В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
22 марта 2012 года в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания “О создании общественного телевидения в Российской Федерации”. Судя по всему, в Малом зале Госдумы собрались все-таки депутаты, общественные деятели, эксперты, представители СМИ, которые для себя в основном вопрос об общественном TB уже решили: “Да, оно должно быть”. Поэтому и дискуссия, хотя и была достаточно бурной, демократической и профессиональной, касалась вопроса, как реализовать проект общественного телевидения.
Спор касался важных сторон: схемы финансирования со стороны государства (несколько десятков миллиардов рублей), система управления (через попечительский совет), система распространения (лучше всего через первый мультиплекс) и т.д. Выяснилось, что все это реально и осуществимо – только “рукой подать”.
И все-таки несколько вопросов зависли в пространстве Малого зала Государственной думы практически безответными. Вольно или невольно почти все выступающие, мотивируя необходимость в общественном телевидении, с гневом обрушивались на сегодняшнее состояние телевидения в России, обращали внимание на растлевающую роль основных федеральных телеканалов (культ насилия, демонтаж человеческих ценностей, одурманивание и создание люмпенизированной толпы и пр.). Общественное телевидение, утверждали выступавшие в дискуссии, должно дать отпор такой страшной для общества тенденции.
Я нарочно оставлю без комментариев упреки в адрес упомянутых телеканалов (тема для другой дискуссии). Но хотел бы задать в связи с такой мотивацией проекта “Общественное телевидение” следующие вопросы:
– Не кажется парадоксальным, что практически за государственные деньги создается “очаг сопротивления” федеральным телеканалам, которые то же самое государство финансирует прямо или косвенно?
– В состоянии ли выполнить свои благородные функции (воспитательные, эстетические, просветительские, моральные и т.д.) “одинокое” общественное телевидение, находясь в окружении мощных федеральных телеканалов, исповедующих другую ценностную ориентацию?
Может ли вообще существовать такой оазис телевизионной добродетели в такой среде?
– Не большего ли результата можно добиться, создав, например, те же попечительские советы на федеральных телеканалах, уменьшив их рейтингово-рекламную зависимость, изменив акценты программной политики и т.д.?
Во всяком случае, мне кажется такой подход более логичным, а для государства и обеспокоенной общественности (то есть налогоплательщиков) – менее затратным.
И еще один вопрос, касающийся управления общественным телевидением. По большому счету вроде бы все понятно – общественное телевидение будет управляться общественным мнением. А общественное мнение будет представлено в лице самых ярких его представителей в попечительском совете.
Однако на сегодняшнем этапе развития России (сложная переходная экономика, контрастные итоги пройденного двадцатилетия, раскол передовой элиты общества в оценке и далекого, и близкого прошлого государства и его перспектив и т.д.) будет исключительно сложно, а то и невозможно сформулировать консенсусную позицию о характере общественного вещания на новом телеканале.
Мы все свидетели радикальных мировоззренческих противостояний. Механизм выбора состава попечительского совета общественного телевидения, вероятнее всего, приведет к тому, что встанет вопрос о его легитимности. Не сочтите за ретроградное ворчание, но мне кажется, рано создавать общественный телеканал без опасности еще больше расколоть общественность. Общественное телевидение должно объединять, а не разделять общество и лучших его представителей. Сегодня же оно может сыграть деструктивную роль или не сыграть никакой роли вообще.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2012
Посещений: 9760
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций