В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Зонтов
Менеджер отдела системных решений компании JC System Integration
Понятие "студийное оборудование" можно трактовать неоднозначно: работники разных служб телекомпании вкладывают в него разный смысл
Поговорим о терминологии
Кто-то из технических специалистов телекомпании скажет, что студийное оборудование - это всевозможные устройства коммутации, системы обработки сигнала и записывающее оборудование: микшеры, матрицы, патч-панели, синхрогенераторы, синхронизаторы, усилители-распределители, системы аварийного обхода, рекордеры. Кто-то добавит сюда источники сигнала и средства мониторинга: камеры, видеомагнитофоны, видеосерверы, аудио-, видеомониторы, пикметры, осциллографы, а кто-то еще свет и служебную связь. Каждый по-своему будет прав. Подобная разница мнений во многом обусловлена тем, что разные типы оборудования мало связаны между собой. Например, освещение — это практически автономная система, а служебная связь может и не иметь соединения со звуковым трактом.
Постепенно эта ситуация меняется, и сегодня даже на небольших телевизионных студиях разные типы оборудования все больше взаимодействуют между собой. Во многом это происходит благодаря развитию и внедрению компьютерных технологий. Причем "взаимопроникновение" оборудования идет по многим направлениям одновременно: дисковые магнитофоны, видеосерверы, титроваль-ные станции, системы многокамерной съемки и видеоповторов, виртуальные студии.
В результате большая часть оборудования оказывается включенной в единую сеть. Возникает проблема соединения изначально разнородного оборудования в единый комплекс, который будет включать в себя контроль и управление всеми процессами, происходящими в студии. В той или иной степени эта задача решается достаточно давно, причем каждая компания-разработчик начинает именно со своего направления.
С чего начать?
Логичнее всего начинать все-таки не с контроля над работой коммутационного оборудования, не с многокамерных съемок, а с основной функции телекомпании: выдачи последовательности сюжетов в эфир в соответствии с программой передач. Еще не так давно эта задача была довольно сложной. Выдача передач, если это не был прямой эфир, осуществлялась с видеомагнитофонов. Однако управление лентопротяжным механизмом с точностью до секунды, а идеально является задачей не такой уж простой. Учитывая, что в России еще 5 лет назад самым распространенным форматом был S-VHS, управление с точностью до кадра было просто невозможно.
Все начало меняться, когда стали достаточно доступными технологии нелинейного монтажа и появились первые недорогие системы выдачи информации в эфир. В то время основным препятствием для подобных систем была маленькая емкость дисковых накопителей и их высокая цена. Тем не менее первые "видеосерверы" на платах PVR, а потом и Miro получили широкое распространение в нашей стране. Правда, даже при выборе высокой компрессии массива накопителей хватало только на несколько минут (потом несколько десятков минут), поэтому использование видеосерверов ограничивалось только рекламными вставками, но зато практически мгновенная реакция на управляющие команды позволяла легко включать серверы на базе DPS Perception Video Recorder (PVR) в вещательные тракты.
На данном этапе видеосервер оставался ведомым устройством и лишь на непродолжительное время включался в видеотракт.
Видеосервер — сердце системы автоматизации
Некоторые могут возразить, что видеосерверы и дисковые рекордеры существовали и раньше, причем достаточно продвинутые. Это действительно так. Одна компания 10 лет назад выпускала полнофункциональные видеосерверы, а дисковые рекордеры (с функцией воспроизведения материала, не прерывая записи!) использовались еще во время Олимпиады-80. Все так, но это были решения типа "черный ящик" и по цене они были доступны только для небольшого круга наиболее обеспеченных телекомпаний.
С ростом объемов хранения появилась возможность постепенно перевести практически все вещание на безленточную технологию. Однако в эфире транслируются не только заранее подготовленные сюжеты, да и нерационально оцифровывать целый полуторачасовой фильм, чтобы один раз выпустить его в эфир. Но пока видеосервер работает как ведомое устройство, переключения "студия — видеосервер - видеомагнитофон" должны выполняться человеком или еще одним компьютером с еще одной программой. Логично было бы объединить управление и выдачу сюжетов по расписанию, а не создавать дублирующие друг друга плей-листы. Теперь в рамках одной программы можно составить последовательность событий, которые в совокупности и будут представлять собой суточный (или какой-то другой промежуток времени) эфир телекомпании. Плей-лист такой системы автоматизации эфира будет включать в себя не только перечень клипов, которые выдает видеосервер, но и информацию о других источниках видео (камеры в студии, спутниковый ресивер, магнитофоны), команды управления этими источниками, а также команды титровальным станциям и коммутационному оборудованию на переключение каналов.
При добавлении к видеосерверу базы данных с поисковыми механизмами и программных средств для медиаплани-рования роль человека наконец-то будет сводиться к заданию начальных условий и контролю за работой оборудования. Разумеется, всегда есть ситуации, которые может решить только человек: например, при работе в прямом эфире бывает сложно прервать передачу на рекламу в строго запланированное время, или рекламу надо вставить в передачу, которая будет готова только к моменту выдачи в эфир.
Казалось бы, осталось только добиваться максимального удобства и поддержки большего ассортимента оборудования.
Но возникает риторический вопрос: а является ли эфирная аппаратная самодостаточной единицей? Разумеется, нет. Обеспечение взаимодействия между подразделениями телекомпании — это тоже серьезная и важная задача.
Уже имеется в наличии видеосервер, на котором хранятся видеофайлы. Они определенным образом систематизированы и описаны. Фактически это готовый файловый сервер с базой данных, надо лишь добавить пользовательский интерфейс, для того чтобы этой базой могли пользоваться все подразделения телекомпании. Выполнение этой задачи связано с вопросом о повышении производительности сервера. Ведь помимо работы с эфирным плей-листом видеосервер будет вынужден обрабатывать многочисленные поисковые запросы с пользовательских мест, а главное, сильно возрастет нагрузка на дисковую подсистему при обращении к видеофайлам при их копировании, например на станцию нелинейного монтажа.
Логичнее вернуться в то время, когда управляющий компьютер представлял собой отдельный сервер. Однако это возврат в прошлое только на первый взгляд. На деле вместо распределения обязанностей между различными системами мы получаем единую распределенную систему, где каждое звено сконфигурировано для выполнения своих специфических задач: сервер базы данных обрабатывает пользовательские запросы, файловый сервер хранит большие объемы видеоматериалов и обеспечивает максимальную производительность по потокам данных, видеосервер занят только обслуживанием эфира (выдача плей-листов, управление коммутирующим оборудованием).
Теперь, когда сердце системы (база данных) и ее мозг (хранилище видео) не привязаны к видеосерверу, появляется возможность легко добавлять новые эфирные модули. Это особенно важно для телекомпаний, которые вещают по нескольким часовым поясам, или если производится ретрансляция нескольких центральных каналов с врезкой собственных программ. Физически такие видеосерверы смогут быть разнесены по разным студиям (и даже по разным зданиям), но управление ими будет осуществляться из единого центра.
Что ждет нас в будущем?
В настоящее время видеосервер становится функционально важной частью системы автоматизации, а сама система в свою очередь превращается в многопользовательскую рабочую среду, которая предоставляет удобный интерфейс для каждой из служб телекомпании и берет на себя задачу их взаимодействия.
Остается, пожалуй, только одна задача, которая решается отдельно: диагностика оборудования. У многих производителей коммутационно-распределительного оборудования имеются специальные утилиты, позволяющие дистанционно производить контроль приборов, вовремя отслеживать проблемы и переходить на резервные схемы. Эта задача стоит несколько обособленно. Поэтому в рамках системы автоматизации вещания решать ее не рационально, хотя в крупных комплексах будет логично сводить все данные о функционировании оборудования в единый центр для более оперативного принятия решений.
Постепенно и съемочное оборудование полностью перейдет на форматы, "завязанные" на компьютере (P2, XDCAM и т.п.), и большая часть технологического процесса будет происходить в полностью однородной среде. А с переходом на цифровое вещание может полностью исчезнуть понятие "видеоинтерфейс", так как цифровой поток сразу можно будет отправить на передатчик по обычной сети.
В итоге ключевой фигурой, поддерживающей работоспособность телекомпании, станет не техник или видеоинженер, а системный администратор. И время это уже не за горами.
Опубликовано: -2005
Посещений: 8879
Автор
| |||
В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций