В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ваш ребенок мечтает стать кинозвездой, узнать, как на самом деле снимается кино, хочет овладеть навыками одной из кинопрофессий? Базы кастинговых агентств ломятся от потока желающих сняться в кино, однако везет далеко не всем. С чего начать? Куда обратиться родителям своих любимых талантливых чад? Что предлагает нам действительность? На эти вопросы отвечает художественный руководитель Детской коллективной киностудии России Александр Николаевич Самсонов.
Александр Самсонов
Художественный руководитель Детской коллективной киностудии России
— Александр, как родилась сама идея создания детской киностудии и как начиналась киностудия?
— Создание киностудии первоначально было продиктовано моим личным интересом к процессу кинопроизводства и педагогическому процессу. Я работал в то время инженером и параллельно вел в ЦДТ "Тушино" радиокружок. Все началось в 2002 году с испытания видеомонтажной станции на материале детского телевизионного фильма "Гостья из будущего" ("ГиБ") режиссера Павла Арсенова, снятого киностудией им. М. Горького в 1985 году. Параллельно появилась идея написать сценарий с продолжением истории -"Гостья из будущего-2" или "ГиБ-2". С помощью сценаристов ВГИКа (один из них, Дмитрий Соболев, знаком всем по известному фильму "Остров") я изучил весь конспектный материал по сценарному мастерству, а также режиссерскому и операторскому делу, ознакомился со спецэффектами в кинопроизводстве. В мастерской Алексея Тихомирова я обучался мастерингу и сведению звука.Работая инженером и имея в распоряжении цех с оборудованием, я занимался моделированием профессиональных средств кинопроизводства для движения камер, семплирования звука и светоустановки в кустарных условиях и изготовлением бутафории для кино. Методом стоп-кадрирования отбирал необходимые по формирующемуся сценарию ракурсы героев для последующего монтажа.
С этими технологиями мне удалось создать в Центре детского творчества "Тушино" коллективную детскую киностудию, которая специализировалась на изучении кинопроизводства и создании короткометражных кинофильмов в видеоформате, причем процесс создания их проходил по полному циклу, даже с дубляжом звука в тон-студии. Параллельно создавались кадры "ГиБ-2" с кастингом детей, схожих по боковым и профильным очертаниям с персонажами "ГиБ", а также детей с похожими голосами. Полученные в процессе съемки кадры сращивались монтажно и с помощью растровой анимации переносились на необходимые планы.
В результате появились пять полностью снятых фантастических эпизодов, где актеры старого "ГиБ" ожили, заговорили (синхронизация с движением губ) и сыграли необходимые сцены, которые были озвучены и снабжены саундтреками ремикси-рованных тем Евгения Крылатова. Эти эпизоды были продемонстрированы на киносеминаре "Неизвестный Булычев" самому Киру Булычеву, и ему были вручены две первые серии сценария "ГиБ-2". Композитор Е. Крылатов предложил переделать сценарий из полнометражного фильма в формат сериалов телевидения (46 минут).
Так забилось "сердце" нашей киностудии. После проекта "ГиБ-2" стали появляться и другие.
— Каковы были основная цель и задачи объединения "Коллективная детская киностудия" в детском центре?
— Фактически это был эксперимент. Целью создания объединения было изучение развития творческих способностей детей в возрасте от 7 до 16 лет в производстве короткометражных кинофильмов. Я ставил задачи познакомить ребенка с такими кинопрофессиями, как сценарист и актер кино, режиссер и звукорежиссер, менеджер кастинга, видеооператор, декоратор и мастер по свету, а также с компьютерным монтажом и компьютерной графикой, искусством визажа. Особое внимание было отдано разработке новых технологий в образовании, ориентированных на подрастающее поколение, которое способно по-новому мыслить и готово пользоваться этими технологиями, что является решающим фактором при выборе вуза и последующей профессии.
— Существует ли специальная программа обучения профессиям кино для детей?
— Затевая обучение детей технологиям, надо учитывать все нюансы и последствия. Кинопроизводство - предмет созидательный, но его плоды имеют силу воздействия на человека.
У меня есть экспериментальная авторская программа, созданная на базе ЦДТ "Тушино", рассчитанная на возрастную категорию от 10 до 13 лет, где по часам расписаны все занятия киностудии. Она была опробована в 2002-2004 годах. Работа по ней эксплуатирует ассоциативное восприятие и применение знаний детьми в коллективном решении задач при обязательной ролевой индивидуализации процессов кинопроизводства. Это маленькая модель взрослой киностудии, адаптированная для детей. Однако она не попадает под существующие стандарты методистов.
Настоящая киностудия напоминает город. В ней работают люди самых разных специальностей и профессий, не исключая даже дворников. На настоящей киностудии творческий потенциал больше реализуется только у авторов фильма, у режиссера, оператора... Остальной персонал работает "по чертежу" и инструкциям.
Другое дело - дети. Безграничное море фантазии, идей и энергии позволяет любому из них поиграть в каждую из этих профессий и со знанием дела выполнять прилагающиеся к ней действия, при условии, конечно, что действия показаны и разъяснены.
Обучение строится на наблюдательности и изобретательности. Но для любого творчества хороши рамки и возможность применить сотворенное для конкретной цели. Для этого предлагается сначала поработать над уже разработанным проектом художественного фильма.
Детальное рассмотрение учащимися имеющегося сюжета и того, как собран и создан тот или иной эпизод, позволит выявить предпочтения лично каждого к определенной кинопрофессии и в дальнейшем развивать именно это направление. Предлагаемый сюжет содержит даже компьютерную графику, которую очень полезно рассмотреть, разбирая ее послойное создание.
Впоследствии, определившись с предпочтениями кинопрофессий, дети предлагают и создают свой кинопроект, начиная от создания сценария и заканчивая конечным продуктом - DVD, который можно продемонстрировать на любом фестивале детского кинотворчества и занять на нем призовое место (с премией) или же просто прокрутить маме, папе и друзьям.
Технологическое оснащение мощным видеооборудованием и наличие огромных киноцехов не требуется, так как процесс видеосъемки ролевых действий производится бытовой видеокамерой в естественных интерьерах, (а именно такой проект создают дети), и монтаж спецэффектов (при необходимости) выполняется на бытовой компьютерной видеостанции.
Занятия делятся на теоретические и практические и чередуются между собой даже в пределах одного академического часа. На теоретическом занятии происходит запись материала, а на практическом - его отработка для каждой профессии. Не оскудевающий интерес к обучению естественным образом поддерживается в течение всего срока обучения осознанием участия в настоящем общем деле, возможностью внести личный творческий вклад каждого на любом этапе работы, придумывать и наблюдать в любое время в любом месте, а также организацией экскурсий и встреч с киноактерами, композиторами, режиссерами.
При такой системе развивается макронаблюдательность процессов, происходящих вокруг, и, как следствие, бережное отношение к ним. Из-за того что кинопроизводство включает в себя много технических наук, они изучаются в прикладном аспекте, по мере соприкосновения с необходимостью их использования.
— Замечательно, но фильмы, снятые бытовыми видеокамерами, не возьмут на ТВ.
— А мы не отстаем от прогресса. Сейчас работаем только с техникой высокого разрешения, что обеспечивает качество вплоть до широкого экрана.
— Но почему же все-таки "коллективная" киностудия?
— Коллектив - это дети и родители, и друзья ваших детей, и друзья друзей ваших детей. Это большое серьезное общее дело. Это приключения, если хотите. Им просто интересны обучающие действия. Мозг надо нагружать, и лучше чем-нибудь полезным. Результатом становятся собственные рисунки вашего ребенка, его рассказы, его песни, воплощенные на экране. И, может быть, он сам пожелает играть своего же героя.
Родители должны непременно помогать детям. Все должно быть интересным и познавательным.
Дети играют сами себя на экране или сами себя в жизни (дочки-матери, например).
Это лучше, чем компьютерные игры, которые призваны только занять голову любой ерундой, кроме главного -учиться, любить и творить.
— Скажите, а где можно увидеть работы вашей киностудии?
— Наши фильмы демонстрировались на конвентах российской фантастики и даже были признаны специалистами телеканалов "ТВ-Столица" и "ТВ-Центр" конкурентами тележурналу "Ералаш".
В настоящее время поточным продуктом нашей киностудии являются аудио-и видеозаписи мюзиклов и сольных исполнений детских музыкальных коллективов и взрослых музыкантов в цифровом качестве с профессиональным оформлением. Так были созданы аудио-альбомы мюзиклов и песен детской музыкально-игровой студии "Кукарямба". С этими песнями дети выступают на известных площадках столицы. Телеспектакль "Питер Пен" демонстрировался на одном из спутниковых телеканалов.
— Какие дети приходят к вам, и захотел ли кто-то из них получить одну из кинопрофессий в реальной жизни?
— Приходят дети самые обыкновенные. И обыкновенные дети могут иметь невероятные успехи в своей учебной творческой и дальнейшей профессиональной биографии. К примеру, Аня Васильева, героиня второй серии сериала "Садовник", является кандидатом на золотую медаль в школе, Галя Теплова обучилась профессии визажиста и успешно работает с косметикой. Не все дети еще выросли, только время, наш истинный повелитель, все расставит в причудливые узоры...
Бравые гитаристки группы "JET KIDS" Арина и Марина Ершовы (к слову сказать, никогда их не видел раньше с гитарой в руках), оживившие в свое время своими голосами Алису Селезневу в эпизодах "Гостьи из прошлого", недавно приняли участие в телевизионном конкурсе "СТС зажигает суперзвезду". Пусть не победили, но зато вошли в историю! Девочки Арина и Марина Ершовы были незаменимы в телеспектакле "Питер Пен", ведь это Питер и Венди, равно как и Хумар Ализаде - ведьма в спектакле "Огниво". У последней голос устойчиво-выразительный, практически профессионально поставленный эстрадный вокал (благодарность талантливым педагогам). Хочется от всей души пожелать девчонкам расти творчески и искать созвучие в своей душе.
— Александр, любая, даже самая маленькая киностудия сейчас имеет свой сайт. Будут ли доступны ваши фильмы в сети?
— Поскольку в любом проекте важную роль играет коммуникация и самое главное в нашем деле - обратная связь, а также в связи с бурным развитием интернет-технологий, стали развиваться новые программы удаленного образования, были разработаны Интернет-портал "Детская коллективная киностудия России" и Интернет-клуб "SFS". Это новая гибкая интерактивная система, фактически социальная сеть, предназначенная для всей России и позволяющая участвовать в проекте не только жителям Москвы, но и любого другого российского города или деревни. Каждый участник может публиковать свои сценарии, рассказы и стихи, фото и видеоработы, общаться на форуме, попасть в кастинговую базу киностудии и в конечном счете снять или сняться в кино.
— Много ли детей сейчас стремится сниматься в кино?
— В настоящее время количество желающих даже превышает наши нынешние возможности, так как мы ведем отбор под конкретные проекты фильмов. На данный момент разработана технология, которая позволит каждому желающему ребенку попасть в фильм.
Беседу вела Ангелина Юнова
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 15717
Автор
| |||
В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций