В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Киринов
Директор департамента технологии и развития ТТЦ
Как выбрать наиболее качественное cтудийное оборудование? Всегда ли выбор модели, имеющей максимальный набор функциональных возможностей, является оптимальным вложением средств? Каждому руководителю телевизионной студии приходится искать ответы на эти вопросы
Прежде всего, хотелось бы остановиться на тех параметрах и критериях, которые используются при выборе конкретной модели. При равных технических характеристиках оборудования поводом для принятия решения в пользу того или иного устройства служит его стоимость. Очень часто производители оборудования используют термин cost-effective, переводимый как "прибыльный, рентабельный" или как "соотношение цена-качество", с целью увеличения привлекательности модели для потенциального клиента. Однако всегда ли это соответствует действительности? И как наиболее эффективно вложить средства, приобретая оборудование? Всегда ли выбор модели, имеющей максимальный набор функциональных возможностей по приемлемой для данного типа оборудования цене, является оптимальным вложением средств?
Выбираем оборудование вместе
Представьте, что некая компания предлагает относительно недорогой видеомикшер, имеющий необходимый набор операционных возможностей, и синхронизаторы по входам, при этом в рекламном буклете подчеркивается, что данное сочетание (входные синхронизаторы + операционные возможности) делает эту модель наиболее оптимальной по соотношению цена-качество. Безусловно, это так, если в качестве источников сигнала используется несколько независимых устройств. Отпадает необходимость в построении системы единой синхронизации для источников сигналов (опорный генератор + распределители синхросигналов + кадровые синхронизаторы), что в целом существенно удешевляет и упрощает систему, построенную на базе выбранной модели.
С другой стороны, если планируется применение данного микшера в составе некого комплекса, где все источники сигналов или по умолчанию синхронны, или имеют встроенные синхронизаторы, наличие входных синхронизаторов видеомикшера из преимущества превращается в недостаток. Из-за наличия входных синхронизаторов цена на оборудование будет более высокой, чем у других моделей. При этом возможна и дополнительная задержка сигнала, которую вносят синхронизаторы, что в свою очередь требует принятия дополнительных технических решений. Все это может сделать применение данной модели экономически неэффективным.
Оборудование студийного тракта
Другим, не менее важным критерием при выборе студийного оборудования является одинаковый уровень технических характеристик всей линейки оборудования, используемого в студийном тракте. Так, например, если в составе телевизионного тракта применяется некое устройство с внутренней обработкой сигнала разрядностью 8 бит, что эквивалентно отношению сигнал/шум -55 дБ, и/или компрессией сигнала от 5 (эффективная полоса пропускания не более 3,5...4 MГц), то применение в таком тракте камер вещательного уровня становится нецелесообразным. Еще одним необходимым условием является потенциальная совместимость оборудования с перспективными технологиями.
Рассмотрим с этих позиций различные группы телевизионного оборудования, применяемого в студийном и внестудийном производстве. При этом не суть важно, идет ли речь о приобретении отдельных образцов для замены морально и физически устаревшего оборудования или о построении тракта с "нуля".
Параметры вещательных камер
Основными источниками сигнала в телепроизводстве являются телевизионные камеры. Во многом именно их технические характеристики определяют качество изображения. Существует условное деление камер на две большие группы — вещательные и профессиональные (бытовые камеры, которые также иногда используются в телепроизводстве, — тема отдельного рассмотрения). При практически одинаковых основных технических характеристиках обеих групп — чувствительность (F8-11 при освещенности 2000 лк), отношение сигнал/шум (-60 дБ и более), разрешающая способность по горизонтали (750-850 ТВЛ), стоимость камерного канала в студийной комплектации может отличаться в несколько раз: от 15-30 тысяч долларов для камер профессионального класса до 50-80 тысяч — для вещательного. Это различие в цене вызвано в первую очередь исключительно высокой повторяемостью технических характеристик, свойственных камерам вещательного типа, и наличием гораздо большего количества регулировок по отношению к камерам профессионального класса.
Функциональные возможности профессиональных камер
Совокупность параметров вещательных камер позволяет выставить практически идентичные характеристики изображения при многокамерной видеосъемке. Отсюда вытекает и основное применение камер данного типа - использование в студиях с большим количеством оборудования, применение на ПТС. Более естественная цветопередача, наличие функции "Skin-correction" ("коррекция по коже") также делают камеры вещательного класса предпочтительными при работе в новостных студиях.
Профессиональные камеры со своей стороны отличаются относительно невысокой ценой и при этом сохраняют большинство функциональных возможностей, свойственных камерам вещательного класса, иногда даже превосходя последние по некоторым техническим характеристикам. Наиболее эффективно камеры данного типа можно использовать в составе ТЖК (телевизионный журналистский комплекс), где нет необходимости в подстройке к другим камерам. В этом случае большие возможности меню, свойственные вещательным камерам, просто не могут быть применены из-за оперативного характера работы тележурналиста. В свою очередь, наличие необходимого количества опций (триак-сиальные и мультикорные адаптеры и базовые станции, панели дистанционного управления, 5" видоискатель и т.д.) позволяет применять данные камеры и в студийном производстве.
Однако следует быть готовым к тому, что сведение группы камер может потребовать большего времени, что не всегда совпадает с режиссерскими требованиями.
Типы соединений в студийной комплектации
В студийной комплектации для коммутации камеры с базовой станцией используются три типа соединений: по оптоволоконному кабелю, по триаксиальному или по многожильному кабелю. Соответственно у каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки.
Наиболее распространенным является соединение с использованием триак-сиального кабеля. Возможность работы на большие дистанции (до 2 и более км) при сохранении высокого качества передаваемого сигнала, универсальность и надежность соединительных разъемов, наличие триаксиальных кабельных коммуникаций на большинстве спортивных и культурных сооружений предопределяет выбор данного типа соединений, особенно для камер, работающих в составе ПТС.
Самым дешевым вариантом является построение камерных каналов с использованием многожильных кабелей. Однако ограничения по длине (при соединении на расстояния свыше 30 м требуется включение на базовой станции специальных корректирующих цепочек) существенно сокращают область применения данного варианта для небольших студий (~ 50 кв. м).
Одним из перспективных направлений развития студийного оборудования является использование специальных оптоволоконных кабелей для построения камерных каналов. Нечувствительность к электромагнитным полям и наводкам, возможность передачи сигнала на значительные расстояния без какого-либо ухудшения качества сигнала делают данный тип соединения лидером в своем классе. Однако, несмотря на почти 15-летнюю историю существования, широкого распространения использование оптоволоконных камерных каналов так и не получило. Это связано как с технологическими, так и с эксплуатационными особенностями применения оптоволоконных каналов.
Видеомикшеры
Видеомикшер по существу является ядром телевизионной студии. Его функциональные возможности определяют художественное оформление программ, производимых в каждом конкретном случае.
Различные группы видеомикшеров характеризуются количеством входов, числом M/E-линеек и ключевых сигналов, включая рирпроекцию на каждой из них, наличием мнемонической индикации источников сигнала, дополнительных выходов, генераторов трехмерных спецэффектов. Во многом выбор конкретной модели видеомикшера определяется художественным оформлением программ, производство которых планируется осуществлять с использованием данного микшера.
К высшей категории видеомикшеров относятся устройства с количеством входов до 96, 2-4 M/E — линейками, не менее 4-8 ключевых каналов на каждой из M/E-линеек, обязательным наличием мнемонической индикации источников сигнала и достаточным количеством дополнительных выходов. Как правило, такие микшеры имеют более десятка опций, внешний или внутренний блок трех мерных спецэффектов, и их конфигурация осуществляется индивидуально, согласно конкретным требованиям заказчика. Ценовой диапазон составляет от 150 до 300 тыс. долларов. Это оборудование применяется на больших студиях, в составе ПТС, при организации постановок "больших" форм или в прямом эфире.
На ступеньке ниже стоят видеомикшеры с меньшим количеством входов (24-36), до 2,5 M/E-линеек, с 10-15 дополнительными выходами, как правило, без мнемонической индикации и с минимальным набором дополнительных опций. Наиболее оптимально использовать данные микшеры для видеопроизводства в небольших студиях с фиксированной структурой, а также в ПТС.
Отдельную нишу занимают видеомикшеры, ориентированные в основном на работу в составе монтажных аппаратных. Имея небольшое количество входов (в среднем 8-16) и только одну M/E-линейку, данные микшеры обладают всем необходимым набором технических параметров, позволяющих применять их в составе небольших студий. Однако требовать от данного класса микшеров качественных трехмерных спецэффектов или рирпроекций не следует.
Видеомагнитофоны и видеосерверы
Пройдут годы, прежде чем дисковые и/или твердотельные технологии записи и хранения видеоинформации полностью вытеснят ленточные носители, а до тех пор видеомагнитофоны будут оставаться одними из основных устройств, применяемых в телевизионных студиях.
В большинстве современных цифровых магнитофонов используется тот или иной алгоритм компрессии цифрового сигнала. Поэтому выбор типа видеомагнитофона по существу сводится к выбору типа используемой компрессии видеосигнала и соответственно к тем ограничениям на качественные показатели изображения, на которые готов пойти пользователь.
Современные видеомагнитофоны можно условно разделить на два типа: по разрядности записываемого сигнала (8 или 10 бит) и по соотношению сигнал/шум (-55 или -60 дБ). Приведенные в паспортных характеристиках значения частотного диапазона в канале яркости (основной параметр, определяющий четкость изображения) соответствуют статическому режиму, в случае записи динамического изображения реальный диапазон записываемых частот сильно зависит от степени компрессии сигнала.
Как показали измерения, проведенные в свое время сотрудниками ВНИ-ИТР, при компрессии 5:1 (компрессия форматов DV, DVCAM, DVCPRO) для динамических изображений реальная полоса записываемых частот сужается до 3,5-4 MГц, что соответствует разрешающей способности приблизительно в 400 ТВЛ.
Практически во всех современных видеосерверах пользователь сам может выбирать тип и степень компрессии сигнала или работать без компрессии, а следовательно, и выбирать требуемый уровень качества изображения. Однако подавляющее большинство серверов оперируют с 8-битными сигналами, что ограничивает отношение сигнал/шум на уровне -55 дБ.
Помимо ухудшения основных технических характеристик компрессия изображения приводит к появлению характерных искажений (артефактов), свойственных именно данному типу и степени компрессии. Причем данные искажения изображения проявляются только один раз, при первичном компрессировании сигнала, дальнейшие процессы компрессирования и последующего восстановления сигнала дополнительных искажений практически не вносят. Поэтому при построении видеотракта следует стремиться к тому, чтобы тип компрессии для всех устройств, входящих в линейку оборудования, был один и тот же. Это позволит избежать накопления артефактов, свойственных различным уровням компрессии.
Исходя из вышеизложенного при подборе оборудования особое внимание следует уделить выбору типа компрессии, применяемой в видеомагнитофонах и видеосерверах: именно компрессия будет определять качество тракта в целом.
Оборудование инфраструктуры телевизионного комплекса
Существенный объем оборудования любого телевизионного комплекса, в том числе и телевизионных студий и ПТС, составляют различные модули и устройства обработки, коммутации и распределения сигналов.
Одним из важнейших устройств инфраструктуры является матричный коммутатор сигналов. Существует большое количество компаний, выпускающих широкий спектр данных устройств, начиная от простейших коммутаторов, размерностью 16(8)x2, до каскадных систем 4096х4096 и более. К высшей ценовой категории относятся матричные коммутаторы, предназначенные для работы в центральных и эфирных аппаратных. Их размерность может колебаться в пределах от 32x32 до 512х512. Режим работы "24 часа в сутки, 365 дней в году" предъявляет повышенные требования к надежности работы основных узлов и их резервированию. Конфигурация матричных коммутаторов осуществляется индивидуально по запросам заказчика, в зависимости от типов коммутируемых сигналов, размерности матрицы и условий работы.
Более демократичными по ценовым показателям выглядят матричные коммутаторы, предназначенные для решения локальных задач отдельной студийной аппаратной или небольшого комплекса. Размерность данных матриц редко превышает 64х64. Обладая достаточно высокой надежностью, данные устройства, как правило, не имеют резервирования, за исключением блока питания, и не всегда имеют функцию перетактирования для цифровых сигналов. Тем не менее применение их в составе аппаратных, не рассчитанных на круглосуточную работу, может быть экономически оправданным.
Характерной особенностью современного оборудования для обработки цифрового телевизионного сигнала является его способность поддерживать работу с различными цифровыми потоками, начиная от 270 Мбит/с, что соответствует сигналу стандартной четкости, до 1,5 Гбит/с, что соответствует потоку ТВЧ. Это относится как к матричным коммутаторам, так и к отдельным модулям распределения и передачи сигналов.
Без связывающих модулей не обойтись
При построении любого телевизионного комплекса, монтажной аппаратной или студии не обойтись без различных модулей, являющихся связующим звеном между основными устройствами. Выбор конкретного изделия и фирмы-производителя зачастую бывает осложнен тем, что спектр изделий и технические характеристики однотипных модулей у всех компаний практически одинаковы. Здесь можно дать несколько рекомендаций:
Если в одном тракте вы предполагаете использовать модули разных фирм-изготовителей (особенно это касается модулей обработки цифрового сигнала с внедренным звуком), убедитесь в возможности их совместной работы.
Дополнительное оборудование
В заключение несколько слов о "дополнительном" оборудовании. Слово "дополнительное" не зря взято в кавычки: иногда возможности этой техники определяют качество телевизионного процесса в целом. Во многом выбор типа объектива, штатива или операторского крана определяется художественными задачами, поставленными режиссером.
Для телевизионных объективов существует условное деление на группы по качеству (и соответственно по ценовому диапазону) для вещательного и профессионального применения. Очевидно, что камеры вещательного класса лучше комплектовать вещательного класса объективами. Для профессиональных камер, безусловно, подходят объективы из обеих групп.
При выборе типа штатива и штативной головки особое внимание следует обратить на расчет весовых нагрузок, учитывая вес всех устройств, которыми комплектуется камера, только тогда выбранная штативная головка обеспечит плавность перемещения во всех плоскостях, а штатив не будет "складываться".
Те же требования относятся к выбору операторского крана.
Выбор оптимальной комплектации оборудования для телевизионной студии — сложная задача, требующая учета многих параметров и характеристик всего спектра оборудования, работающего в линейке телевизионного тракта.
Опубликовано: -2005
Посещений: 17554
Автор
| |||
В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций