Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Дополнительные услуги операторов спутникового вещания

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Дополнительные услуги операторов спутникового вещания

Трудности в экономике хороши тем, что заставляют участников рынка придумывать новые возможности для заработка. Как обстоит с этим дело в отрасли спутникового вещания, мы узнали у наших экспертов
Сергей
Плотников
Директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ГП КС

Зацикливание на традиционных продуктах не дает долгосрочного положительного эффекта

– В период экономической нестабильности какой путь предпочтительнее для спутникового оператора: оставаться в рамках предоставления традиционных для него услуг или развивать новые направления?
– В любой экономической ситуации для любого коммерческого предприятия основным принципом успешного развития является движение вперед, которое сейчас неразрывно связано с инвестициями в инновации. В современном мире зацикливание на традиционных продуктах, приносящих основные прибыли, не дает долгосрочного положительного эффекта. Другое дело, что необходимо учитывать специфику отрасли спутниковой связи и конкретного предприятия. Например, для ГП КС задача обеспечения успешной коммерческой деятельности очень важная, но далеко не единственная. Таким образом, балансирование между грамотными точечными инвестициями в развитие новых направлений и поддержанием традиционных услуг, эксплуатацией спутниковой группировки – это и есть залог успеха.

– Какие дополнительные услуги могут принести доход оператору спутниковой связи и/или DTH-оператору? Есть ли смысл DTH-оператору развивать направление спутникового Интернета? Востребован ли он у конечного абонента? Нуждается ли абонент в комплексной услуге?
– На мой взгляд, следует разделять оператора спутниковой связи и спутникового DTH-оператора, хотя бы потому, что это операторы, работающие в разных сегментах (B2B и B2C соответственно).

Я думаю, что DTH-операторам России нужно обязательно думать о дополнительных сервисах, и предоставление доступа в Интернет – это одна из самых востребованных услуг во всем мире. Вопрос даже не стоит в том, нуждается ли абонент в комплексной услуге или нет. Сейчас пользователи мыслят категориями “должно быть”, то есть речь идет даже не о востребованности, а о необходимости.

– Перспективно ли для спутникового оператора развитие в сторону Интернета вещей?
– Безусловно, да. IоT – это экономическая данность современного мира и, естественно, одно из направлений деятельности любого оператора связи, в том числе и спутникового.

- Собственные ОТТ сервисы DTH операторов - это реальная экономическая перспектива или работа на имидж?
– Мне кажется, что это имиджевые проекты, так как OTT больше тяготеет к VoD-сервисам, а не к live streaming, близкому к традиционному бродкастингу с его пакетированием, set-top-box и всему тому, что продвигают на рынке российские DTH-операторы. Я полагаю, что ОТТ – это основная угроза для традиционного DTH.

Михаил
Горячев
Директор по контенту “Триколор ТВ”

Главный тренд на рынке - гибридные технологии

– В период экономической нестабильности какой путь предпочтительнее для спутникового оператора: оставаться в рамках предоставления традиционных для него услуг или развивать новые направления?
– С одной стороны, в период экономической нестабильности падает потребительская способность, что увеличивает верность абонентов уже привычным сервисам и линейному телесмотрению. С другой стороны, цифровой рынок развивается более быстрыми темпами, чем экономика в целом, он более гибок, более восприимчив к инновациям. “Триколор ТВ” как лидер российской отрасли цифрового телевидения придерживается сбалансированной стратегии “золотой середины”: сохранять традиционное телесмотрение, но при этом создавать инновационные продукты и развивать мультиплатформенное телевидение.

– Какие дополнительные услуги могут принести доход оператору спутниковой связи и/или DTH-оператору?
– Необходимо понимать, что сейчас главный тренд на рынке – гибридные технологии, которые позволяют соединить преимущества различных платформ (например, спутниковый сигнал и Интернет) и выстроить сети нового поколения. DTH-операторы будут зарабатывать, внедряя в эти сети новые гибридные сервисы и предлагая различные OTT-услуги.

– Есть ли смысл DTH-оператору развивать направление спутникового Интернета? Востребован ли он у конечного абонента? Нуждается ли абонент в комплексной услуге?
– Спутниковый Интернет – услуга, востребованная у определенной аудитории: это частные лица, у которых есть потребность в Интернете, но нет возможности подключить проводной Интернет, а также корпоративные клиенты. Как правило, по большей части это все-таки B2B-абоненты, те, кому Интернет нужен для работы, для передачи телеметрических данных, организации работы банковских услуг, магазинов, HoReCa и т.д. В этом сегменте услуга двустороннего спутникового Интернета, запущенная “Триколор ТВ” совместно с Eutelsat Networks 7 сентября, востребована уже сейчас.

– Перспективно ли для спутникового оператора развитие в сторону Интернета вещей?
– Теоретически это было бы интересно, но в этом перспективном сегменте, по большому счету, пока нет интересных кейсов. К тому же, законодательно эта сфера никак не отрегулирована.

Собственные ОТТ-сервисы DTH-операторов – это реальная экономическая перспектива или работа на имидж?
– Собственные OTT-сервисы в ближайшее время появятся у всех мировых спутниковых лидеров: под брендом DirecTV скоро будет запущен OTT-сервис, в том же направлении движутся Sky и “Триколор ТВ”. Такое единодушие лидеров свидетельствует об общем понимании ситуации. Это не имиджевая история, это первые признаки намечающейся конкуренции. А конкуренция всегда появляется только там, где есть реальная возможность для экономического роста.

- Какие новые направления/ новые услуги планирует развивать ваша компания в 2017 году и бли жайшие 5 лет?
- Телевидение в форматах 4K и 8K, нелинейное телесмотрение, push-VOD, OTT, различные сервисы, построенные по принципу “второго экрана”, спутниковый Интернет, а также собственные медийные онлайн-ресурсы.

Юлия
Шахманова
Генеральный директор “Спутниковое телевидение” (STV)

Инновации - это инструмент конкурентной борьбы и монетизации абонентской базы

– В период экономической нестабильности какой путь предпочтительнее для спутникового оператора: оставаться в рамках предоставления традиционных для него услуг или развивать новые направления?
– Все зависит от возможностей оператора: если речь идет не просто о выживании, оправданно искать и пробовать что-то новое. Да, новые услуги – это всегда риск, прежде всего – финансовый. С другой стороны, телеком – высококонкурентный бизнес, в котором противопоказано стоять на месте. Пока один оператор работает в консервативном режиме, другой рискнет и уйдет далеко вперед.

– Какие дополнительные услуги могут принести доход оператору спутниковой связи и/или DTH-оператору?
– Являясь DTO-оператором и не работая с телезрителями напрямую, мы, тем не менее, внимательно следим за трендами смежного сегмента DTH. Сейчас рынок активно работает над предоставлением услуг ОТТ и мультиплатформенными решениями. На очереди – VR и IoT.

– Есть ли смысл DTH-оператору развивать направление спутникового Интернета? Востребован ли он у конечного абонента? Нуждается ли абонент в комплексной услуге?
– По нашим данным, определенная аудитория данной услуги в нашей стране существует. СМИ пишут, что государство снижает финансирование программы устранения цифрового неравенства в возможности доступа к сети Интернет, что на руку спутниковым провайдерам. Но чтобы делать выводы о перспективности услуги как таковой, необходимо точно знать емкость этого сегмента рынка.

– Перспективно ли для спутникового оператора развитие в сторону Интернета вещей?
– Телевидение – это высокотехнологичный рынок: когда один его участник предлагает инновационную услугу, остальные просто вынуждены также запустить какой-то ее аналог. IoT – это современный тренд, и отечественные операторы не останутся в стороне. Первыми, наверное, Интернет вещей как услугу предложат провайдеры, в линейке услуг которых есть мобильный Интернет. Остальные подтянутся – если, конечно, они не играют на опережение и не разрабатывают услугу IoT уже сейчас.

– Собственные ОТТ-сервисы DTH-операторов – это реальная экономическая перспектива или работа на имидж?
– Инновации в России давно уже перестали быть “вишенкой на торте”, это инструмент конкурентной борьбы и монетизации абонентской базы. Интернет стал широкодоступным, пользователи приучились потреблять контент при помощи сети. И ОТТ стал понятным и востребованным сервисом.

- Какие новые направления/ новые услуги планирует развивать ваша компания в 2017 году и бли жайшие 5 лет?
– В настоящее время мы работаем над несколькими инновационными проектами, но детали озвучить пока не готовы. Анонсировать некоторые наши начинания планируем на CSTB-2017.

Андрей
Труфанов
Руководитель отдела телеком-услуг ГК “Орион”

В ближайшие несколько лет произойдет полный переход телевидения к модели“TV Everywhere”

– Какие дополнительные услуги могут принести доход оператору спутниковой связи и/или DTH-оператору?
– Учитывая текущую экономическую ситуацию и ситуацию на рынке pay tv, одним из основных запросов наших клиентов является поиск эффективных решений для оптимизации расходов без потери качества. Исходя из их потребностей была разработана модель сотрудничества, при которой “Орион” является для клиента не просто исполнителем, который оказывает какую-либо услугу по запросу, а интегратором, предоставляющим комплексное решение, с учетом технической эффективности в каждом конкретном случае и оптимизации затрат.

Именно поэтому мы воспринимаем сегодняшнюю экономическую ситуацию как источник для развития новых направлений. Сегодня “Орион” является для них не просто исполнителем, который оказывает какую-либо услугу по запросу, а интегратором, предоставляющим комплексное решение, с учетом технической эффективности в каждом конкретном случае и оптимизации затрат.

– Какие новые направления/ новые услуги планирует развивать ваша компания в 2017 году и ближайшие 5 лет?
– Развитие такого направления, как “Комплекс услуг телевещателям” возможно с точки зрения совершенствования существующих сервисов и расширения круга дополнительных возможностей. Именно эти задачи мы ставим перед собой на ближайшую перспективу. Совершенствование качества предоставляемых услуг – непрерывный процесс, и мы совместно с клиентами и нашими подрядчиками постоянно работаем над этим, используя инновационные технические решения. Регулярный анализ мировых тенденций развития телекоммуникаций и телевизионного вещания и их применение в России позволяет увеличивать уровни доступности сигнала (SLA) в спутниковых сетях.

Использование помехоустойчивого кодирования (FEC) в наземных IP-каналах связи обеспечивает гарантированную и качественную передачу телевизионной картинки.

Широкие возможности услуги play-out, которую мы финально сформировали в 2015 году, позволяют управлять эфиром телеканала удаленно через Интернет из любой точки мира. При этом выпускаемый продукт соответствует самым высоким стандартам – студийное качество, возможность динамического оформления эфира, использования нескольких звуковых дорожек и т.д.

В то же время новая нелинейная модель потребления телевизионного контента “когда угодно, где угодно и что угодно” ведет к конвергенции телевидения и Интернета. Современные зрители хотят получать доступ к любимым телеканалам на любом устройстве в любой момент в любой точке земного шара. Это мотивирует как сами телеканалы, так и нас как оператора развивать такие сервисы, как видео по запросу (VoD), использование OTT, Smart TV, мультискрин. “Орион” уже начал работать в данном направлении, став первым российским спутниковым оператором, который запустил сервис мультискрин на базе облачной OTT-платформы. Благодаря этому зрители получили возможность смотреть “Телекарту” при помощи мобильных устройств в любом месте, где есть подключение к сети Интернет, а клиентам-телеканалам мы предлагаем новый канал распространения.

По нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет произойдет полный переход телевидения к новой модели – “TV Everywhere”, в которой и планируем развиваться как в предоставлении сервисов для своих абонентов, так и для наших клиентов в B2B-бизнесе.

 

Отвечают специалисты ГК “Альтегроскай”

– Перспективно ли для спутникового оператора развитие в сторону Интернета вещей?
– Безусловно, новое направление развития интернет-индустрии, связанное с Интернетом вещей, – тема, наиболее актуальная для производителей бытовой электроники. Конечно, для операторов спутниковой связи есть свои точки роста в новом сегменте, но, скорее, связанные с промышленным Интернетом вещей, который для компаний открывает новую эру, основанную на росте производительности и эффективности различных отраслей промышленности. Для операторов спутниковой связи развитие IoT приведет к лавинному росту нагрузки на каналы связи, связанному с увеличением трафика, которого ранее просто не было.

Касательно массового сегмента рынка спутниковых услуг пока невозможно предсказать, как поведет себя потребитель с выходом на рынок электроники новых устройств, требующих подключения к глобальной сети. Здесь многое зависит от самих производителей умной техники, от их позиционирования и инвестиций в продвижение.

– Какие новые направления/ новые услуги планирует развивать ваша компания в 2017 году и ближайшие 5 лет?
– Развитие в ближайшем периоде федеральный оператор спутниковой связи ГК “Альтегроскай” связывает с ростом трафика физических лиц в Ка-диапазоне, вызванным увеличением спроса на безлимитные тарифы и новые тарифные планы, конкурентные наземному Интернету. Для корпоративного сегмента компания продолжит инвестирование в развитие предоставления услуг мобильной спутниковой связи и морского VSAT.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2016
Посещений: 7369

Статьи по теме

  Автор

Сергей Плотников

Сергей Плотников

Директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ГП КС

Всего статей:  5

  Автор

Михаил Горячев

Михаил Горячев

Директор по контенту “Триколор ТВ”

Всего статей:  5

  Автор

Юлия Шахманова

Юлия Шахманова

Генеральный директор “Спутниковое телевидение” (STV)

Всего статей:  5

  Автор

 

Андрей Труфанов

Директор направления "Телерадиовещание" консультационного агентства "Телекомпас"

Всего статей:  2

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций