В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Со 2 по 5 февраля 2009 года в Москве прошла 11-я Международная выставка и конференция CSTB'2009 - главное профессиональное медийное событие года, охватывающее все актуальные форматы и направления телевизионных и телекоммуникационных технологий: широкополосный доступ, платное цифровое телевидение — кабельное, спутниковое ТВ, IPTV, HDTV, мобильное ТВ; контент, спутниковую связь; операторские услуги мультисервисных сетей; беспроводные технологии и др.
Всего на площади свыше 18 000 кв метров собрались более 350 экспонентов из 25 стран мира, среди которых крупнейшие операторы платного телевидения, ведущие производители оборудования для сетей платного ТВ, дистрибьюторы, системные интеграторы, производители контента и контент-провайдеры.
Поддержку CSTB'2009 оказали Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ, Ассоциация кабельного телевидения России, Международная ассоциация производителей вещательного оборудования IABM, Международная конференция IBC, MPEG Industry Forum.
На церемонии открытия CSTB'2009 с приветственным словом к участникам и гостям выставки обратились заместитель министра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Станиславович Северов, президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Игоревич Припачкин, генеральный директор РТРС Алексей Весьмирович Малинин и генеральный директор компании "Мидэкспо" (организатора выставки) Ирина Недумова. Дмитрий Станиславович Северов отметил, что выставка представляет собой впечатляющую демонстрацию современных возможностей в области телерадиовещания. На этот непростой рынок сегодня вступает новый игрок - государство, чья задача -до 2015 года обеспечить все население страны пакетом цифровых общедоступных каналов.
Эта тема была продолжена в ходе круглого стола " Будущее телевидения в России. Внедрение цифровых технологий и развитие сетей кабельного и спутникового ТВ", который прошел в первый день работы выставки с участием представителей государственных ведомств, глав лидирующих компаний телекоммуникационной и телевизионной отраслей и представителей СМИ. В рамках дискуссии состоялось финальное общественное обсуждение вопросов и значения одобренной Правительственной комиссией 16 декабря 2008 года концепции Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы". Как резюмировали участники, основной вопрос цифровизации телевидения в России сегодня - это усовершенствование законодательной базы, которую нужно привести в соответствие с современным бизнесом. Новая нормативно-правовая база, производство интерактивного контента и индивидуальная работа с абонентами - вот будущее цифрового телевидения сегодня.
Набирающему темп процессу перехода сетей вещания на цифру была посвящена не только экспозиция выставки, но и секции ежегодной конференции.
Впервые в России именно на CSTB'2009 был реализован необычный проект. Компания "Мидэкспо" при информационной поддержке журнала "Теле-Спутник" решила продемонстрировать публике лучшие проекты кабельного, спутникового ТВ, IPTV и цифрового эфирного ТВ, успешно запущенные в коммерческую эксплуатацию за последние несколько лет в России и странах бывшего СССР. Посетители смогли ознакомиться со следующими готовыми проектами: компания "И.С.П.A.-CAT" построила систему мобильного цифрового эфирного вещания (DVB-H); оператор спутникового ТВ "Орион Экспресс" организовал вещание с 2 орбитальных позиций, покрыв всю территорию РФ и СНГ; компания "Контур Медиа" развернула цифровое телевидение DVB-C в масштабе Республики Башкортостан для ОАО "Уфанет", а также разработала антикризисное DVB-C-решение для ЗАО ТЦ "Лик", г. Тольятти. Генеральный директор "Национальной спутниковой компании" Вячеслав Мордачев подвел итоги развития "Триколор ТВ" за год. Он сообщил, что аудитория "Триколор ТВ" сейчас составляет более 3 млн абонентов, а также рассказал о планах компании на 2009 год.
Самой долгожданной премьерой CSTB'2009, вызвавшей широкий резонанс среди участников и посетителей, стали юридические мастер-классы для операторов платного ТВ, подготовленные компанией "Мидэкспо" при поддержке журнала "Кабельщик". Слушатели получили уникальную возможность бесплатно проконсультироваться у ведущих юристов отрасли: Марины Викторовны Дозорцевой, директора юридического департамента компании "Национальные кабельные сети", и Елены Викторовны Гультяевой, советника Ассоциации кабельного телевидения России, заместителя генерального директора по юридическим вопросам ЗАО "АКАДО-Столица". Жаркие споры развернулись во время разбора таких острых правовых вопросов, как оформление взаимоотношений между кабельными операторами и телекомпаниями по поводу распространения каналов в кабельных сетях, виды услуг связи для предоставления кабельными операторами вещателям и абонентам, авторское право и авторское вознаграждение, а также полномочия организаций по управлению правами на коллективной основе.
Беспрецедентной по составу участников стала секция "Беспроводные ТВ-технологии: реальные перспективы и возможности. Стратегия запуска мобильного ТВ в России. Мировой опыт" -в одном зале презентации делали главы крупнейших операторских компаний, вещающих в DVB-H- и Mobile WiMAX-стандартах, а также системные интеграторы и производители наиболее критичных компонентов операторских платформ (системы управления услугами, программинга и крипто-защиты контента).
Спикеры секции "Эволюция спутниковых сервисов: ТВ, Интернет, VSAT" отметили, что в спутниковых технологиях вещания и связи идет активный переход к ресурсосберегающим технологиям MPEG-4/DVB-S2. Перспективный путь развития сетей вещания - это широкое внедрение спутниковых интерактивных технологий (например, VSAT), позволяющих перейти к мультимедийным услугам и сервисам, предполагающим наличие обратного канала связи, что в том числе решает проблемы управления и мониторинга региональными сетями распределительного цифрового вещания. Подводя итоги, модератор секции заместитель генерального директора компании "ВИСАТ-ТЕЛ" Валентин Романович Анпилогов отметил: "Информация, представленная в докладах, со всей очевидностью показывает, что при разработке и при практической реализации программы перевода сетей распределительного эфирного вещания на цифровой формат к 2015 году необходим комплексный подход, предусматривающий использование различных спутниковых технологий".
Российское телевидение вступает в эпоху ТВ высокой четкости. В 2008 году сразу несколько крупнейших отечественных операторов запустили вещание в стандарте HDTV. Модератор секции "Новая эра цифрового вещания. HDTV", технический директор НТВ-Плюс Олег Олегович Колесников сделал обзор современного рынка платного телевидения и перспектив его развития в России и мире. Опыт иностранных коллег был рассмотрен на примере компании CSP, которая успешно осуществляет переход на цифровое эфирное ТВ в Италии, а также компании Neotion - одного из идеологов DTT в странах Евросоюза. Российский опыт внедрения HDTV в HFC-сетях был рассмотрен на примере сети "АКАДО Телеком". Сенсацией секции стало участие в ней крупнейшей компании Dolby Europe Licensing Limited, чье выступление было посвящено значению цифрового ТВ для звукового воспроизведения, а также горизонтам открывающихся возможностей. Доклад генерального директора ООО
"Цифровое телерадиовещание" Артема Владимировича Кудрявцева осветил мировые направления в развитии, возможности и ограничения цифрового ТВ нового поколения.
На секции "Мир широкополосных сетей: интерактивные сервисы, IPTV и Интернет-ТВ" было рассмотрено, какие интерактивные сервисы являются наиболее перспективными, с точки зрения операторов, как изменилась расстановка сил на рынке IP и чего следует ожидать в 2009 году. Спикеры поделились практическим опытом интеграции IPTV на российском рынке. Подходы к поиску и выбору среди неограниченного множества контента в сети, открытая архитектура системы персонализации телевидения, IPTV как средство маркетинговых исследований зрительских предпочтений - эти темы были также охвачены докладчиками.
Тема контента была затронута в рамках секции конференции " Контент в эпоху неограниченных возможностей", которая состояла из 2 частей.
Модератором первой части, посвященной телевизионному производству для Pay-TV и "новых медиа" в условиях финансового кризиса, стал Николай Орлов, главный редактор журнала "Теле-Спутник". Представители крупных российских компаний, производящих телевизионные каналы для систем платного телевидения,такие как "Ред-Медиа", "Первый ТВЧ", "АРТ-Медиа", поделились со слушателями секции своими соображениями о специфике производства телевизионной продукции специально под нужды платного ТВ. Все докладчики сошлись во мнении, что телевизионное производство для платного ТВ требует меньших бюджетов, чем производство для открытых федеральных ТВ-каналов. Кроме того, в условиях кризиса продакшн-студии этих компаний находят возможности снижать стоимость производства и проводят другие антикризисные мероприятия. Цель этих действий - обеспечить собственные каналы качественным контентом, специально отснятым в соответствии с нуждами зрителей этого канала, даже в условиях финансового кризиса.
С большим успехом прошла секция, посвященная трудностям переходного периода от аналогового к цифровому вещанию в КТВ, где модератором выступила Яна Вельская, главный редактор журнала "Кабельщик". Наибольшее оживление аудитории вызвал обширный доклад об истории непростых взаимоотношений телеканалов и кабельных компаний, а также развернувшаяся после него дискуссия, которая плавно перетекла в круглый стол "Контент для аналогового и цифрового телевидения и конфликт интересов программодателей и операторов". Как выяснилось в ходе дискуссии, помимо пиратства и недоотчетности кабельщиков отношения участников рынка осложняют и сами поставщики контента. Была обозначена серьезная проблема: невнимание телеканалов к недобросовестной конкуренции операторов. Михаил Силин (группа компаний АКАДО) в свою очередь рассказал о ситуации на московском рынке, где и без того непростые отношения операторов осложняются откровенным потаканием телеканалов компаниям-пиратам, что подрывает бизнес и репутацию добросовестных кабельных компаний.
За 4 насыщенных событиями дня гости CSTB'2009 получили возможность не только расширить свои знания по многим профессиональным вопросам на секциях конференции, но и в рамках стендовых экспозиций узнать все новости в области оборудования для доставки контента, получить подробную информацию о возможностях мультисер-висных технологий и строительстве мультисервисных широкополосных сетей, о ТВ по IP-протоколу, системах условного доступа, ознакомиться со спектром услуг крупнейших операторов и провайдеров, системных интеграторов, производителей контента и контент-провайдеров.
В этом году выставка стала еще разнообразней и ярче, что, безусловно, было отмечено гостями CSTB'2009. Специализированные мероприятия чередовались с промо-акциями, презентациями, конкурсами, которые придавали выставке особую атмосферу.
Переступившая в прошлом году 10-летний рубеж выставка и конференция CSTB вновь доказала свое право именоваться крупнейшей бизнес-площадкой для общения специалистов телекоммуникационной и телевизионной отраслей не только из России и стран СНГ, но и со всего мира!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 9946
В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций