занимать для увеличения числа программ.

Кроме того, я вижу следующую стратегию развития спутникового ТВ в России: нам необходимо поднять сигнал на наш спутник телевидения высокой четкости (ТВЧ), чтобы подписчики спутникового телевидения могли смотреть уже этот вид цифрового вещания с цифровым звуком, принимая его на свои домашние кинотеатры. Это шаг согласуется с программой “Электронный кинотеатр”, являющейся подпрограммой “Электронной России”. Мы сейчас работаем над этой темой совместно с Телевизионно-техническим центром в Останкино, потому что у его руководства есть идея организовать на телецентре базу для создания и передачи программ ТВЧ. Далее этот сигнал можно распространять либо по спутнику, либо через ВОЛС. Преимущество оптоволокна состоит в том, что с его помощью можно организовать двустороннюю связь, а его недостаток в том, что в России таких сетей пока что очень мало. Спутниковая связь, наоборот, может достигать самых отдаленных районов, и в конечном итоге спутник является средством доставки сигнала либо потребителю, который живет в условиях, куда трудно подвести кабель, либо кабельному оператору. В конце концов к каждому дому в России будет подведена оптоволоконная линия, сигнал на которую будет доставляться со спутника.

- Как вы считаете, в чем заключается основная проблема во внедрении ТВЧ в спутниковое ТВ?

- Как шутил мой хороший друг и коллега, в недавнем прошлом генеральный директор НТВ г-н Троепольский: “Чего казать будем?”. Действительно, главная проблема - это отсутствие HD-контента для каналов.

В США решают эту проблему следующим образом. Есть решение сената о переходе в течение ближайших лет всей сети страны на HD-формат. Это означает что, по-моему, к 2006 году американские вещатели должны все наземные станции и студийное оборудование перевести на цифровую платформу. С этого времени новости, шоу и другие программы должны выходить в цифре. Что касается фильмов, то такие известные производители контента, как FoxKids, Worner Brothers и др., уже начинают осваивать производство фильмов и сериалов в HD-формате. И уже в этом году выставка IBC показала, что оборудование, произведенное такими крупнейшими концернами, как Sony, Panasinic и т.д. было нацелено на HD-формат.

Что касается телевидения обычного разрешения, даже цифрового, то европейский рынок уже насытился оборудованием для него, и в ожидании возможного перехода Европы на ТВЧ производители приостановили разработку новых систем для обычного ТВ.

- Говорит ли это о том, что Европа тоже в ближайшем будущем может перейти на HD?

- Американцев обогнали японцы, которые вот уже лет 10 передают ТВЧ, но у них ограничено число подписчиков, несмотря на то, что сигнал идет к потребителю через спутник на домашний приемник. Это происходит из-за высокой стоимости телевизора: порядка $10 тыс. Не каждый европеец, не говоря уже о россиянине, может позволить себе роскошь приобрести телевизор ТВЧ - десятки, может быть, сотни людей, но это ведь недостаточное число подписчиков, чтобы оправдать затраты на внедрение платформы ТВЧ.

Поэтому при внедрении ТВЧ необходимо учитывать два экономических аспекта: насколько дорого будет стоить изготовление программного продукта и сколько будет стоить телевизионный приемник. К примеру, американские промышленники гарантируют, что стоимость приемников не будет превышать 700 долларов, что составляет вполне приемлемую цену.

Но ведь если весь мир перейдет на ТВЧ, то, слава Богу, не будет никаких PAL/Secam, не нужно будет никаких межправительственных соглашений, потому что появится открытый рынок вещательного оборудования. Тогда и в России могут появиться телевизоры ТВЧ стоимостью $700.

- Получается, что уже сегодня нужно говорить не столько о внедрении цифрового ТВ, сколько о переходе прямо к ТВЧ?

- И да, и нет. С одной стороны, переход от аналогового вещания к цифровому сопоставим с переходом с черно-белого ТВ на цветное. И если говорить о России, то это означает, что необходимо практически всю сеть телевизионных передатчиков перевести на цифру. Но, сделав это, мы уже получаем платформу для передачи по сети ТВЧ.

С другой стороны, отечественные телестудии еще длительное время будут не в состоянии создавать передачи в ТВЧ.

Вообще переход на цифру в нашей стране займет, мне кажется, еще лет 8-10. К тому времени появится многоканальное цифровое вещание (либо широкополосное) для передачи высокой четкости. Произойдет замена оборудования в телестудиях. Это, конечно, процесс долгосрочный.

- Английский платный спутниковый цифровой ТВ-канал BskyB в ежегодном отчете объявил о том, что “была зарегистрирована первая годовая рентабельность со времени запуска цифровых каналов”, составившая 190 млн фунтов. Со времени перехода компании на цифровое вещание и до получения первой годовой прибыли прошло 5 лет. Как дело обстоит с рентабельностью в Вашей компании?

- Сегодня у “НТВ-Плюс” порядка 200 тыс. абонентов. Это очень мало. Спутниковый телевизионный оператор, работающий в любой развитой стране, имеет до миллиона и более абонентов. Тогда он начинает нормально развиваться.

Но если говорить о проблемах операторов, как спутниковых, так и кабельных, то их главная проблема - не отрегулированная система платежей. Если на Западе со счета абонента списывают ежемесячно плату, то в России система подобных платежей еще не развита : человек должен идти в сберкассу, отстоять очередь и т.д., что превращает простой процесс оплаты в трудную задачу.

Еще одно наше отличие от зарубежных аналогов – мы не можем предоставить абоненту приемник в рассрочку по причинам социального характера.

- Спасибо, Константин Захарович за откровенный разговор. Хочется задать Вам последний, чисто человеческий вопрос. Каково кредо вашей жизни?

- Я понял ваш вопрос. Радость человеку приносит то, чего он добивается и от чего получает удовольствие. Кредо моей жизни – созидание, неважно чего: создаем ли мы новый комплекс, строим ли аппаратную. Но все это идет в области какого-то некого творения, если можно так сказать. Вот в этом я вижу наибольшее счастье.

Беседу вел Сергей Телековский

Опубликовано в Broadcasting №6-2003


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код: