В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сапронов Юрий Анатольевич родился 25 марта 1964 года в Санкт-Петербурге. В 1990 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства (бывш. Л ГИТ МИ К). Свою карьеру Юрий Сапронов начал в 1987 году на киностудии "Ленфильм", работал на разных должностях, от старшего администратора картины до заместителя директора ВХПО. В 1990 году был назначен заместителем директора творческо-производственного объединения "Санкт-Петербург", а в 1991 году пришел на такую же должность в киностудию "Петроградфильм". В 1993 году Юрий Сапронов становится вице-президентом компании "Ист Иевро Интертейнмент". С 1996 года Ю.А. Сапронов генеральный директор телекомпании "ВидеоартПрофи", в 1998-м - генеральный директор ООО "Интерактивное телевидение". Начиная с 2003 года Юрий Сапронов генеральный продюсер Russian World Studios. В конце 2007 года кинокомпания была преобразована в совместное предприятие RWS и АФК "Система" - ЗАО "Всемирные Русские Студии", и Юрий Сапронов был назначен первым заместителем генерального директора, руководителем департамента продюсирования. В 2008 году вступил в должность генерального директора ЗАО "Всемирные Русские Студии". Женат, имеет сына.
Юрий Сапронов
Генеральный директор компании "Всемирные Русские Студии" (RWS)
— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития кинопроизводства в России?
— С одной стороны, простой вопрос, а с другой - сложный. Сложный, потому что перспективы хорошие в том случае, если определенные базовые шаги будут предприняты, в противном - перспективы не радужные. Эти меры давно и подробно обсуждаются в сообществах: это и увеличение числа кинозалов, и введение электронного билета, и необходимость серьезных мер в борьбе с пиратством. Так что повторюсь - перспективы у индустрии хорошие, если будут приняты принципиальные меры по защите кинорынка. Ведь мы же защищаем продовольственный рынок, кино - не менее важная составляющая и жизни и экономики страны.
— Вы упомянули электронный билет, можете подробнее рассказать об этом явлении, о его преимуществах?
— Я не изучал глубоко этот вопрос, но, насколько я знаю, планируется создать большой сервер, куда будет стекаться вся информация. Предполагается, что любой из участников рынка сможет зайти туда и посмотреть, что происходит с его фильмом в прокате. Другой вопрос, как и кем это будет контролироваться, насколько правильная, неискаженная информация будет поступать на этот ресурс. А дальше: с чьей стороны искажена информация? что произойдет с человеком или организацией, исказившей поступившие данные? Существует опасность, что если не будет строгой процедуры, то идея может сойти на нет и станет еще удобнее манипулировать цифрами. Вопросы, связанные с электронным билетом, - это не только вопросы министерства культуры, это еще и история для налогового ведомства. И эти органы должны контролировать это достаточно жестко. Ведь воруют не только у нас, правообладателей, воруют у граждан, у каждого из потребителей, потому что воруют у государства. Возможно, если будет уголовная ответственность, то эти меры начнут работать. А пока в базе я вижу определенное количество зрителей, а мой проверяющий в зале предоставляет мне совершенно другие цифры, в два раза больше, но если при этом нет механизма доказать свою правоту, то как я могу с этим разобраться? А если я начинаю разбираться, кинотеатры в следующий раз попросту не возьмут мою картину.
— Как Вы считаете, внедрение каких технологий производства за последние 10 лет стало ключевым для развития кино?
— Революция началась достаточно давно. Был и остается так называемый арт-хаус, мейнстрим, интертеймент -киноаттракцион, волна технологий 3D накрывает отрасль достаточно серьезно. Я думаю, что за этим будущее. Когда-то было стерео, потом появился звук 5.1, теперь есть не только объемный звук, но и трехмерное изображение. Дальше - больше, аудиторию всегда нужно чем-то удивлять.
— В условиях кризиса может как-то затормозиться эта революция?
— В мире, я думаю, нет, в России - да.
— Как Вы оцениваете технологический уровень российских производящих компаний, и могут ли они выдержать конкуренцию с мировыми?
— Оборудование мы в основном используем импортное, поскольку отечественные производящие компании, к сожалению, на сегодняшний день не выдерживают конкуренции. Недавно мы были на одном производящем предприятии (не буду указывать название, поскольку эта проблема не отдельной компании, подобная ситуация типична на российском рынке) - они собирают кинопроекционные аппараты, и, глядя на обстановку, создается впечатление эпохи братьев Люмьер. Специалисты хорошие, профессиональные, с именами, но денег нет, и молодежь туда не идет. Главная проблема в том, что профессионалы старшего поколения уходят, а на их место никто не приходит.
— А как Вы оцениваете уровень квалификации кадров на различных этапах производства — инженеров, системной интеграции, организации производства?
— Как я уже сказал, - профессионалов не хватает. Мы свои кадры растим в процессе работы. Как правило, образование не имеет большого значения. Есть люди без специального образования, которые гораздо эффективнее, лучше работают.
Рынок в последние годы быстро рос, и явно ощущалась нехватка специалистов. В них нуждались, но в отрасли их было не много, поэтому брали, грубо говоря, всех подряд.
Сейчас ситуация изменилась. Кризис оказал добрую услугу отрасли. Из индустрии уже уходят лишние деньги и "лишние люди". Но чтобы не произошло повторения ситуации, нужно задуматься и что-то делать уже сегодня с системой образования, с подготовкой специалистов так называемого среднего звена в кино, В противном случае через несколько лет рынок начнет расти и опять может сложиться такая же ситуация, когда берешь человека и только через месяц понимаешь, может ли он работать.
— В чем, на Ваш взгляд, особенности российского рынка кинопроизводства по сравнению с рынками других стран?
— У нас есть своя специфика. К сожалению, хотя есть уникальные люди, профессионалы, съемочные группы, в целом мы гораздо менее ответственны, чем западный продакшн, и это наше главное отличие. У нас все происходит в последнюю минуту. Можно выполнить работу за десять дней, а можно вспомнить только на девятый и за ночь все сделать - такая у нас организованность, и поэтому у нас свой путь.
— А как изменения в экономической ситуации повлияли на рынок кинопроизводства?
— Как я уже говорил, чуть меньше стало непрофессионалов, но как было мало качественных специалистов, так их и сейчас недостаточно. Наверное, съемочным группам стало легче набирать специалистов, а все, что касается топ-менеджмента, - здесь мало что изменилось.
— В одном из последних интервью режиссер Валерий Тодоровский отметил такой путь развития: "Сделать производство дешевле и скромнее, научиться считать каждую копейку...". Каково Ваше мнение на этот счет?
— Мы с Валерием Петровичем одного поколения, и у нас много сотоварищей, которые участвовали в движении так называемого малобюджетного кино, да и у меня самого есть определенный опыт. Мы умудрились за небольшие по тем временам деньги снять картину с народными артистами СССР. На подготовку был выделен месяц, а через три месяца уже был готов фильм. Другое дело, что, как сейчас понятно, нами были допущены ошибки в продвижении картины, но мы были полны энтузиазма, мы хотели сделать именно это кино и делали его. А сейчас все говорят: хочу снять кино и при этом спрашивают: а какой у меня будет гонорар? Ответ прост: хочешь снять кино - вложись, найди людей, команду, единомышленников, заведи их своей идеей. При этом научись соизмерять цену производства с ценой продажи, иначе, как показывает опыт, кто не освоит эту науку, то уйдет с рынка.
— Как Вы считаете, стоит ли отказываться во время кризиса от каких-то амбициозных планов, переждать, а потом уж приступать к масштабным проектам?
— Если у вас есть деньги на реализацию либо вы понимаете, где их взять, думаю, не стоит отказываться от своих планов, а если необходимых средств нет, можно разрабатывать планы на перспективу. Но, по большому счету, я за амбициозные проекты и во время кризиса, и без него.
— 25 июня 2009 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по вопросам развития российской кинематографии. Как Вы считаете, каких положительных изменений в отрасли можно ожидать по итогам этого события?
— Я надеюсь, диалог кинобизнеса и государства поможет лучше услышать и понять друг друга. Еще раз проговорив сегодняшние проблемы, надо постараться найти варианты их решения и поставить очередные задачи.
— Расскажите о работе антикризисной Ассоциации кино- и телепродюсеров. Что было достигнуто за время ее существования?
— Самое главное - стали собираться и обсуждать проблемы и предложения. Пытаемся сделать рынок чуточку цивилизованнее и учимся разговаривать на одном языке.
— Как Вы считаете, какую ощутимую пользу могут принести отрасли всевозможные объединения, союзы, гильдии?
— Системообразующую, без них в отрасли не будет порядка. К примеру, что бы гильдия продюсеров в Америке ни решила, пока она не договорится с гильдией актеров, ее решение не имеет силы. Подобные организации призваны помогать, а не мешать работе, поэтому я за гильдии и профсоюзы, за нормальный сбалансированный рынок, когда выигрывают обе стороны, а не соревнуются, кто кого.
— На Ваш взгляд, какова роль фестивалей в развитии отечественной киноиндустрии?
— Большая. Есть разные фестивали -мелкие, крупные, и у каждого свои задачи. В каких-то случаях город проводит фестиваль, привлекая к себе таким образом внимание, есть фестивали узконаправленные - "Кино-шок", например, есть рассчитанные на киносообщество, такие как "Кинотавр", или рассчитанные на зрителей, как ММКФ. Есть фестивальное кино, и есть околофестивальная жизнь, когда люди встречаются, обсуждают какие-то вопросы, идеи, и это тоже очень важная составляющая культурной жизни страны.
— Ваше мнение относительно ко-продукции, какие плюсы и минусы несет в себе совместное производство?
— Плюс - взаимопроникновение культур. Мы лишний раз рассказываем миру, что есть такая страна Россия, где живут русские, и они такие, и культура у них такая. Но это позитивный взгляд на вещи.
С другой стороны, основная проблема ко-продукции - различный менталитет участников съемочного процесса. Европейцам договориться легко - они одной ментальности, а мы и они разные. А со временем возникает вопрос: на кого рассчитан фильм? кто зритель? Американские фильмы о русских у нас не пользуются популярностью, равно как и наши представления о них не находят своего зрителя нигде, кроме стран СНГ. То, что нам интересно, не интересно им, и наоборот. Поэтому о ко-продукции с Украиной и другими близкими нам странами говорить можно, а вот стоит ли нам вкладывать деньги в кино, которое не будет пользоваться спросом, я в этом не уверен.
Беседу вела Залина Гиголаева
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 10403
Автор
| |||
В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций