Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правительство Испании поддерживает индустрию кинематографа

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Правительство Испании поддерживает индустрию кинематографа

Мануэль Альберто Рохас Кабальеро
режиссер, продюсер, журналист
Мануэль Альберто Рохас Кабальеро - режиссер, продюсер, журналист, родился в 1954 году, в г. Гранада, провинция Андалусия (Испания). В 1987 году окончил Всесоюзный государственный институт Кинематографии (ВГИК), режиссерскую мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. Режиссер и сценарист игровых фильмов: "Завтрак" (Москва), "Поцелуй" (Толедо, Испания). В 2003-2005 годы был организатором в Москве фестивалей "Неделя испанского кино"

- Господин Рохас, Вы — уроженец Испании, страны, известной своим значительным вкладом в мировой кинематограф, в 1981 году приехали в СССР на учебу во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Почему?
-  Вы совершенно правы. Именно фильмы выдающихся испанских мастеров, таких как Луис Буньюэль, Карлос Саура, Фернандо Фернан Гомес, Хоакин Ористрелл, открыли для меня, мальчика из Андалусии, мир кино, и я с детства стал мечтать о профессии, связанной с кинематографом. Но любая страна, находящаяся под властью диктатора имеет ту или иную степень изоляции от мира. И хотя сам Франко любил кино, а в его мадридском дворце Эль Пардо не было библиотеки, зато имелся великолепно оснащенный кинопросмотровый зал,

но в период моего юношества в Испании не было учебных заведений, которые бы готовили кинорежиссеров. И лишь после падения режима Франко (1975 год) Испания начала свое движение к демократии. Кстати, именно на этот период приходится участие Педро Альмодовара в движении “то-vida” среди мадридских художников и музыкантов, проповедующих авангард, и он становится кинорежиссером, сняв в 1980 году свой первый полнометражный фильм “Пепи, Люси, Бом и остальные девушки".

Примерно в это же время в Мадриде открывается Дом дружбы, где начинает активно работать киноклуб, в задачи которого входит изучение шедевров мирового кинематографа. Я стал активным его членом, изучал советское кино, а потом мне доверили работать на передвижных киноустановках, разъезжать по городам страны и показывать простым испанцам кинофильмы известных мастеров, а также рассказывать о них перед сеансом. И когда Дом дружбы получил стипендию на обучение киноискусству в СССР, то ее выделили мне, как активному члену русской киносекции. К этому времени я уже знал и восхищался работами Всеволода Пудовкина, Сергея Бондарчука и конечно, Андрея Тарковского.

- Что Вам лично дало общение с выдающимися мастерами советского кино С.А. Герасимовым и Т.Ф. Макаровой, в мастерской которых Вы учились?
- Сергей Аполлинариевич был выдающейся, масштабной, независимой личностью. Это был педагог-новатор, для него было важно научить человека быть Человеком. Он считал, что профессия актера и режиссера требует не только профессионализма, но она заставляет молодых людей быть гражданами, чувствовать ответственность за эпоху, за то время, в которое они живут. В педагогической практике С.А. Герасимов много времени и сил отдавал нашему воспитанию. И он всегда учил нас любить человека, открывал нам глаза на многое в этой жизни. Это видно из его авторского, интеллектуального кино. Я был студентом последнего выпуска Мастера. Заканчивал я ВГИК уже без него, но навсегда запомнил его лекции-разговоры, центром которых неизменно был человек.

-  Насколько тогда в СССР процесс организации съемок отличался от того, что и как снималось в Испании? Вас что-то удивило в нем?
- Для меня, еще не успевшего надышаться воздухом свободы после падения диктаторского режима, было неудивительно, что индустрия кино Советского Союза служила пропагандистским целям. Государство поддерживало тех кинематографистов, фильмы которых отвечали его идеологии. “Другое” кино было сложно снимать. Похожее положение было и в период правления Франко: финансировались фильмы, поддерживающие режим. Но в Испании был капитализм, поэтому имелась определенная коммерческая степень свободы. Так рождались шедевры Л. Бунюэля и К. Сауры.

-  Сегодня многие представители российского киносообщества хотели бы возродить госзаказ на производство кинофильмов. А вкладывает ли испанское правительство средства в развитие кинопроектов?
- Да, конечно. Правительство Испании поддерживает индустрию кинематографа. Более того, средства на производство фильмов испанские режиссеры могут получить и от Евросоюза, оказывающего большую финансовую помощь кинематографистам разных стран, причем финансы распределяются не по идеологическому принципу. Но конечно же фильмы должны отвечать идеям гуманизма, морали и нравственности, принятым в европейском сообществе.

-  Как все-таки происходит отбор кинопроектов, снимающихся на государственные деньги? На конкурсной основе? Как затем складывается прокатная судьба снятых кинофильмов? Все ли они доходят до зрителя?
- На конкурс обычно представляют свои проекты режиссеры, в основном уже зарекомендовавшие себя, снявшие 2-3 работы. Здесь следует отметить, что, конечно, государство никогда не откажет в финансировании проектов маститым режиссерам международного уровня, но сами прославленные мастера не всегда считают этичным взять такую помощь от государства. На их фильмы всегда находятся частные спонсоры, которые рассчитывают потом получить хорошую прибыль. Государство по отдельной программе предоставляет помощь (до 100%) и начинающим режиссерам. Поэтому молодые авторы в Испании имеют хорошие возможности реализовать свои творческие идеи за счет государства. Тем более что государство, беря на себя выделение средств на производство того или иного фильма, автоматически становится ответственным за его показ по государственному телевидению, гарантирует прокат этих работ. И это понятно, ведь вложены большие деньги, и их никто, как говорят в России, “не бросает на ветер".

-  Какие темы применительно к кино волнуют среднего испанца сегодня? А находится ли зритель для арт-хаусного кино в Испании?
-  Режиссер, задумывая свой фильм, всегда исходит из того, что он хочет сказать людям. Он не должен ориентироваться на потребности публики. Испанские режиссеры не считают для себя возможным снимать фильмы типа американских блокбастеров. Их картины всегда поэтому, может быть, и относятся, как вы сказали, к арт-хаусному, но, скорее, к авторскому кино. Испанское кино получило свою известность именно за счет личностей режиссеров. Как таковой школы испанского кино не существует. Это свобода выражения личности.

-  Как часто в Испании люди ходят в кино, что изменилось с развитием Интернета? Сколько стоит в среднем билет в кинотеатр?
- У испанцев есть давняя традиция в конце рабочей недели, в пятницу, субботу встретиться с друзьями, посмотреть вместе кино, потом пообщаться в барах и обсудить увиденное и вообще события прошедшей недели. Конечно, кризис внес коррективу в этот досуг. Традиция сохранилась, но многие стали собираться на просмотр фильмов у кого-нибудь дома на DVD или по Интернету. Хотя билет в Мадриде, например, стоит не дороже €10. А во время фестивалей или организуемых государством акций в сети кинотеатров специально для молодежи вход может быть свободным или стоить €1-1,5.

-  Недавно (в ноябре прошлого года) Вы были членом жюри международного кинофестиваля “Ноев Ков-чег-2009”. Как Вы отнеслись к этому предложению?
- Не скрою, что сначала я с некоторым опасением отнесся к данному предложению, ведь первый кинофестиваль “Ноев ковчег" проходил в Чеченской Республике, г. Грозном, который на Западе ассоциируется с местом боевых действий, с исламскими боевиками. Я подумал об исламской направленности конкурса. Но когда мне стало известно, что в попечительский совет кинофестиваля вошли представители трех основных религий - христианства, иудаизма и ислама, а целью проведения форума является сближение людей разных национальностей, вероисповедания и культур на основе общечеловеческих ценностей и их пропаганда средствами киноискусства, то все сомнения отпали. Второй фестиваль прошел в Москве, все 21 его конкурсных фильма и десять внеконкурсных демонстрировались в свободном доступе в кинотеатре “Художественный" и Доме кино.

-  Как Вам работалось в команде с российскими коллегами? Несколько слов о фильмах-лауреатах.
- Жюри возглавил известный немецкий кинокритик Шлегель Ханс-Иоахим, член Европейской киноакадемии, специалист по киноистории Восточной Европы. В жюри вошли известные в России люди: режиссер Наталья Каракозова; кинорежиссер, актер, продюсер, сценарист и певец Аким Салбиев; актер и режиссер Борис Львович. Все прекрасные люди, имеющие свое профессиональное мнение. Поэтому работать было интересно. Гран-при получила польская лента “Время умирать” режиссера До-роты Кедзежавски. Среди лауреатов были фильмы из Грузии, Казахстана, Ирана, Болгарии, Израиля, России. Все фильмы не оставляли равнодушными, очень интересные, эмоционально сильные, многие из них я смотрел со слезами на глазах. Я рад, что лучшим короткометражным фильмом был признан фильм режиссера Лукаса Фигероа (Аргентина - Италия - Испания) “Есть вещи, которые не забываются”.

-  Каковы Ваши планы на ближайшую перспективу?
- Я заканчиваю работу над сценарием полнометражного фильма о жизни одной крестьянской семьи, проживавшей на юге Испании, там, где всегда вместе жили люди трех вероисповеданий: христиане, арабы и евреи. Я выступаю сценаристом и продюсером, может быть, и сам снимусь в одной из небольших ролей. Уже есть договоренность с одной из испанских кинокомпаний по поводу съемок фильма по этому сценарию.

-  Г-н Рохас, большое спасибо за то, что Вы выделили время для интервью. Больших Вам успехов в творчестве!
- Я всегда с большим удовольствием приезжаю в Россию и наблюдаю, какие перемены происходят в стране. Желаю вам мира и добра! Салют!

•   •   •   •   •
Беседу вела Ирина Гоголева

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2010
Посещений: 12355

Статьи по теме

  Автор

Кабальеро Мануэль Альберто

Кабальеро Мануэль Альберто Рохас

режиссер, продюсер, журналист

Всего статей:  1

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций