Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кто подумает обо всем

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кто подумает обо всем


Владимир Вологжанин

Коммерческий директор "Дигитон Системс"

Структура и состав вещательного комплекса за свою еще не слишком длинную историю принципиально не изменились. Антенно-фидерные устройства, мосты сложения, передатчики, линии доставки сигналов, студии - функции этих элементов комплекса по-прежнему те же, что и полвека назад. А вот отношения и требования во многом стали иными. Например, допустимые искажения сигнала в АМ-передатчике диапазонов ДВ, СВ или КВ оказываются совсем неприемлемыми при стереофоническом вещании.

Полвека назад все вещание в СССР работало на единого заказчика, сегодня создают программу одни, доставляют сигнал - другие, передатчик и мачта находятся во владении третьих лиц. На характер требований к оборудованию влияют еще и отношения между физическими и юридическими лицами.

Действительно, производится, продается и эксплуатируется "железо", но ведь создают, продают и покупают его - люди.

Итак, ключевыми узлами радиостанции являются: студия, оборудование для доставки, передатчик с антенно-фидерной системой.

Как достичь гармонии

Студия представляет собой комплекс, в котором функционируют и взаимодействуют: аппаратура, программное обеспечение, фонотека, человек и помещение. Свести обсуждение оборудования к обсуждению "железа" было бы ошибкой. Последнее стоит в цепочке взаимодействий. Оборудование должно дружить с программным обеспечением, а их симбиозу надлежит быть дружественным к человеку. И тому, кто радио делает, и тому, кто это радио слушает. Как достичь подобной гармонии? Не слишком и сложно.

Если подходить к вопросу широко, станет ясно: строить надо именно комплекс, с учетом не только его прямого назначения, но и взаимодействия. Вот только кому пригодится столь общая рекомендация? Тому, кто давно уже освоился в вещании, совет не требуется, а тем, кто еще только входит в профессию - бесполезен.

Имеет смысл перейти к частностям, правда, начать придется издалека. Микрофон или пульт - они такие, какие есть, и заниматься их переделкой под конкретные нужды - едва ли правильно. Напрашивается вывод: следует брать подходящее из уже имеющегося. Выбирать из готового, наилучшим образом приспособленного и удобного для реального вещания.

Чтобы нарисовать кошку, не надо быть котом

Где искать подобную технику? Начинать надо с разработчиков и руководителей. Старая мудрость гласит: "чтобы нарисовать кошку, не надо быть котом". Но сделать пульт, руководствуясь лишь умозрительными представлениями о приятности и полезности, - невозможно.

Хороший прибор говорит сам за себя, но у его производителя и разработчика всегда найдется еще несколько слов, если и не открывающих тайну, то позволяющих заглянуть в душу прибора, помочь ему выявить свой потенциал. Все это возможно лишь в том случае, если налажен личный контакт с производителем. Как продавец, скажу открыто: мы ищем именно персональных контактов с производителями и разработчиками. И находим. Все это помогает нам самим понять возможности оборудования, которое мы представляем на рынке, а мы, в свою очередь, доносим знания до конечного пользователя.

Можно долго обсуждать частные вопросы, свойства, параметры и функционал, рискуя утонуть в дискуссиях. Есть другой путь, гораздо более продуктивный: обратиться к поставщику, которому вы доверяете.

Естественно, важно и нужно учитывать и технические характеристики оборудования.

Итак, студия. Какими техническими возможностями должен обладать аппаратно-программный комплекс?

Ключевая по времени операция - воспроизведение фонограмм. Когда-то эту задачу решал магнитофон, потом - проигрыватель CD, сегодня - РС. Доступность и широкие возможности персонального компьютера обусловили широчайшее его использование в студиях.

О качестве кирпичей и прочности здания

"Хорошей радиостанции - хороший компьютер" - девиз прост и понятен. Но что означает "хороший"? Дискуссии на эту тему ведутся довольно бурные. Что же требуется: рекордная производительность или возможность "горячей" замены процессора и блока питания?

Когда создаешь первую в жизни студию, хочется все - и сразу. Постепенно приходит опыт и понимание, что модный ди-джей с "ирокезом" на голове, в косухе с клепками и шипами едва ли справится с "горячей" заменой процессора... а рядом, как правило, в такие моменты больше никого почему-то не оказывается. Максимум, на что стоит рассчитывать: двинет ведущий соседний фейдер на пульте, перейдет на резервную машину.

Аксиома - опытный проектант не только на качество кирпичей обращает внимание, но и на прочность всего здания. То есть недостаточно взять надежный компьютер, надо построить надежную студию. Сразу возникает вопрос взаимодействия "железа" и программного обеспечения: софт должен обеспечивать возможность резервирования.

Сегодня в основе студии -компьютерные технологии. В качестве источников программ мы используем компьютер. И студийный пульт Axia, разработанный под руководством Стива Черча, с которым нас связывают партнерские отношения, тоже представляет собой компьютер, адаптированный для применения в конкретных условиях.

Надо отметить, что Axia - не единственный производитель цифровых пультов на основе компьютера. Речь идет об общей тенденции, но есть еще и особенности реализации. Много лет проработавший ведущим на радио Стив Черч создал устройство, на котором удобно и приятно творить: предусмотрена обработка, например, микрофонных сигналов и еще несколько "мелочей", способных превратить бездушную груду металла в инструмент для работы. Но не надо переоценивать роль пульта: это лишь один из элементов комплекса, и не более того.

От универсальности - к специализации

Да, общая тенденция - использование РС. Достоинство персональных компьютеров - универсальность, она же является причиной недостатков: устройство умеет делать все - но не всегда, и не на отлично. Мы уже обратили ваше внимание на специализированные изделия, предназначенные для решения конкретных задач. Среди них -разработанный нами прибор DigiCore. Фактически это всего одна плата, на которой реализован мини-компьютер, с высокой производительностью решающий единственную задачу, в частности, проигрывание файлов или кодирование сигналов. Такой прибор максимально надежен, компактен, в отличие от стандартного компьютера не использует внешних плат, не требует охлаждения.

Отказ от универсальной, а потому сложной, ресурсоемкой "Висты", стабильность работы которой еще только предстоит проверить, и переход на специализированное оборудование - так может выглядеть один из сценариев развития студийного вещательного оборудования. Мы готовы. А пользователям было бы полезно осознать тот факт, что за три года успевает смениться поколение вычислительной техники. Отсюда вытекает срок службы: больше чем на 5 лет рассчитывать нецелесообразно, лучше закладывать в финансовый план обновление "железа" после трех лет эксплуатации. И программное обеспечение выбирать с пониманием того факта, что наилучший по сегодняшним меркам плейер завтра на новую машину новую систему может и не встать, а разработавший его "отличный парень" уже потеряет интерес к радио и уйдет в другой бизнес.

Не стоит экономить на микрофонах

Следующий элемент, который обязательно надо отметить - микрофон. Развитие в этом секторе оборудования спокойное и эволюционное. Если позволяет бюджет, то мы рекомендуем не экономить на микрофонах, а брать речевые, предназначенные именно для вещательных студий. Две модели таких микрофонов предлагает Neumann. Недешево, но специалист сразу поймет: деньги потрачены не зря. Универсальные всепогодные, приятные во всех отношениях модели микрофонов на поверку оказываются малопригодными: речь ведущего получается шепелявой и бубнящей. Мы можем подробно и аргументированно объяснить причины этих искажений, но давайте эти дискуссии вынесем за рамки рабочего дня.

Для обработки сигналов сегодня используют преимущественно цифровые технологии. Особых перемен в этом секторе не происходит, и ФМ-процессор можно покупать, осознавая, что и через три года, и через пять он будет обрабатывать сигнал столь же хорошо... если, естественно, не прекратится вещание.

При ровном и плавном развитии технологии и техники обработки сигналов ушедший 2007 год принес перемены: появились ФМ-процессоры в "бюджетном" секторе - "Omnia One" стоит около 100 тыс. рублей. Теперь большинство вещателей в состоянии позволить себе профессиональное решение вопроса обработки сигналов.

Видны изменения в технологиях доставки сигналов. Осенью 2007 года мы встречались с нашими партнерами, сотрудниками фирмы MAYAH, известного производителя каналообразующего оборудования. Партнеры нас порадовали информацией о значимых переменах в секторе Audio over IP.

Не уходят с рынка и проверенные временем решения на основе X.21/V.35/E.1. К производимым нашей компанией кодерам Digiline интерес до сих пор не ослабевает, и они успешно эксплуатируются практически в каждом городе.

Что предпочесть? К вопросу выбора оборудования для передачи сигналов тоже надо подходить системно. Если предъявляются жесткие требования к задержке сигнала в канале, то возможность использовать решения класса Audio over IP существенно ограничивается. Если же лимитирующим фактором является цена, то в большинстве случаев выигрывает Audio over IP.

В некоторых случаях можно построить VPN или использовать уже имеющуюся для передачи звука. В этом случае удается при низких затратах обеспечить доставку с минимальной задержкой.


Как избежать неприятных сюрпризов

Нельзя оставить без внимания и компрессию данных, к которой иногда приходится прибегать при организации доставки сигнала. И здесь открывается простор для разнообразных комбинаций. Тем не менее, чтобы принять правильное решение, необходимо учесть местные обстоятельства и частные требования. Бывает, приходится допускать потери качества от сильной компрессии при доставке, уменьшая искажения сигнала в других звеньях технологической цепочки. Принимать решение должен квалифицированный специалист, обладающий достаточной информацией о каждой конкретной ситуации.

Антенно-фидерные устройства и радиовещательные передатчики - сектор очень консервативный, в котором быстрые перемены не приветствуются.

Оборудование здесь дорогостоящее, служить оно должно долго и безотказно: вещание большинства радиостанций круглосуточное. Поэтому разработчики предпочитают использовать решения, проверенные временем. И мы предлагаем нашим клиентам радиопередатчики с хорошей "кредитной историей", от тех производителей, с которыми знакомы лично. Почему так?

Уместна параллель с обедом у знакомого хозяина ресторана, которому доверяешь, несложно и другие аргументы привести в защиту такой позиции. Можно, погнавшись за копеечной сегодняшней экономией, купить оборудование у поставщика, предложившего интересную цену за свой товар. Возможно, что сдача в эксплуатацию пройдет успешно. Не исключено, что и дальше это оборудование тоже будет работать, но превращать профессиональное вещание в увлекательную игру в рулетку - неправильно. А как узнать, на чем именно пытался выгадать разработчик?

Если экономили на КПД, то это выяснится сразу и других последствий за собой не повлечет. А если экономия достигнута за счет упрощения помехопо-давляющих фильтров? Ситуация с электромагнитной совместимостью усложняется день ото дня. И если однажды обнаружится, что уровень помех, создаваемый передатчиком, не отвечает требованиям, то сюрприз будет очень неприятным. К сожалению, у недобросовестного производителя есть шанс проскользнуть через сито сертификационных испытаний, а личное знакомство с производителем помогает увидеть многое... В том числе - историю развития и предприятия, и оборудования. Поняв прошлое, лучше начинаешь видеть будущее.

Тысячи мелочей

В завершение обзора хотелось бы отметить, что в секторе поставок вещательного оборудования наблюдаются перемены. От торговли приборами мы идем в сторону поставки решений. Не контейнер с оборудованием, а аппаратно-студийный комплекс, включающий в себя и эфирные студии, и репортерское оборудование, и производство программ, и отдел рекламы, и бухгалтерию - вот что требуется для успешной работы радиостанции.

Аналогичную ситуацию мы замечаем и в передающей части. Здесь ситуация усугубляется еще и формальными требованиями: комплекс должен строиться по утвержденному проекту. Системный интегратор, задумывающийся о своем месте на этом рынке, заранее позаботится и о формальностях: наше предприятие имеет лицензию и на проектирование.

Можно поставить самый надежный передатчик, купить великолепное оборудование доставки сигналов, по последнему слову техники оснастить студии. Получим ли мы в результате сложения этих составляющих хорошую радиостанцию? Едва ли. Набор самых лучших кирпичей -это еще не дом. Удобным и уютным его сделают тысячи мелочей: от кондиционирования воздуха до дежурных светильников в коридорах и продуманной системы резервирования и дублирования. Кто-то же должен подумать обо всем?

Мы - готовы. Надеюсь, что не разочаруем вас.

Опубликовано: -2008
Посещений: 10009

Статьи по теме

  Автор

 

Владимир Вологжанин

Коммерческий директор ООО "Дигитон Системс"

Всего статей:  3

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций