Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Анатомия безленточных съемочных технологий

В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Анатомия безленточных съемочных технологий


Владимир Водзинский

Руководитель отдела видеооборудования 000 "Профессиональные Телевизионные Системы"

Безленточные технологии телепроизводства сегодня прочно вошли в нашу повседневную жизнь и даже обрели многоликость. Совсем недавно единственным решением для ухода от традиционных кассет был жесткий диск, сегодня же его постепенно вытесняют твердотельные носители, лишенные подвижных элементов. Конструктив самих камер также меняется в духе времени - безленточная запись все чаще производится не на опциональном дополнительном модуле, а в самой камере, не имеющей лентопротяжного механизма.

Заметим, что концепция записи на ленточные носители до сих пор является эталоном надежности, и отказ от нее вызывает множество споров. Тем не менее связанные с лентой потери времени на поиск, перегон и переконвертацию материала в формат используемой нелинейной монтажной системы, а также элементарная перезапись лишь в режиме реального времени уже давно перестали устраивать телепроизводителей. Безленточные технологии призваны не только сократить рабочий процесс по времени, но и обеспечить удобство и гибкость нелинейной работы с материалом в форме файлов, готовых для работы с NLE.

Первые ласточки

Среди первых массовых устройств, облегчающих работу при производстве теленовостей, был накамерный дисковый рекордер - автономное устройство, обеспечивающее запись на встроенный HDD параллельно с записью на кассету. В такой схеме кассета являлась гарантом сохранности материала и после записи попадала на полку архива. В это время файлы, полученные на жестком диске, были сразу доступны для последующей обработки на станции нелинейного монтажа путем подключения рекордера к компьютеру. Подобная технология получила аббревиатуру DTE - Direct То Edit, благодаря тому, что файлы на диске при записи создаются уже в необходимом формате - RawDV, AVI Type 1, AVI Туре 2, Matrox AVI, Canopus AVI, QuickTime, AVI Type 2 24p, QuickTime 24p, P2 MXF, Pinnacle AVI, Avid DV OMF, MPEG-2 ts (.m2t), QuickTime HDV 1080i 50/60 и 720p 30 и т.п. Примером оборудования такого типа служат широко распространенные недорогие рекордеры CitiDisk, а также более функциональные Focus FS-4, имеющие на корпусе дисплей для отображения режимов, тайм-кода, навигации по меню и прочего. Эти устройства неплохо зарекомендовали себя при параллельной записи на кассету и на рекордер как при работе с форматом DV, так и с материалом HDV. Данная концепция продолжает развиваться и дальше, а сами рекордеры теряют в весе и габаритах, набирая в емкости. Так, показанный недавно на международной выставке IBC'2008 Focus FS-5 в два раза компактнее и легче предшественника FS-4 -благодаря применению более компактного жесткого диска 1,8" емкостью в 100 Гб вместо прежнего 2,5", используемого в FS-4. При этом устройство не только сохранило все имевшиеся у FS-4 возможности, но и приобрело новые. Среди них:

  • цветной дисплей для отображения меню и статуса рекордера;
  • буферная память на 10 с.;
  • наличие не только традиционного интерфейса IEEE 1394, но и USB 2.0;
  • запись метаданных во время записи материала и многое другое.

Дальнейшее развитие технологий с использованием жесткого диска привело к появлению нового поколения подобных устройств - камер и накамерных рекордеров, позволяющих запустить запись в такой паре уже в отсутствие кассеты в лентопротяжном механизме (если наличие параллельной записи на два носителя не требовалось). Во многих подобных схемах в видоискателе камеры отображалась информация о статусе рекордера, уровне заряда его батарей, оставшемся месте на диске и т.п. Таким образом, накамерный рекордер перестал быть полностью автономным, камера и рекордер функционировали в тесной связке. По такой схеме работали камеры и рекордеры JVC GY-HD110-111 + DR-HD100E, JVC GY-HD200-201 + DR-HD100E и Sony HVR-V1E + HVR-DR60.

Конец автономии

Принципиально новым решением оказалось появление камер со слотами для твердотельных карт памяти. Безленточное устройство перестало быть отдельным прибором и "срослось" с камерой. Известный пионер Panasonic AG-HVX200, как и современный AG-HVX204, еще имеет встроенный ЛПМ, но запись на кассету обеспечивается только в режиме стандартного разрешения в формате DV. В то же время запись в формате DVCPRO HD производится на карты стандарта P2, имеющие разъем и габариты, аналогичные PCMCIA, с потоком данных 100 Мбит/с. В паре с неплохой оптикой Leica-камкордер был признан для своего времени очень интересным устройством, что помогло ему обрести множество приверженцев в среде телепроизводителей.

Старшая модель Panasonic AG-HPX500 лишена ЛПМ и оснащена не двумя, а четырьмя слотами под карты P2. На них производится запись и материала стандартного разрешения, и материала DVCPRO HD с представлением 4:2:2 и четырьмя каналами звука без сжатия (16 бит, 48 кГц).

Формат P2 был принят на рынке, и в настоящее время производителем выпускается оборудование формата AVC-Intra (MPEG-4 H.264) с записью на те же карты P2. Последние вмещают в себя теперь в два раза больше материала (что связано с меньшим потоком данных) по сравнению с оборудованием DVCPRO HD практически без потери качества изображения. При этом новый кодек AVC-Intra 50 сохранил вну-трикадровую компрессию и обеспечивает цветовое представление 4:2:0. Вариант AVC-Intra 100 с цветовым представлением 4:2:2 и потоком данных 100 Мбит/с. не имеет выигрыша в компактности файлов по отношению к DVCPRO HD, но обеспечивает при том же потоке в 100 Мбит/с. более высокое качество и сопоставим по этому параметру с форматом HD D5 от Panasonic.

Скорость доступа к данным в формате P2 равняется примерно 640 Мбит/с. Максимальная емкость носителя на сегодняшний день составляет 32 Гб при цене порядка $1800. Анонсированы карты емкостью 64 Гб и с увеличенной скоростью обмена до 800 Мбит/с. Для доступа к материалу на карте P2 достаточно лишь ноутбука со слотом PCMCIA.



Опубликовано: -2008
Посещений: 9284

Статьи по теме

  Автор

Владимир Водзинский

Владимир Водзинский

Руководитель отдела видеооборудования компании "Профессиональные Телевизионные Системы"

Всего статей:  5

В рубрику "Студийно-производственное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций