Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Студийное оборудование для радиостанции

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Студийное оборудование для радиостанции

Студийное оборудование и технологии развиваются, этот процесс с полным правом можно назвать эволюцией. Есть здесь и день сотворения мира, попал в другое. Есть и другие вехи: от провода – к радиоволне, от радиоволны – в кабельные сети. С Земли – на спутник, со спутника – на Землю, в Интернет. Увидев в прошедшем закономерности, можно если не предсказать будущее, то хотя бы подготовиться к вероятным вариантам развития
Сергей Соколов
Генеральный директор "Дигитон Системс"

Радио не по Дарвину

Студийное оборудование приобретает новые свойства и возможности, а практика его эксплуатации отсеивает лишнее и закрывает тупиковые ветви развития. Остается то, что лучше подходит для решения текущих задач. Возникают новые продукты – эволюция продолжается путем естественного отбора, изредка разбавленного искусственным. По сравнению с живым миром, где о теории эволюции до сих пор ожесточенно спорят, то убирая Дарвина из школьных программ, то возвращая его обратно, в студийном мире все обстоит гораздо проще. Во-первых, не возникает и вопроса о причинах появления изменчивости, роль Творца в студии играет инженер,   который   неслучайным   образом вносит изменения в конструкцию и технологию. А дальше – как по писаному: побеждает сильнейший.

Начало ХХ века, начало радиовещания. Тракт радиостанции прост и логичен: микрофон – усилитель – модулятор передатчика – и в эфир. Конфигурация в целом отвечает потребностям прямого живого эфира. При наличии достаточного количества студий можно работать практически непрерывно: пока одна студия вещает, в другой идет подготовка. Видим мы и узкое место технологии: однократность. Повторить что-то практически невозможно. Кто первым поставил патефон перед микрофоном в студии? Додуматься было нетрудно и создавать ничего нового не потребовалось. В итоге технология приобрела новое качество и конкурентные преимущества. Поставить пластинки Ф. Шаляпина и В. Ленина существенно проще и удобнее, чем обеспечить личное присутствие, а эффект практически тот же. Прямая экономия.


По сравнению с живым исполнением грампластинка – это шаг вперед. Следующим этапом было использование магнитной записи, которая не только дала возможность вернуть прошлое, но и позволила кроить его по собственному усмотрению. В отличие от грампластинки магнитную ленту можно было резать и клеить. С появлением магнитной записи в студии технология вещания обрела привычные черты.

Место действия – Штаты, война уже закончена, победители празднуют. Трофей с названием AEG Model K-4 Magnetofon вполне закономерно попал в хорошую компанию:

– певец Бинг Кросби (Harry Lillis Bing Crosby, 1903–1977);
– гитарист Лес Пол (Les Paul, настоящее имя Lester William Polsfus, 1915–2009);
– инженер Александр Понятов (Alexander M. Poniatoff, 1892–1980).

Каждый в компании занимался своим делом, исключением стал только Бинг Кросби, который выступил еще и в роли инвестора. Результатом сотрудничества стала целая галерея инноваций. Нельзя не сказать о радиошоу Бин-га Кросби, которые пошли в 1947-м в эфир в записи, – Philco Radio Time. Заслуживает упоминания и магнитофон, разработку которого смело поддержал и оплатил Бинг Кросби: Ampex Model 200.

Строго говоря, записи выходили в эфир и раньше, хотя от многих технологий остались только названия, которые сегодня понятны даже не всем специалистам. Например, еще в 1931 году в России вышла в эфир первая радиопередача с использованием так называемой мокрой кинематографической технологии записи звука. Существовала даже студия "Радиофильм", которая занималась записью внестудийных программ. Появились и тоже тихо ушли со сцены механические рекордеры для оперативной записи, в которых в качестве носителя применялась толстая пленка. Осталось только название: "песни на костях". Любители музыки использовали для записи бывшие в употреблении рентгеновские снимки, чем и объясняется название.

Новые технологии сменяют одна другую

Естественный отбор сделал свое дело. В итоге и от магнитной записи в радиостудиях остались только воспоминания. Появились цифровые технологии, и под их давлением ушла из студии магнитная лента – таков результат эволюции. Сегодня соревноваться с "цифрой" едва ли имеет смысл. Но и сама цифра тоже неоднородна, здесь мы видим реализацию нескольких концепций.


Компьютер выступает в качестве устройства управления, плата с АЦП/ЦАП – как устройство преобразования сигналов и контроллер жестких дисков. Типичный образец – продукт AudioVAULT. Огромная плата, которая все делает сама, практически не загружая операционную систему. Минимальные требования к РС, высокая стабильность – это все, что требуется для спокойной работы. Недостатки, как и всегда, оказываются продолжением достоинств. Для экономии места на дисках используется уникальный алгоритм компрессии аудиоданных: воспроизводит эти фонограммы только родное "железо". В отечественной истории есть аналогичный факт – первые аппаратно-программные комплексы на базе PC-совместимых компьютеров. Родное "железо" сжимало звук в уникальный формат, и все это работало под управлением сложной программной оболочки. Если вспомнить о далеком 1993-м, когда это происходило, то станет понятно, в чем заключалась уникальность: пора стандартизации и унификации еще не пришла. Хотя в том же 1993 году Steve Church использовал технологию MPEG Layer 3 (MP3) в радиовещании, и потребовалось довольно много времени, чтобы общественность осознала и оценила правильность такого решения (Steve Church в 2010 году получает награду NAB Engineering Achievement за внедрение цифровых технологий в вещание).

В начале XXI века еще можно было встретить специализированные звуковые интерфейсы, обеспечивающие аппаратную обработку сигналов (декодирование), им на смену пришли так называемые ресурсонезависимые, то есть программные решения. Пик перехода пришелся на рубеж веков. Хотя сегодня можно еще найти в продаже такие приборы, как, например, интерфейс Digigram PCX422HR, ресурсы которого позволяют записывать, воспроизводить и микшировать PCM и MPEG Layers I & II. Еще в нем реализован 3-полосный эквалайзер и максимайзер, имеется возможность растяжения времени (timestretching) и сдвиг тональности (pitch-shifting). Возможно, программные реализации этих функций звучат хуже, чем аппаратные, но заметит ли разницу радиослушатель? И не проще ли поставить обычную звуковую карту в компьютер? Да, снижение цены и повышение надежности стандартных компьютеров открыло им дверь в мир профессионального аудио. И сейчас большая часть радиостанций, в том числе практически все успешные, работают с обычными компьютерами и звуковыми картами. Преимущества понятны: унификация снижает цену, и просто компьютер сегодня можно приобрести за 20 тысяч рублей, а он без проблем отработает свои три года. Если же и возникают неполадки, то покупается следующий, и комплекс снова в работе. Это дешевле одной специальной карты (рис. 1).

Производительность современного обычного компьютера вполне достаточна для решения задач, которые возникают в радийной студии. И можно было бы идти по пути постепенной замены, если бы не одно обстоятельство – бытовые (и профессиональные, кстати, тоже) компьютеры создаются в связке с программным обеспечением. Производители софта подталкивают нас к покупке нового "железа", а производители "железа" тоже заботятся об объеме сбыта. Приглядитесь внимательно еще раз к фотографии карты PCX422HR. Сколько сегодня выпускается материнских плат с нужным для нее слотом? И что вы будете делать завтра, если сам компьютер выйдет из строя? Даже если вы и найдете необходимую материнскую плату, где уверенность, что она поддерживает Windows XP, под которую разработан драйвер?

В итоге естественный отбор просто не успевает выполнить свои функции: оборудование сменяется следующим раньше, чем пользователи успевают осознать его возможности, достоинства и недостатки.

Движение по кругу

Производители "железа" и софта из всех сил подталкивают вас к покупкам все новых и новых игрушек. В азарте атаки на рынок выбрасываются совсем сырые, непроверенные продукты, и стирается грань между покупателем и бета-тестером. Возможно, школьников или студентов даже радует возможность приложить руки к вычесыванию багов. Борьба с недоделками в студии недопустима, но нам не оставляют других вариантов аппаратно-независимые решения на базе РС. Достаточно одного примера: чем закончился переход на Windows Vista? Сейчас под гром аплодисментов внедряется Windows 7, и опытом строительства коммунизма отечественных специалистов не удивишь. И всякий раз необходимо перенастраивать оборудование, переучивать персонал, и все это приходится делать в живом эфире.


Цикл завершился. Не пора ли прекратить эксперименты и снова обратить внимание на специализированные решения? Ведь интерес к РС был вызван не столько техническими достоинствами, сколько прежде всего низкой ценой и высокой доступностью, куда включается и дружественный интерфейс. Если будет предложен продукт сопоставимой стоимости и столь же дружественный, но не зависящий от конъюнктуры "большого рынка", то "маленький рынок" примет его с радостью.

Итак, что требуется в студии?

Если посмотреть с позиции поставщика оборудования и программного обеспечения, то надо бы поставить всего и побольше и только самое лучшее и дорогое, естественно. Позиция бизнесмена тоже проста и понятна: максимальной должна быть разница доходов и расходов. Бизнес готов платить, если вложенное вернется ему с прибылью. Если идти от функций, то в студии уместен следующий набор, проверенный временем:

– Микрофоны для ведущих.
Принцип преобразования энергии остается прежним, меняется лишь реализация. На помощь штативно-настоль-ным решениям идут миниатюрные гарнитуры с проводным подключением или с радиоканалом. Уже ничто не сковывает ведущего в эфире: от свободы движения всего один шаг к свободе мыслей и их выражения. Не всякому дано его совершить, но это не вопрос технического отдела радиостанции. Потенциал развития практически исчерпан (рис. 2, 3).

– Телефонный гибрид для звонков.
От проводного "Алле, барышня!" мы ушли довольно далеко. Современный гибрид – это целый технологический комплекс, позволяющий использовать ресурсы и обычной телефонной сети, и ISDN, и GSM, и VoIP. Улучшается качество связи, расширяются возможности: можно организовать в эфире целую телеконференцию с дюжиной присяжных. Техника позволяет, хватит ли творческой фантазии на заполнение технических возможностей – вопрос другой. Улучшать гибриды уже некуда (рис. 4, 5, 6).

– Устройство воспроизведения.
От хоровода вокруг магнитофонов мы ушли уже достаточно далеко, сегодня РС позволяет воспроизводить столько фонограмм, что даже трудно себе представить, куда их можно было бы направить: ведь в эфир идут всего два сигнала стереопары – левый и правый. А управление этим комплексом, похоже, заходит в тупик. Сейчас количество функций определяет стоимость продукта, и производитель ищет аргументы для его усложнения, а мир жаждет простоты. И обратите внимание: цифра или аналог на выходе – сегодня это не имеет решающего значения, а впереди все равно цифра. В этой группе оборудования возможностей для улучшения не видно.

– Технологическое обеспечение.
На любой вкус и цвет можно подобрать технологическое и вспомогательное оборудование: часы, информационное табло, мебель, акустические системы, бесперебойное питание. Со временем изменяются только детали: от дерева к композитным материалам, от ламп накаливания к светодиодам. Естественное движение прогресса.

– Консоль или пульт управления системой в целом.
От аналогового пульта, в который собирались все сигналы, мы идем к цифровой консоли, в которой сосредоточены только органы управления комплексом, все остальное спрятано подальше, не портит интерьер своим видом, и шума не создает. Типичный пример такого решения – AXIA (рис. 7). При желании можно найти на рынке и все промежуточные конфигурации. Кто-то предпочитает классические блочно-модульные пульты с аналоговой обработкой и аналоговым или цифровым управлением. С пониманием относятся работники радиостанций к моноблочным пультам, которые дешевле блочно-модульных. В этом секторе мы видим и аналоговые устройства, и цифровые (рис. 8, 9, 10).

 

Современная цифровая консоль объединяет в себе множество устройств и функций: маршрутизация и обработка сигналов, управление периферией от табло ON AIR до телефонных гибридов и автостартов. Но, даже если пульт позволяет управлять тремя десятками сигналов, это не означает, что все эти возможности надо использовать одновременно: сложнейшим миксом можно самоутверждаться в кругу других диджеев, но трудно удержать радиослушателей.


Дальше некуда?
Сегодня можно утверждать, что весь потенциал роста качества и возможностей студийного оборудования исчерпан. Единственный узел, не достигший совершенства, – это play out, то есть устройство воспроизведения звукового сигнала. И второе узкое место – компьютер с ОС. При такой скорости развития вещание не успеет адаптироваться к его изменчивому характеру.


Минули времена магнитофонов, но снова зреет вопрос перехода от универсальных решений на базе РС к специализированным, которым не страшны ни вирусы, ни гонка перевооружения, которая однажды заведет компьютерный мир в тупик, где его и встретит естественный отбор.


Опубликовано: -2010
Посещений: 43868

Статьи по теме

  Автор

Сергей Соколов

Сергей Соколов

Генеральный директор компании "Дигитон Системс"

Всего статей:  25

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций