Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не студия красит человека, а человек студию

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Не студия красит человека, а человек студию

Евгении Альтшуль
Руководитель отдела системной интеграции "Дигитон Системс"

Время во все вносит свои поправки. Изменилось и радиовещание. За последние 10-15 лет "магнитофонно-разговорное" радио советских времен уступило место "дискомузыкальному" постперестроечного периода. Неизменно осталось только одно - каждому формату всегда требуется своя техническая база. Теоретически для разных целей можно было бы использовать одно универсальное оборудование, но на практике этого не происходит. И дело даже не в его высокой стоимости. Парадокс заключается в другом: универсальное решение является обычно не одинаково хорошим, а одинаково плохим для всех случаев.

Времена меняются...

Если в разговорном радио за пультом сидит профессионал, то можно быть спокойным за эфир. Но когда за этот же пульт садится ди-джей, то возникают трудности. Изобилие кнопок и ручек деморализует его, и он совершает ошибки.

Что же делать? Напрашивается простой вывод: дай каждому по таланту его. "Заводному" ди-джею - коробку-автомат. С двумя кнопками "старт" и "стоп" трудно запутаться.

Если ставится другая задача, то и технические средства будут иными, предоставляющими широкие возможности маршрутизации сигналов и команд, наличие мест для редакторов и корреспондентов, телефонной станции и пр.

Такой "автобус" только кажется неповоротливым, но он с комфортом привезет вас к точке назначения, даже если и по более длинному маршруту.

Аналог или цифра

Соревнование между аналоговой и цифровой аппаратурой близится к завершению, нетрудно предсказать и результат. Но не стоит забегать далеко вперед, ведь студия оборудуется не на всю жизнь.

Если на радиостанции еще работают инженерные кадры "старого" поколения, то вполне разумным будет приобретение аналогового пульта с понятной им схемотехникой; такое оборудование проще в работе и ремонте. Но инженеру, получившему диплом в XXI веке, аналоговая аппаратура знакома скорее только теоретически. Поэтому есть большие сомнения, что он самостоятельно справится с обслуживанием и ремонтом аналогового пульта. Зато молодые специалисты, привыкшие к "общению" с компьютерными комплексами, не испытывают трепета перед цифровыми технологиями.

Поэтому нет принципиальной разницы, что именно внутри у оборудования: сотни маленьких операционных усилителей, десяток процессоров покрупнее или один Intel Core 2 Quad или Extreme.

Сегодня прослеживается тенденция "ухода" звука в цифру, неразрывно связанную с компьютерными технологиями. Внутри студийных аппаратов находятся знакомые нам по компьютерам материнские платы с обычными процессорами. Необходимое программное обеспечение загружается с твердотельного накопителя, и при возникновении потребности, современная техника позволяет без труда его обновить.

Надежность в эфире

Время также заставляет пересмотреть взгляды на роль и место студийного оборудования, теперь во главу угла ставится надежность, а не производительность.

Возможно, узкоспециализированное оборудование можно сделать более стабильным и устойчивым, но любой бутерброд может упасть. Если студия построена по принципу бутерброда, то одна ее "сторона" всегда окажется наверху, то есть в работоспособном состоянии.

Известно, что бутерброды бывают с разной начинкой. Вот и студия может быть разной, состоящей их разных уровней, дублирующих работу друг друга. Один уровень может быть цифровым (например, на базе Live Wire и AXIA) а другой - аналоговым с простейшим пультом, несложной маршрутизацией, но обеспечивающий вещание на время восстановления после падения основного цифрового комплекта.

Оригиналы и копии

При организации технических средств вещания часто встает вопрос: брать ли пример с других студий и комплексов? Демонстрируя свое хозяйство, технический директор будет отмечать его достоинства и вольно или невольно уводить внимание от недостатков. Это понятно: человек радуется тому, что имеет.

Много раз говорилось и писалось о важности этапа проектирования студийного комплекса. Конечно, проще купить не раздумывая, но что потом? Времена изменились. Поэтому строить надо с умом, и вынести проектирование в отдельный этап, выделив на него специальные денежные средства. Проект могут подготовить как системный интегратор или поставщик, так и любой грамотный специалист. Можно также отдать его на рецензию потенциальным исполнителям или даже их конкурентам. Тогда многие непредвиденные неприятности будут предотвращены еще на уровне "бумаги". Да, появляются дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся, а тщательно подготовленный проект позволит к тому же легко отчитаться о проделанной работе перед начальством или инвестором. Тогда и самому будет не стыдно за сделанное.

В заключение подведем итог. Не по моде или чьему-либо примеру надо строить вещательный комплекс, а сообразуясь с форматом станции, планами развития, квалификацией персонала и, естественно, бюджетом. И всегда помнить, что не студия красит человека, а человек студию.

Опубликовано: -2009
Посещений: 8839

Статьи по теме

  Автор

 

Евгений Альтшуль

Руководитель отдела системной интеграции "Дигитон Системс"

Всего статей:  1

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций