В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Если речь идет о построении станции "с нуля", то необходимо ориентироваться на то, какой предполагается создать тракт формирования программ. Тракт может быть полностью аналоговым, цифровым или смешанным, в зависимости от того, какие устройства и в каких комбинациях будут применены при построении тракта. Сразу хочется сказать, что не рекомендуется при проектировании использовать смешанные тракты формирования программ.
Следует определиться, что в данном случае мы понимаем под аналоговыми устройствами, а что – под цифровыми. Под аналоговыми устройствами понимаются такие, которые могут содержать в своем составе аналого-цифровые преобразователи, однако в любом случае сигнал на выходе будет представлен в аналоговом виде. В цифровых же устройствах сигнал на выходе остается в цифре.
Соответственно аналоговый тракт будет представлять собой набор компонентов с аналоговыми входами и выходами. Как правило, это вещательный сервер с подключенной к нему многоканальной звуковой картой, которая, в свою очередь, подключена к пульту, а пульт подключен к STL-линии (studio-to-transmitter line),
либо непосредственно к FM-процессору, либо к передатчику.
Полностью цифровой тракт содержит в своем составе все цифровые устройства, включая цифровой FM-воз-будитель с входами AES/EBU. Именно в этом случае при проектировании станции имеет смысл остановить свой выбор на цифровом пульте.
Если речь идет об обновлении имеющихся пультов и на станции использовались аналоговые микшерные консоли, то можно продолжать не переходить на цифровые пульты, а использовать аналоговые консоли и в дальнейшем. Так как замена во всем аналоговом тракте только пульта не имеет смысла без изменения всей инфраструктуры формирования сигнала, то это не даст никакого ощутимого выигрыша, а, наоборот, приведет к неоправданным расходам.
Попробуем провести небольшое сравнение различных микшерных пультов с точки зрения технологий и оценить их достоинства и недостатки.
К преимуществам аналоговых пультов следует отнести более "теплое" по сравнению с цифровыми пультами звучание, надежность и высокую ремонтопригодность. Практически любой аналоговый пульт может быть оперативно отремонтирован, так как найти компоненты для замены не представляется сверхсложной задачей и всегда можно держать ЗИП из используемых в нем операционных усилителей (как показывает практика, они выходят из строя чаще всего). Ремонт же цифрового пульта в первую очередь будет связан со сложной диагностикой неисправности, а также с необходимостью специальных диагностических приборов для ремонта цифровой техники. Без специальных знаний и навыков работы с данной техникой использование цифрового пульта может оказаться потенциально небезопасным.
Конечно же, аналоговые пульты далеко не идеальны. Из недостатков можно выделить меньшую гибкость при маршрутизации входных и выходных сигналов по сравнению с цифровыми пультами, более высокое соотношение "сигнал/шум" (хотя эта разница для слушателя будет совершенно незаметна). Реализация новой функции в аналоговом пульте может потребовать замены модулей.
У цифровых пультов есть свои существенные преимущества: исключительная гибкость настроек, сохранение всех настроек и мгновенное их восстановление при случайных изменениях, ничтожно малые уровни шумов.
Из недостатков следует отметить сложность настройки, многостраничные пользовательские меню. Концепция конструкции цифровых пультов не всегда модульная, что может не позволить проводить "горячую" замену микшерных линеек.
Говоря о цифровых устройствах, нельзя не упомянуть о сетевых виртуальных звуковых картах семейства Axia, которые появились на радиорынке сравнительно недавно. Это особый вид устройств, представляющих собой систему из аппаратно-программных средств, которая позволяет маршрутизировать цифровой поток несжатого аудио по Ethernet.
Звуковой поток через специальный драйвер, который эмулирует звуковую карту, идет из системы автоматизации эфира прямо на сетевой Ethernet-интер-фейс эфирного сервера. Далее по протоколу LiveWire – в компьютерную сеть и IP-узлы, или, как их еще называют, но-ды, которые при необходимости проводят обратное преобразование из IP в аналоговую форму или в AES/EBU для дальнейшего использования. Для операционной системы такой драйвер создает многоканальную звуковую карту, каналы которой могут быть назначены в вещательной программе так, как это необходимо. Данная технология дает уникальную возможность сделать эфирный сервер полностью независимым от звуковой карты. В таком варианте, например, отсоединение звуковой карты от сервера не представляет никакой сложности. Также это дает больше возможностей в выборе места для установки карты, потому что ограничение связано только с топологией СКС. Единственное, на что следует обратить внимание, это то, что каждый звуковой поток будет занимать определенную полосу в сети под трафик, генерируемый виртуальным драйвером. Если таких каналов будет много, то может возникнуть опасность перегрузки сети. Чтобы избежать этого, можно выделять в сети отдельный VLAN для передачи звуковых потоков.
Говоря о технологии, применяемой Axia, нельзя не сказать, что Axia производит также микшерные IP-пульты, работающие по этой же технологии. Такой микшерный пульт может быть интегрирован в единую систему маршрутизации звуковых программ по Ethernet, будучи подключен к сетевому коммутатору. Таким образом, нет необходимости закладывать при проектировании длинные "мультикоры" для подачи множества сигналов на традиционный микшерный пульт и от него. Из подобных систем нужно выделить семейство Axia IQ, как наиболее оптимальное по соотношению "цена/возможности".
При выборе любого пульта следует учитывать вероятность дальнейшего расширения станции, и если такое возможно, то лучше сразу рассмотреть варианты использования пультов с так называемой mainframe-консолью или модульно-блочной конструкцией, когда можно скомплектовать пульт в зависимости от конкретных потребностей станции, не переплачивая за неиспользуемые функции. Примером такого пульта может быть пульт Audio Arts R55e американского производителя Wheatstone. Данный пульт может изготовляться с mainframe-консолью различного размера, для разнообразных потребностей, с возможностью установки 8, 12, 18 микшерных линеек различного назначения.
При определении количества различных линеек пульта, из которых он будет собран, следует руководствоваться следующими входными данными: сколько одновременно необходимо микрофонов в студии (нужно не забыть при этом о приглашенных гостях студии, а не считать только количество ведущих), к полученному числу желательно прибавить еще одну резервную линейку. Далее необходимо определиться с числом основных каналов, которые будут задействованы при производстве программ. Это может быть как один-единственный канал, в котором будет "замешано" все,
начиная от собственно музыкальных фонограмм, джинглов, перебивок, рекламы, записанных программ до разделения эфира на несколько каналов: отдельно для музыкальных фонограмм, рекламы, "одежды" эфира и записанных программ. Следует сюда добавить еще одну линейку для резервирования. После определения и расчета числа необходимых основных каналов нужно определить количество телефонных линий, которые могут одновременно выводиться в эфир. Как правило, это две телефонные линии. Следовательно, нужны и две телефонные линейки для пульта. Далее следуют линейки, используемые для управления выходной коммутацией, модулем коммутации мониторных линий, модулей управления источниками контроля сигналов.
Просто необходимо, чтобы пульт имел две выходные программные "шины", например: PGM и CUE. Одна будет использоваться в качестве основной программной, другая шина может быть использована для выборочной выдачи программ в эфир, например для регионального вещания.
Не помешает наличие у пульта групп реле, связанных с каждой микшерной линейкой и управляемых посредством отдельных кнопок start/stop для каждой линейки или посредством функции fader start. Это позволит интегрировать возможности разных программных комплексов автоматизации, быть управляемыми посредством микшерных консолей через последовательный порт: данной кнопкой или просто поднятием фейдера на линейке можно стартовать воспроизведение в нужном канале. Также данные группы реле могут быть задействованы для использования в составе световой сигнализации, например напоминать о включенном микрофоне. Ваш покорный слуга еще на заре своей радийной карьеры в 1999 году был свидетелем, когда отсутствие подобной сигнализации о включении микрофонов привело к тому, что в эфир сетевой станции пошли слова, которые принято называть непечатными. Ведущий попросту не обратил внимания на то, что фейдер микрофона был поднят. После этого случая пульт был заменен, и в студии появилась световая сигнализация.
Отдельно следует сказать об индикаторах уровня сигналов на пульте, желательно, чтобы пульт был оснащен как VU-или RMS-измерителем уровня сигнала (время реакции 300 мс), так и пиковым индикатором. Это позволит адекватно оценивать уровень формируемого сигнала и не перегружать следующую за пультом аппаратуру, которая может быть чувствительна к перегрузкам. Особенно это важно для голоса. График показывает, какие именно уровни измеряют данные индикаторы (рис. 3).
Безусловно, консоль, которая имеет все вышеописанные функциональные возможности, не будет однозначным бюджетным решением. Если нужна гибкость, возможность перспективного расширения – то имеет смысл обратить внимание на следующее.
В случае необходимости применения бюджетного решения можно использовать нерасширяемые пульты с готовым набором самых необходимых функций. Типичным представителем этого вида является пульт D&R Airmate (рис. 4).
Это небольшой микшер, который предназначен для круглосуточной работы малых радиостанций. Микшер имеет восемь каналов, каждый из которых может быть использован как микрофонный. Отличительной особенностью является то, что линейки оборудованы фантомным питанием, что позволит подключать к нему конденсаторные микрофоны без использования микрофонных предусилителей.
Желательно не использовать пульты, которые содержат различные регулировки, например тембральные. Во-первых, это не задача эфирного микшерного пульта – вносить корректировки АЧХ-сигнала (это задача FM-процессоров), а во-вторых, наличие каких бы то ни было регулировок – это лишний повод их покрутить и настроить "под себя", потому что ведущему "так больше нравится, как он звучит". В итоге звук станции может быть уже "испорчен" с самого начала.
Очень хорошо, если пульт имеет симметричные выходы. Это позволит значительно снизить уровень помех, наводимых на сигнальные кабели.
Не следует забывать и о том, что практически всегда при строительстве студий есть риск образования так называемых "земляных петель". Неправильно выполненное заземление устройств, задействованных в тракте подготовки программ, образует замкнутый контур, который начинает работать как приемная антенна и появляется всем известный фон или гул. Поэтому сразу при разделке симметричных кабелей (это касается только симметричных кабелей) для избегания образования "земляных петель" нужно подключать экранирующую оплетку кабеля только с одной стороны, причем со стороны, где уровень сигнала будет меньше. Например, при подключении пульта к модему радиорелейной линии не следует при разделке кабеля соединять экранирующую оплетку на стороне входа в модем радиорелейной линии. Это позволит разорвать возможную "земляную петлю" и избежать проблем с поиском источника фона.
Хочется надеяться, что данная статья облегчит выбор очень важного элемента любой эфирной студии – микшерной консоли.
Опубликовано: -2011
Посещений: 22361
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций