Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Акустика. Искусство, близкое к шаманству

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Акустика. Искусство, близкое к шаманству


Алексей Сакирко
Главный инженер радиостанций "Наше радио", Ultra, Best FM

Действительно жить — это значит жить,
располагая правильной информацией.
Норберт Винер

Акустические системы — завершающий и важнейший компонент любой аудиосистемы, превращающий электрический сигнал в звук. От того, насколько корректно происходит это преобразование, во многом зависит общее впечатление от прослушивания. Причем для профессионала важны именно точность и нейтральность звуковой картины. Это как у Тургенева: "О, друг мой Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво". Говори правильно!

Такая авторитетная международная организация, как Общество инженеров звукотехники (Audio Engineering Society — AES) при разработке стандартов по субъективной оценке качества аудиокомпонентов описывает ощущения, которые испытывают эксперты при прослушивании различных аудиоустройств: от микрофонов до студийных мониторов. Известно более двухсот терминов для описания тембра звучания. Среди них наряду с такими понятными, как distant (отчетливый) или tender (нежный), существуют (и стандартизованы!) загадочные frosty (морозный), biting (кусачий), savage (дикий) или watery (водянистый), а также мой любимый термин — nondescript (неописуемый). Хотя звукорежиссеру, безусловно, более всего интересен vital (жизненный).

Нужно заметить, что в зарубежных (да и в некоторых отечественных) специализированных изданиях публикуются не только заказанные производителем или торговой фирмой рекламные статьи, но и информация о новинках, результаты экспертных прослушиваний оборудования, мнения и комментарии специалистов. Эксперты-слушатели исходя из субъективных впечатлений оценивают соискателей премии по следующим общепризнанным параметрам качества звучания:

  • равномерность громкости на разных частотах в зоне действия громкоговорителей;
  • разборчивость речи (индексы RASTI и ALCONS);
  • ясность музыкального сигнала (индексы С50 и С80);
  • правильность локализации кажущегося источника звука и неискаженность тембровой окраски.

Не углубляясь в детали стандартов и норм, уточню, что "индекс разборчивости быстрой речи" (RASTI) может принимать значения от 0 до 1.00, где 0 означает полное отсутствие разборчивости, а 1.00 — полную разборчивость.

Насколько же точным и правдивым должен быть инструмент, чтобы не только не ухудшить конечный результат, но и не улучшить его!..

Секрет всеобщего обожания

С другой стороны, акустические мониторы были и остаются самыми консервативными элементами студийного оснащения, несмотря на многочисленные попытки нетрадиционного генерирования акустических колебаний, вплоть до плазменно-ионизационного разряда. Плазмотроны отлично вырабатывают озон, а со студийной работой пока лучше справляются динамические громкоговорители, устройство которых по существу не менялось с 20-х гг. прошлого столетия. Катушка из нескольких десятков витков тонкого провода, помещенная внутрь магнитной системы, при подведении переменного электрического напряжения звуковой частоты за счет возникающего вокруг нее магнитного поля заставляет двигаться присоединенный к ней легкий картонный или синтетический (а иногда и металлический) диффузор, который как раз и создает звук. "Ящик", как можно догадаться, тоже не дань эстетике, хотя, несомненно, и нагрузку такого характера ему приходится нести. Расчет и изготовление корпусов для акустических систем, несмотря на довольно солидную научную базу, огромный накопленный опыт и кажущуюся простоту, до сих пор считаются искусством, близким к шаманству.

За примером далеко ходить не надо. Культовые мониторы всех времен и народов, любимцы мэтров мастеринга и пионеров, только-только делающих свои первые шаги в звукорежиссуре, Yamaha NS-10M (которые, к слову, разрабатывались как недорогие бытовые колонки для размещения на книжных полках) до сих пор занимают свое почетное место в самых авторитетных студиях мира. И это несмотря на то, что при общей незамысловатости конструкции в процессе проектирования были допущены серьезные промахи в расчетах (для тех, кто в теме: добротность системы, например, очень далека от рекомендованных 0,707). Кроме невнятного "низа" в первые годы выпуска мониторы имели и существенные искажения в области высоких частот. Проблема решалась по-своему красиво: высокочастотный динамик покрывали несколькими слоями туалетной бумаги, причем варьируя количество слоев и артикул замечательного средства гигиены, можно было достичь практически идеального согласования с акустикой помещения!

Эксперименты с туалетной бумагой закончились, когда в названии мониторов появилась буква "М".

В чем же тогда секрет всеобщего обожания? Все очень просто: недостатки колонок идеально совпали с недостатками акустики типичного рабочего места звукорежиссера. А минус на минус, как известно, дает плюс...

История восхождения и прекращения (слово "закат" здесь не совсем подходит) производства мониторов с белыми динамиками, диффузоры которых сплетены из микроволокон (а не из бумаги, как думают многие!), изготовленных из сорокаметровых стволов канадской пихты, весьма любопытна. Невзрачные колонки так и пылились бы на полках магазинов, если бы одному ну очень известному аранжировщику не понадобилось проверить, как его произведения звучат на бытовой аппаратуре. Он зашел в ближайший супермаркет и купил первые попавшиеся "ящики". Дальше сработал авторитет музыканта, и NS-10 начали свое победное шествие по большим и малым студиям звукозаписи и мастеринга... Вот такая история. А может, всего лишь красивая легенда.

В начале 2001 г. компания Yamaha объявила о прекращении производства своих "бестселлеров". В качестве официальной причины называлось прекращение поставок материала, из которого изготавливались диффузоры для низкочастотных динамиков (те самые, белого цвета). "Граждане, у нас кончилась бумага!" Думаете, в этом настоящая причина? Мне кажется, что просто в очередной раз сработал один из законов Мэрфи: "если товар хорош, его перестают выпускать". Так и случилось с легендарными мониторами Yamaha NS-10M. Справедливости ради нужно заметить, что до этого подобная судьба постигла не менее легендарные 5С Sound Cube от Auratone, которые по своим частотным и динамическим характеристикам удивительно напоминали NS-ки... Отец кибернетики и основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер как-то заметил, что лучшей материальной моделью кошки является другая (а желательно та же самая) кошка. Правда, сказано это было совсем по другому поводу...

На современной FM-станции

Какая же акустика должна трудиться на современной FM-радиостанции?

Вначале — цитата.

"И помни: если у тебя в качестве мониторов стоит фуфло, вся твоя работа пойдет псу под хвост!" — так, без лишних сантиментов, выдает свой рецепт один из рэперских сайтов на страничке, посвященной выбору оборудования для звукозаписывающей студии. Я не буду столь категоричным, как коллеги, однако должен заметить, что большинство специалистов все же рекомендуют не экономить на акустике и выделить на приобретение мониторной системы от четверти до трети бюджета, запланированного на приобретение студийного оборудования в целом.

Насколько это актуально для радио?

Для начала стоит определиться с тем, где планируется применять те или иные мониторы. Возможные варианты перечислены ниже в порядке возрастания качества.

Студия подготовки новостей
Здесь можно ограничиться недорогими, пусть даже миниатюрными, но профессиональными активными мониторами. Настоятельно не рекомендую использовать компьютерные колонки — отдайте их хакерам и геймерам! При монтаже новостного блока может "вылезти", например, существенный брак в репор-тажном материале — такое случается довольно часто, ведь репортер почти всегда работает в условиях цейтнота и проверять записанный материал у него порой нет возможности. Если вместо нормальной акустики в студии стоят дешевые поделки, то, что не заметили вы, заметит ваш радиослушатель.

Еще одна типичная ошибка, которую порой допускают в выпусках новостей многих радиостанций, — это неправильно установленный уровень "подложки" — музыкального или шумового сопровождения, на фоне которого идет речь диктора. Хорошая мониторная система с линейной частотной характеристикой и безупречной динамикой значительно упростит поиск правильного баланса.

Эфирная студия
Одно из главных требований к эфирным мониторам — это надежность, ведь им приходится трудиться двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю! Я считаю, что очень ошибаются те, кто укомплектовывают эфирные студии бытовой акустикой, пусть даже и по-своему качественной. Во-первых, бытовая техника не обеспечит необходимой надежности, а во-вторых, контрольные мониторы в эфирной студии — это последняя инстанция проверки качества программы, перед тем как ее услышат миллионы (ну пусть даже только сотни!) слушателей в числе которых, возможно, будут и те, кто запросто может отнять лицензию на вещание...

Есть еще одна причина, по которой в эфирной студии рекомендуется использовать мощную и качественную акустику. Позволю себе небольшое лирическое отступление.

К моему глубокому сожалению, сейчас практически все радиостанции перешли на автоматическое или полуавтоматическое вещание с использованием как вещательных программ от известных мировых брендов или отечественных производителей, так и "вещалок", написанных "на коленке". Выиграл ли от этого слушатель или проиграл? Вопрос сложный. Можно долго говорить о преимуществах пленочной фотографии или винилового звука, вспоминать вкус парного молока или рассуждать о полезности верховой езды: мы живем уже в XXI веке и новое время устанавливает свои реалии. В прошлом веке, к сожалению, осталось и не всем понятное искусство микса на радио, искусство создания особого музыкального драйва, которым владели многие ди-джеи. Но без хорошего и правильного звука в студии — а значит, и без хороших мониторов, нельзя получить нужную музыкальную энергетику и соответственную вовлеченность в процесс работников эфира. Я считаю это одной из причин того, что радиостанции, вещающие формально в разных форматах, так похожи друг на друга. Но это уже тема для отдельной дискуссии.

Монтажная студия Студия производства программ, продакшн-студия — можно по-разному называть помещение, где происходит запись программ различного уровня сложности и производство рекламных роликов.

Классическая студия должна иметь в арсенале трехступенчатый мониторинг: соответственно этому здесь должны быть мониторы ближней, средней и дальней зоны.

Небольшие мониторы ближнего поля на радиостанции позволят сэкономить бюджет дважды: первый раз собственно своей дешевизной, а второй раз тем, что "простят" огрехи акустической обработки помещения, которая тоже стоит немалых денег. Дело в том, что плотность звуковой энергии от динамиков на определенном расстоянии будет много выше энергии отраженного от стен звука, и мониторы будут работать непосредственно "на голову" (а точнее, "на уши") слушателя без влияния акустики помещения. По существу этот тип акустики предназначен для установки общего баланса фонограммы и имитирует звучание бытовых колонок полочного типа.

Реальную картину могут создать только большие мониторы среднего и дальнего поля. Их задача — дать представление о звуке в средних и больших концертных залах с настоящей концертной аппаратурой. Именно они дают возможность услышать все детали фонограммы и понять, "что же мы тут записали".

Сразу скажу, что такой многоступенчатой системы на радио не встречал ни разу, да и ни к чему это. Хотя, когда речь заходит о концертах в прямом (или не прямом) эфире, то наличие хотя бы двухступенчатой мониторинговой системы становится необходимым условием качественной работы. И еще: обязательно нужно иметь под рукой агрегат класса "бум-бокс" с переключателем моно/стерео для того, чтобы поставить себя на место среднестатистического радиослушателя. Выстроить хороший звук в студийных мониторах — только половина дела для радиостанции!

Активные или пассивные?

Как известно, активные мониторы — это акустические системы с интегрированным усилителем. Первые активные колонки стали появляться на рынке аудиопродукции в конце 1950-х гг. Однако несмотря на многие неоспоримые преимущества, они не получили широкого распространения в силу ряда объективных причин, среди которых недостаточно большая мощность, относительно высокая стоимость встроенных усилителей и кроссоверов и т.п.

Но благодаря развитию современных технологий, начиная с середины 1990-х гг. ситуация в корне изменилась, что позволило активной акустике "заявить о себе" в полный голос и добиться заслуженного коммерческого успеха. Ведь концепция активности -это прежде всего полная согласованность акустических систем с усилительной и кроссоверной секцией, являющаяся залогом точного соблюдения всех технических и акустических характеристик, заложенных в аппаратуре ее разработчиками. Более сложные системы имеют настройки для согласования с акустикой помещения и особенностями места установки, защиту от перегрузки и от постоянной составляющей. Нередко на каждую частотную полосу работает свой усилитель, что существенно снижает коэффициент интермодуляционных искажений.

Бывают активные студийные мониторы и с цифровыми входами, которые подразумевают наличие цифровых контроллеров, а следовательно, и настройку параметров монитора и управление его работой с помощью компьютера. То есть, имея соответствующее программное обеспечение, можно смоделировать акустику любого помещения или, например, звучание радиоточки в колхозе "Заветы Ильича".

В активе "активных" — близкое к идеалу согласование усилителя и динамиков, минимальная длина акустического кабеля и уже упомянутое наличие большого количества регулировок для согласования с особенностями акустического оформления студии (например, при монтировании колонок заподлицо в стену). Некоторые агрегаты оснащены так называемой электромеханической обратной связью, позволяющей значительно улучшить воспроизведение низкочастотной части диапазона за счет точного контроля движения диффузора специальными датчиками.

Есть ли преимущества у пассивных мониторов? Они легче. Они не нагреваются от мощных усилителей. В общем случае более надежны: если выходит из строя усилитель, остальная часть работает.

Есть еще один аргумент в пользу раздельной акустики. Считается, что, как правило, производитель делает хорошо что-нибудь одно: либо динамики, либо усилитель.

Но все перечисленные преимущества могут быть реализованы только в том случае, если будет грамотно подобрана пара "колонки - усилитель", безошибочно произведена коммутация и найдено хорошее место для установки всей системы.

Вредные советы

Неудачной установкой мониторов в студии можно свести на нет все усилия инженеров-акустиков, производителей техники, а заодно и музыкантов. Поэтому несколько слов о том, как можно "легким движением руки" все испортить.

  1. Поставьте колонки вплотную к стене. Лучше, если стена деревянная и вибрирует в такт музыке. Если есть фазоинвертор на задней стенке мониторов, не давайте ему работать в полную силу.
  2. Затащите в студию побольше шкафов и тумбочек желательно с фанерными стенками. Пусть они гудят. И никогда не выбрасывайте пустые бочонки из-под пива: у них много интересных резонансов!
  3. Поставьте контрольные мониторы себе под нос. Ведь если они будут удалены от головы на рекомендованные 50 см, то звуковая картина, для формирования которой нужно пространство, получится чересчур реалистичной.
  4. Если в студии есть окно с большой площадью остекления, направьте на него мониторы, ориентируясь на максимум дребезжания.
  5. А может, за вашей спиной есть стена? Тогда придвиньтесь к ней поближе, и в ваши уши попадет прямой и отраженный от стены звук. Поздравляю! Вам посчастливилось стать участником игры "Угадай мелодию".

А теперь перейдем к полезным советам.

Характер воспроизведения низких частот зависит от месторасположения источника сигнала. Если монитор установлен близко к стене, "низов" будет больше по сравнению с расположением колонки на стойке. Дело в том, что в низкочастотном диапазоне установленный на стойке звуковой излучатель имеет направленность, близкую к круговой. Однако, расположив монитор рядом со стеной, слушатель создает условия для перераспределения низкочастотной энергии и распространения низкочастотных волн только вперед. Теоретически разница звукового давления между этими двумя положениями составляет 6 дБ, на практике — около 4 дБ.

Основная проблема при воспроизведении низких частот в студии — стоячие волны, возникающие при отражении от параллельных поверхностей (стен и пола/потолка). Неравномерность АЧХ из-за них может достигать 20 дБ, а без специальных акустических ловушек или архитектурных изощрений избавиться от них практически невозможно. Но можно найти место в студии, где влияние стоячих волн минимально.

Что касается средних и высоких частот, то здесь основная проблема — это так называемые ранние отражения от стен, потолка, а иногда и пульта.

Чтобы на звук, идущий из динамиков, не влиял отраженный сигнал, рекомендуется заглушить (покрыть звукопоглощающим материалом) 5 точек в комнате, которые можно найти, если воспользоваться обыкновенным зеркалом.

С рабочего места звукорежиссера нужно наблюдать за отражением в зеркале, которое помощник проносит вдоль стен, и отмечать места, где в зеркале появляются мониторы. На задней стене будет два таких места: по одному на правой и левой стене и одно на потолке.

Положите зеркало на пульт. Если с рабочего места видны мониторы — значит, они расположены неудачно.

Если на радиостанции имеется несколько монтажных студий, идеальным решением было бы укомплектовать их идентичными мониторными системами — это облегчит работу звукорежиссеров при передаче звукового материала друг другу и позволит во многих случаях избежать ошибок тонального баланса. В некоторых студиях в качестве своеобразного эталона, по которому "сверяют часы", до сих пор используются NS-10M. Но так же, как и цилиндру из сплава платины и иридия, хранящемуся в парижском пригороде Севр (Sе'vres) под названием килограмм, этим "ветеранам невидимого фронта" давно уже есть достойная замена.

Эталон веса был введен еще в 1889 г. — и вот теперь ученые хотят от него отказаться в пользу одной из двух универсальных постоянных (числа Авогадро или постоянной Планка), которые несомненно обеспечат значительно более высокую точность измерений.

Смогут ли новые акустические мониторы служить в качестве эталона? Может быть, представленная в данном каталоге продукция поможет ответить на этот вопрос...

Опубликовано: -2005
Посещений: 16212

Статьи по теме

  Автор

Алексей Сакирко

Алексей Сакирко

Главный инженер радиостанций "Наше радио" и Best FM

Всего статей:  3

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций