Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ближе к микрофону!

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ближе к микрофону!


Алексей Грицишин
Технический директор, саунд-продюсер Love Radio

Как правильно выбрать микрофон для решения тех или иных задач? Автор статьи дает практические советы по такому выбору

Рынок микрофонов настолько огромен, что и представить себе трудно. Особенно поражает разброс стоимости этих устройств: от $50 до $30 000, а иногда и выше.

Выбирая оборудование, пользователи задают себе два главных вопроса: "Чем хорош именно этот микрофон?" и "Почему он такой дорогой?"

Условно объективные характеристики микрофонов прописаны в технических паспортах этих устройств, поэтому есть смысл остановиться на "субъективных характеристиках", а также отметить соотношение цена/качество.

Наиболее распространенной на рынке является продукция компаний Neumann, AKG, Shure, DP A, Rode, SPL и некоторых других.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, для чего будет использоваться микрофон и как часто он будет находиться в работе.

На радиостанциях с собственным вещанием эфирные микрофоны используются круглые сутки, а на станциях-ретрансляторах — как минимум один раз в час.

Однако и в том и в другом случае микрофоны вне зависимости от того, сколько времени в них говорят, будут работать круглосуточно.

Эфирные микрофоны

Служба производства тоже нуждается в микрофонах, правда, гораздо более дорогих. Это связано с тем, что последующие операции в звукопроизводстве, как правило, проводятся в более высоком качестве. К примеру, чтобы получить конечный материал в формате 44,1 кГц 16 бит, желательно иметь исходный материал как минимум в 24 бит. И, разумеется, лучше работать по возможности с удвоенной частотой дискретизации (то есть не 44,1 Гц, а 88,2 кГц). Впрочем, это лишь рекомендации.

Бюджет многих радиостанций довольно ограничен. Однако в любом случае нужно стараться использовать микрофоны для ведущих с довольно четко выраженным "верхом" и "верхней серединой". Это особенно важно, когда речь ведущего накладывается на музыкальный фрагмент, громкость которого не убавляется. Некоторые могут здесь заметить, что все ведущие говорят достаточно близко в микрофон и экспрессивно. Да, это так, однако при относительно дешевом вспомогательном оборудовании голос ведущего в эфире, скорее всего, будет тусклым и мутным. А излишне близкое расположение голосового аппарата к мембране может вызывать искажения. Последнее утверждение справедливо для большинства дешевых микрофонов.

Обязательно нужно помнить и о том, что микрофон и компрессор — это неотделимые друг от друга вещи. Можно купить дорогой микрофон и дешевый компрессор или наоборот, но это приведет к необратимому ухудшению качества голоса в эфире. Поэтому будет лучше, если цена микрофона будет примерно равна цене компрессора (включая предусилитель). Микрофон и компрессор (в связке) лучше всего подбирать на слух без лишних рекомендаций. Окраска звука, по ощущениям, должна быть прежде всего теплой и ровной во всем голосовом диапазоне. Середина диапазона (1000-2500 Гц) должна звучать четко и без искажений.

Микрофоны с более широкой диаграммой направленности и большей мембраной предпочтительнее использовать в помещениях, где произведена акустическая обработка. Узконаправленный микрофон не гарантирует беспроблемной работы в акустически необработанном помещении, однако можно подобрать такое место для микрофона, в котором отражения от стен и других поверхностей будут минимальными.

Еще один очень немаловажный фактор, который непременно нужно учитывать при выборе микрофона, — это ветразащита. Только при ее наличии можно быть уверенным в том, что микрофон прослужит долго. Если же такая защита отсутствует, нужно использовать внешний уловитель плевков. Но даже при этом условии не каждый микрофон можно использовать для работы в эфире.

Приобретать для ведущих микрофоны наивысшей ценовой категории не имеет смысла. Во-первых, для того чтобы добиться более качественного звучания, необходимы гораздо большие вложения, что не всегда бывает оправданно, а во-вторых, защиту мембран микрофонов практически невозможно обеспечить стандартными методами, что сокращает срок службы мембраны до 6-12 месяцев. В-третьих, приобретение дорогого микрофона влечет за собой покупку более дорогого вспомогательного оборудования. И учтите, что любое прикосновение к микрофону также сокращает срок его службы.

Что же касается дешевых микрофонов, то здесь нужно быть осторожными. Как правило, они годятся лишь для записи интервью на улице начинающими журналистами недавно открывшихся станций. Радиостанция с именем не должна даже думать об оборудовании такого класса.

Микрофоны для аудиопроизводства

Как упоминалось выше, для аудио-производства требуется более качественное оборудование, чем для прямого эфира. Например, при создании рекламного ролика исходный материал проходит многоуровневую обработку, что непременно сказывается на качестве итогового продукта.

И если исходные материалы в формате 22 кГц 8 бит, то качество на выходе будет еще более худшим, уж никак не соответствующим качеству формата 44 кГц 16 бит. Впрочем, эти рассуждения не относятся к интервью, записанным на улице. Здесь следует отметить, что профессиональный комплект журналиста для записи интервью порой стоит куда больше, чем оборудование рабочего места звукорежиссера.

Как правило, для аудиопроизводства используют микрофоны с большой мембраной. Вместе с тем желательна большая чувствительность этого устройства: чем она выше, тем дальше от микрофона может находиться говорящий (но на расстоянии не больше, чем 30 см, — в зависимости от поставленных задач). Кроме того, большая мембрана, по опыту, обеспечивает лучшую передачу артикуляции в него говорящего.

Широкая диаграмма направленности дает возможность записывать беседу нескольких человек (более двух) и при этом отклоняться в небольших пределах от мембраны микрофона.

Существуют и микрофоны с переключаемой диаграммой направленности, но, как правило, это весьма дорогостоящие устройства.

И, разумеется, окраска звука может быть совершенно разной в зависимости от применяемого предусилителя. Ценовая категория предусилителя и микрофона (так же, как и в случае с эфирными микрофонами) должна быть примерно одинаковой. В случае использования дорогостоящих моделей микрофонов пре-дусилитель с компрессором могут стоить не дороже $4000 каждый.

Если же аудиопроизводство радиостанции нацелено на серьезную работу с солидными клиентами, то стоит подумать о приобретении нескольких высококачественных микрофонов. Но здесь стоит отметить тот факт, что некоторые дорогостоящие модели могут не подойти конкретному человеку - предпочтительными для него окажутся более дешевые модели. Это обусловлено природными особенностями голоса и физическими особенностями микрофонных мембран. Данное утверждение не свидетельствует о том, что дешевые микрофоны лучше дорогих. У более дешевых микрофонов еще больше проблем, просто не все голоса одинаковы. Впрочем, нужно обращать внимание и на то, какую область применения устройства рекомендует его производитель. К примеру, выпускаются микрофоны для записи голоса, щипковых, молоточковых, духовых и других музыкальных инструментов, и все они великолепно используются как по своему прямому назначению, так и для записи других источников звука.

В любом случае, прежде чем выбрать микрофон, необходимо тысячу раз подумать и столько же раз его "послушать".

Таким образом, на вопросы, обозначенные в начале статьи ("Чем хорош именно этот микрофон?" и "Почему он такой дорогой?") можно коротко ответить так: потому что он выполняет все задачи, которые от него требуются. И — добавлю в скобках — дешевых микрофонов не бывает.

Опубликовано: -2005
Посещений: 13330

  Автор

Алексей Грицишин

Алексей Грицишин

Технический директор Love Radio

Всего статей:  3

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций