В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Согласятся ли в итоге компании выполнить требования РКН?
– Если говорить о переносе серверов в Россию, то скудные новости об этом время от времени поступают. Компании предпочитают не комментировать эту информацию, но известно, что серверы в РФ перенес Viber, начинали процесс Google и Apple. Не думаю, что компании всерьез опасались каких-то санкций в отношении себя. Скорее тут можно судить об успешности переговоров между ними и регулятором. Ситуация с нежеланием подключаться к ФГИС другая. Google вряд ли когда-то пойдет на то, чтобы выполнять чужие требования по выдаче информации, пусть это даже государственный закон. Корпорация вроде Google – это само по себе государство со своими правилами и нормами. Компания сама определяет правила блокировки, они сами исключают из выдачи опасные сайты с экстремистским или потенциально опасным содержанием и делают это чаще всего лучше любого регулятора.
Поэтому, думаю, прогнозы о том, что Роскомнадзору придется продолжить выписывать корпорации один за другим штрафы, близки к истине. Несоблюдение требования подключиться к ФГИС не предполагает никаких иных санкций. Но даже если когда-то РКН решит применять к корпорациям вроде Google или Facebook радикальные меры типа блокировки, это будет решение глобального масштаба с большими политическими и репутационными последствиями, причем не в пользу РКН. И вопрос о том, останутся ли эти компании работать в России, из той же категории. Надеюсь, в России никогда не произойдет событий, при которых вопрос может быть поставлен таким образом.
– Можно ли что-то запретить в Интернете в наши дни?
– Любой вопрос запрета – это вопрос цены, которую государство готово заплатить. Например, задача по блокировке Telegram может быть технически решена, но за огромные деньги через жесткую дисциплину и жестокое принуждение. Но стоит мессенджеру поменять алгоритмы, и это снова приводит регулятора в тупик, весь цикл начинается сначала. При этом следует учитывать, что ИТ-компании – наиболее быстрая и гибкая отрасль с точки зрения как принятия, так и реализации решений, что не скажешь о государственном аппарате. Таким образом, можно говорить, что теоретически задача блокировки решаема, практически – нет. Вопросы запрета в Интернете решаются во всем мире не техническими, а дипломатическими методами. Технические методы показывают слабые результаты при огромных трудовых и финансовых затратах. Более жесткие методы, чем в России, иногда применяют в восточных странах, но результат не впечатляющий. Причины этого в том, что провайдер на данный момент просто не видит большую часть трафика (он шифрованный), особенно когда этого не хочет разработчик ПО или сервиса, а в случае таких гигантов, как Google, нужно учитывать еще и масштабы, ведь это миллионы IP-адресов и сотни тысяч физических серверов в дата-центрах, распределенных по всему миру. “Взять и запретить” в данном случае не так просто, как кажется на первый взгляд. Но еще важнее другой момент: даже если такое решение со стороны РКН будет принято, решение Google будет отличаться от Telegram. Убежден, в таком случае корпорация действительно приостановит свою деятельность в России просто для того, чтобы дать почувствовать эффект эры BG (Before Google – устоявшееся выражение). Напомню, что за лаконичной поисковой строкой скрывается 85% рынка мобильных телефонов, большая часть рынка умных устройств и продвинутой пользовательской электроники (в том числе мультимедийные системы крупнейших автопроизводителей), самое популярное навигационное ПО на планете и еще сотни полезных функций, сервисов, алгоритмов и возможностей.
Требования о подключении владельцев программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам (поисковых компаний на примере Яндекса и Google) с информационной системой, содержащей список запрещенных сайтов и информации, установлены п. 5 ст. 15.8 Федерального закона № 1 49-ФЗ от 27.07.2006 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”. Административная ответственность за нарушение установленной обязанности определена в ст. 13.40. Кодекса об административных правонарушениях. С формальной точки зрения РКН вправе возбудить административное производство в случае нарушения любым игроком рынка ИТ-индустрии требований 149-го закона. Цель, преследуемая законодательством, более чем благая, а именно не допустить в свободное обращение противоправную информацию, в том числе связанную с терроризмом, коррупцией, нарушением авторских прав (пиратским контентом) и т.д. В то же время участники рынка небезосновательно опасаются вмешательства в свою хозяйственную деятельность со стороны государственных органов под благовидным предлогом защиты интересов граждан. Не улучшает ситуацию и фактическая угроза заместителя руководителя РКН о возможности изменения закона в сторону ужесточения санкций в отношении участников рынка за аналогичные правонарушения. При этом представляется очевидным, что ответ на вопрос, исполнит ли Google требование РКН и останется ли на рынке РФ или покинет его, не подчинившись законодательству, лежит в плоскости принятия бизнес-решений. С юридической точки зрения ответ очевиден, любой участник отношений должен соблюдать требования действующего законодательства до тех пор, пока такие требования не отменены. В то же время эффективного способа запрета распространения информации в Интернете практически не существует. Вряд ли РКН сможет выиграть противостояние с Google в случае, если поисковая система не будет соблюдать установленные ограничения.
Если говорить конкретно о Google, то формально у РКН есть механизм по дальнейшему ограничению доступа к этой поисковой системе. Однако ни одной из сторон такой исход дела не выгоден. Важно понять, что протокол об административном нарушении был составлен еще в ноябре. На протяжении месяца, выделенного законом на подключение к системе, компания Google вела переговоры с ведомством о нюансах подключения, об этом публично заявляли представители ведомства. Вероятно, Google просто не вписался в сроки, так как ранее компания демонстрировала готовность исполнять российское законодательство. Штрафная мера предпринята в соответствии с действующими законами и, вероятно, служит первым сигналом. Ведомство, скорее всего, продолжит с определенной периодичностью воздействовать на Google основным доступным инструментом по соответствующей статье закона – накладывая штрафы за неисполнение требований органа. Однако, возможно, до подобного все же не дойдет и организация завершит процесс подключения к реестру в ближайшее время. Можно предположить, что работа c Twitter и особенно Facebook, который, надо отметить, в последнее время проявляет особую заинтересованность в российском рынке, будет вестить в похожем режиме: в случае нарушений РКН будет использовать соответствующие инструменты, но уход этих гигантов из России маловероятен.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2018
Посещений: 3040
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций