В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Алексей Сакирко
Главный инженер радиостанций "Наше радио", Ultra, Best FM
Действительно жить — это значит жить,
располагая правильной информацией.
Норберт Винер
Акустические системы — завершающий и важнейший компонент любой аудиосистемы, превращающий электрический сигнал в звук. От того, насколько корректно происходит это преобразование, во многом зависит общее впечатление от прослушивания. Причем для профессионала важны именно точность и нейтральность звуковой картины. Это как у Тургенева: "О, друг мой Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво". Говори правильно!
Такая авторитетная международная организация, как Общество инженеров звукотехники (Audio Engineering Society — AES) при разработке стандартов по субъективной оценке качества аудиокомпонентов описывает ощущения, которые испытывают эксперты при прослушивании различных аудиоустройств: от микрофонов до студийных мониторов. Известно более двухсот терминов для описания тембра звучания. Среди них наряду с такими понятными, как distant (отчетливый) или tender (нежный), существуют (и стандартизованы!) загадочные frosty (морозный), biting (кусачий), savage (дикий) или watery (водянистый), а также мой любимый термин — nondescript (неописуемый). Хотя звукорежиссеру, безусловно, более всего интересен vital (жизненный).
Нужно заметить, что в зарубежных (да и в некоторых отечественных) специализированных изданиях публикуются не только заказанные производителем или торговой фирмой рекламные статьи, но и информация о новинках, результаты экспертных прослушиваний оборудования, мнения и комментарии специалистов. Эксперты-слушатели исходя из субъективных впечатлений оценивают соискателей премии по следующим общепризнанным параметрам качества звучания:
Не углубляясь в детали стандартов и норм, уточню, что "индекс разборчивости быстрой речи" (RASTI) может принимать значения от 0 до 1.00, где 0 означает полное отсутствие разборчивости, а 1.00 — полную разборчивость.
Насколько же точным и правдивым должен быть инструмент, чтобы не только не ухудшить конечный результат, но и не улучшить его!..
Секрет всеобщего обожания
С другой стороны, акустические мониторы были и остаются самыми консервативными элементами студийного оснащения, несмотря на многочисленные попытки нетрадиционного генерирования акустических колебаний, вплоть до плазменно-ионизационного разряда. Плазмотроны отлично вырабатывают озон, а со студийной работой пока лучше справляются динамические громкоговорители, устройство которых по существу не менялось с 20-х гг. прошлого столетия. Катушка из нескольких десятков витков тонкого провода, помещенная внутрь магнитной системы, при подведении переменного электрического напряжения звуковой частоты за счет возникающего вокруг нее магнитного поля заставляет двигаться присоединенный к ней легкий картонный или синтетический (а иногда и металлический) диффузор, который как раз и создает звук. "Ящик", как можно догадаться, тоже не дань эстетике, хотя, несомненно, и нагрузку такого характера ему приходится нести. Расчет и изготовление корпусов для акустических систем, несмотря на довольно солидную научную базу, огромный накопленный опыт и кажущуюся простоту, до сих пор считаются искусством, близким к шаманству.
За примером далеко ходить не надо. Культовые мониторы всех времен и народов, любимцы мэтров мастеринга и пионеров, только-только делающих свои первые шаги в звукорежиссуре, Yamaha NS-10M (которые, к слову, разрабатывались как недорогие бытовые колонки для размещения на книжных полках) до сих пор занимают свое почетное место в самых авторитетных студиях мира. И это несмотря на то, что при общей незамысловатости конструкции в процессе проектирования были допущены серьезные промахи в расчетах (для тех, кто в теме: добротность системы, например, очень далека от рекомендованных 0,707). Кроме невнятного "низа" в первые годы выпуска мониторы имели и существенные искажения в области высоких частот. Проблема решалась по-своему красиво: высокочастотный динамик покрывали несколькими слоями туалетной бумаги, причем варьируя количество слоев и артикул замечательного средства гигиены, можно было достичь практически идеального согласования с акустикой помещения!
Эксперименты с туалетной бумагой закончились, когда в названии мониторов появилась буква "М".
В чем же тогда секрет всеобщего обожания? Все очень просто: недостатки колонок идеально совпали с недостатками акустики типичного рабочего места звукорежиссера. А минус на минус, как известно, дает плюс...
История восхождения и прекращения (слово "закат" здесь не совсем подходит) производства мониторов с белыми динамиками, диффузоры которых сплетены из микроволокон (а не из бумаги, как думают многие!), изготовленных из сорокаметровых стволов канадской пихты, весьма любопытна. Невзрачные колонки так и пылились бы на полках магазинов, если бы одному ну очень известному аранжировщику не понадобилось проверить, как его произведения звучат на бытовой аппаратуре. Он зашел в ближайший супермаркет и купил первые попавшиеся "ящики". Дальше сработал авторитет музыканта, и NS-10 начали свое победное шествие по большим и малым студиям звукозаписи и мастеринга... Вот такая история. А может, всего лишь красивая легенда.
В начале 2001 г. компания Yamaha объявила о прекращении производства своих "бестселлеров". В качестве официальной причины называлось прекращение поставок материала, из которого изготавливались диффузоры для низкочастотных динамиков (те самые, белого цвета). "Граждане, у нас кончилась бумага!" Думаете, в этом настоящая причина? Мне кажется, что просто в очередной раз сработал один из законов Мэрфи: "если товар хорош, его перестают выпускать". Так и случилось с легендарными мониторами Yamaha NS-10M. Справедливости ради нужно заметить, что до этого подобная судьба постигла не менее легендарные 5С Sound Cube от Auratone, которые по своим частотным и динамическим характеристикам удивительно напоминали NS-ки... Отец кибернетики и основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер как-то заметил, что лучшей материальной моделью кошки является другая (а желательно та же самая) кошка. Правда, сказано это было совсем по другому поводу...
На современной FM-станции
Какая же акустика должна трудиться на современной FM-радиостанции?
Вначале — цитата.
"И помни: если у тебя в качестве мониторов стоит фуфло, вся твоя работа пойдет псу под хвост!" — так, без лишних сантиментов, выдает свой рецепт один из рэперских сайтов на страничке, посвященной выбору оборудования для звукозаписывающей студии. Я не буду столь категоричным, как коллеги, однако должен заметить, что большинство специалистов все же рекомендуют не экономить на акустике и выделить на приобретение мониторной системы от четверти до трети бюджета, запланированного на приобретение студийного оборудования в целом.
Насколько это актуально для радио?
Для начала стоит определиться с тем, где планируется применять те или иные мониторы. Возможные варианты перечислены ниже в порядке возрастания качества.
Студия подготовки новостей
Здесь можно ограничиться недорогими, пусть даже миниатюрными, но профессиональными активными мониторами. Настоятельно не рекомендую использовать компьютерные колонки — отдайте их хакерам и геймерам! При монтаже новостного блока может "вылезти", например, существенный брак в репор-тажном материале — такое случается довольно часто, ведь репортер почти всегда работает в условиях цейтнота и проверять записанный материал у него порой нет возможности. Если вместо нормальной акустики в студии стоят дешевые поделки, то, что не заметили вы, заметит ваш радиослушатель.
Еще одна типичная ошибка, которую порой допускают в выпусках новостей многих радиостанций, — это неправильно установленный уровень "подложки" — музыкального или шумового сопровождения, на фоне которого идет речь диктора. Хорошая мониторная система с линейной частотной характеристикой и безупречной динамикой значительно упростит поиск правильного баланса.
Эфирная студия
Одно из главных требований к эфирным мониторам — это надежность, ведь им приходится трудиться двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю! Я считаю, что очень ошибаются те, кто укомплектовывают эфирные студии бытовой акустикой, пусть даже и по-своему качественной. Во-первых, бытовая техника не обеспечит необходимой надежности, а во-вторых, контрольные мониторы в эфирной студии — это последняя инстанция проверки качества программы, перед тем как ее услышат миллионы (ну пусть даже только сотни!) слушателей в числе которых, возможно, будут и те, кто запросто может отнять лицензию на вещание...
Есть еще одна причина, по которой в эфирной студии рекомендуется использовать мощную и качественную акустику. Позволю себе небольшое лирическое отступление.
К моему глубокому сожалению, сейчас практически все радиостанции перешли на автоматическое или полуавтоматическое вещание с использованием как вещательных программ от известных мировых брендов или отечественных производителей, так и "вещалок", написанных "на коленке". Выиграл ли от этого слушатель или проиграл? Вопрос сложный. Можно долго говорить о преимуществах пленочной фотографии или винилового звука, вспоминать вкус парного молока или рассуждать о полезности верховой езды: мы живем уже в XXI веке и новое время устанавливает свои реалии. В прошлом веке, к сожалению, осталось и не всем понятное искусство микса на радио, искусство создания особого музыкального драйва, которым владели многие ди-джеи. Но без хорошего и правильного звука в студии — а значит, и без хороших мониторов, нельзя получить нужную музыкальную энергетику и соответственную вовлеченность в процесс работников эфира. Я считаю это одной из причин того, что радиостанции, вещающие формально в разных форматах, так похожи друг на друга. Но это уже тема для отдельной дискуссии.
Монтажная студия Студия производства программ, продакшн-студия — можно по-разному называть помещение, где происходит запись программ различного уровня сложности и производство рекламных роликов.
Классическая студия должна иметь в арсенале трехступенчатый мониторинг: соответственно этому здесь должны быть мониторы ближней, средней и дальней зоны.
Небольшие мониторы ближнего поля на радиостанции позволят сэкономить бюджет дважды: первый раз собственно своей дешевизной, а второй раз тем, что "простят" огрехи акустической обработки помещения, которая тоже стоит немалых денег. Дело в том, что плотность звуковой энергии от динамиков на определенном расстоянии будет много выше энергии отраженного от стен звука, и мониторы будут работать непосредственно "на голову" (а точнее, "на уши") слушателя без влияния акустики помещения. По существу этот тип акустики предназначен для установки общего баланса фонограммы и имитирует звучание бытовых колонок полочного типа.
Реальную картину могут создать только большие мониторы среднего и дальнего поля. Их задача — дать представление о звуке в средних и больших концертных залах с настоящей концертной аппаратурой. Именно они дают возможность услышать все детали фонограммы и понять, "что же мы тут записали".
Сразу скажу, что такой многоступенчатой системы на радио не встречал ни разу, да и ни к чему это. Хотя, когда речь заходит о концертах в прямом (или не прямом) эфире, то наличие хотя бы двухступенчатой мониторинговой системы становится необходимым условием качественной работы. И еще: обязательно нужно иметь под рукой агрегат класса "бум-бокс" с переключателем моно/стерео для того, чтобы поставить себя на место среднестатистического радиослушателя. Выстроить хороший звук в студийных мониторах — только половина дела для радиостанции!
Активные или пассивные?
Как известно, активные мониторы — это акустические системы с интегрированным усилителем. Первые активные колонки стали появляться на рынке аудиопродукции в конце 1950-х гг. Однако несмотря на многие неоспоримые преимущества, они не получили широкого распространения в силу ряда объективных причин, среди которых недостаточно большая мощность, относительно высокая стоимость встроенных усилителей и кроссоверов и т.п.
Но благодаря развитию современных технологий, начиная с середины 1990-х гг. ситуация в корне изменилась, что позволило активной акустике "заявить о себе" в полный голос и добиться заслуженного коммерческого успеха. Ведь концепция активности -это прежде всего полная согласованность акустических систем с усилительной и кроссоверной секцией, являющаяся залогом точного соблюдения всех технических и акустических характеристик, заложенных в аппаратуре ее разработчиками. Более сложные системы имеют настройки для согласования с акустикой помещения и особенностями места установки, защиту от перегрузки и от постоянной составляющей. Нередко на каждую частотную полосу работает свой усилитель, что существенно снижает коэффициент интермодуляционных искажений.
Бывают активные студийные мониторы и с цифровыми входами, которые подразумевают наличие цифровых контроллеров, а следовательно, и настройку параметров монитора и управление его работой с помощью компьютера. То есть, имея соответствующее программное обеспечение, можно смоделировать акустику любого помещения или, например, звучание радиоточки в колхозе "Заветы Ильича".
В активе "активных" — близкое к идеалу согласование усилителя и динамиков, минимальная длина акустического кабеля и уже упомянутое наличие большого количества регулировок для согласования с особенностями акустического оформления студии (например, при монтировании колонок заподлицо в стену). Некоторые агрегаты оснащены так называемой электромеханической обратной связью, позволяющей значительно улучшить воспроизведение низкочастотной части диапазона за счет точного контроля движения диффузора специальными датчиками.
Есть ли преимущества у пассивных мониторов? Они легче. Они не нагреваются от мощных усилителей. В общем случае более надежны: если выходит из строя усилитель, остальная часть работает.
Есть еще один аргумент в пользу раздельной акустики. Считается, что, как правило, производитель делает хорошо что-нибудь одно: либо динамики, либо усилитель.
Но все перечисленные преимущества могут быть реализованы только в том случае, если будет грамотно подобрана пара "колонки - усилитель", безошибочно произведена коммутация и найдено хорошее место для установки всей системы.
Вредные советы
Неудачной установкой мониторов в студии можно свести на нет все усилия инженеров-акустиков, производителей техники, а заодно и музыкантов. Поэтому несколько слов о том, как можно "легким движением руки" все испортить.
А теперь перейдем к полезным советам.
Характер воспроизведения низких частот зависит от месторасположения источника сигнала. Если монитор установлен близко к стене, "низов" будет больше по сравнению с расположением колонки на стойке. Дело в том, что в низкочастотном диапазоне установленный на стойке звуковой излучатель имеет направленность, близкую к круговой. Однако, расположив монитор рядом со стеной, слушатель создает условия для перераспределения низкочастотной энергии и распространения низкочастотных волн только вперед. Теоретически разница звукового давления между этими двумя положениями составляет 6 дБ, на практике — около 4 дБ.
Основная проблема при воспроизведении низких частот в студии — стоячие волны, возникающие при отражении от параллельных поверхностей (стен и пола/потолка). Неравномерность АЧХ из-за них может достигать 20 дБ, а без специальных акустических ловушек или архитектурных изощрений избавиться от них практически невозможно. Но можно найти место в студии, где влияние стоячих волн минимально.
Что касается средних и высоких частот, то здесь основная проблема — это так называемые ранние отражения от стен, потолка, а иногда и пульта.
Чтобы на звук, идущий из динамиков, не влиял отраженный сигнал, рекомендуется заглушить (покрыть звукопоглощающим материалом) 5 точек в комнате, которые можно найти, если воспользоваться обыкновенным зеркалом.
С рабочего места звукорежиссера нужно наблюдать за отражением в зеркале, которое помощник проносит вдоль стен, и отмечать места, где в зеркале появляются мониторы. На задней стене будет два таких места: по одному на правой и левой стене и одно на потолке.
Положите зеркало на пульт. Если с рабочего места видны мониторы — значит, они расположены неудачно.
Если на радиостанции имеется несколько монтажных студий, идеальным решением было бы укомплектовать их идентичными мониторными системами — это облегчит работу звукорежиссеров при передаче звукового материала друг другу и позволит во многих случаях избежать ошибок тонального баланса. В некоторых студиях в качестве своеобразного эталона, по которому "сверяют часы", до сих пор используются NS-10M. Но так же, как и цилиндру из сплава платины и иридия, хранящемуся в парижском пригороде Севр (Sе'vres) под названием килограмм, этим "ветеранам невидимого фронта" давно уже есть достойная замена.
Эталон веса был введен еще в 1889 г. — и вот теперь ученые хотят от него отказаться в пользу одной из двух универсальных постоянных (числа Авогадро или постоянной Планка), которые несомненно обеспечат значительно более высокую точность измерений.
Смогут ли новые акустические мониторы служить в качестве эталона? Может быть, представленная в данном каталоге продукция поможет ответить на этот вопрос...
Опубликовано: -2005
Посещений: 16212
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций