Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проблемы частотно-лицензионного обеспечения сетей телерадиовещания в РФ

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Алексей Корнюшин
Эксперт

Проблемы частотно-лицензионного обеспечения сетей телерадиовещания в РФ

В настоящий момент в Российской Федерации довольно быстрыми темпами развивается сектор телерадиовещания, что позволяет охватывать сигналом эфирных передатчиков все новые и новые населенные пункты и расширять количество принимаемых программ. В итоге абоненты получают возможность выбора понравившейся телерадиопередачи из целого списка программ, телерадиокомпании зарабатывают деньги на размещении рекламы и других услуг, создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются доходы бюджета от сбора налогов. Словом, это во всех отношениях полезный для нашей страны процесс.

Только узкому кругу специалистов да самим вещателям известно, с какими сложностями приходится сталкиваться тому, кто задумал открыть в определенном городе телеканал или радиостанцию. Масштабы отечественной бюрократии пpocтo чудовищны, и они не становятся меньше год от года, скорее наоборот, растут, что создает всем массу проблем. Именно о проблемах телерадиовещателей пойдет речь в этой статье

Чтобы начать вещание

Для того чтобы начать эфирное вещание, заявителю необходимо:

  • разработать номинал частоты и получить в ФГУП "Главный радиочастотный центр" заключение экспертизы об электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами (ЭМС РЭС);
  • зарегистрировать и поить свидетельство o регистрации средства массовой информации (СМИ) в территориальном органе Росохранкультуры;
  • поить лицензию на эфирное вещание в Росохранкультуры (г. Москва);
  • поить лицензию на деятельность по связи в части эфирного вещания в Россвязьнадзоре (г. Москва);
  • поить разрешение на использование частот в Россвязи (г. Москва);
  • пройти все необходимые этапы согласования точки установки передатчика с ведомствами на местах (СЭС, Роспожнaдзор и т.п.) и получить от них положительные отзывы;
  • заказать разработку проекта в какой-либо проектной организации (имеющей лицензию на проектные работы) и согласовать данный проект в ФГУ "ЦНИЭС";
  • зарегистрировать в территориальном органе Россвязьнадзора начало строительства объекта связи, ввести объект связи в эксплуатацию и поить разрешение на эксплуатацию объекта связи.

Реально весь процесс получения разрешительных документов затягивается минимум на пару лет, но зачастую длится еще дольше.

Первоочередные шаги

Рассмотрим, например, начальный этап - решение вопроса о частоте. Естественно, чтобы вещать, необходимо иметь разрешенную к использованию частотy. Для этого любое российское юридическое или физическое лицо должно подать заявку в ФГУП "Главный радиочастотный центр" для разработки частоты и получения в итоге заключения экспертизы о ЭМС РЭС. Процесс этот включает в себя несколько этапов:

  • расчет ЭМС и подбор частоты;
  • согласование использования частоты с радиочастотными органами правительственного назначения;
  • международную координацию и регистрация частоты (при необходимости).

Прежде расчетами ЭМС для ФГУП "Главный радиочастотный центр" занималось ФГУП "НИИ Рaдио" по прямым договорам с заявителями, но более двух лет назад ФГУП "Главный радиочастотный центр" создало собственное

Управление расчетов ЭМС (УЭМС), чтобы самостоятельно выполнять работy по анализу ЭМС и подбору рабочих частот. Объяснялось это желанием упростить процесс разработки частот, создав для этого службу "одного окна" (когда заявитель ведет дела по разработке частоты не с несколькими организациями, а всего с одной). Идея, несомненно, благaя, но ее реализация прошла не совсем удачно. Поначалу нововведение вызывало лишь недовольство заявителей - сроки разработки частот сразу резко увеличились из-за физической неспособности УЭМС подбирать огромное количество каналов при более чем скромном штате инженеров-расчетчиков.

Однако спустя некоторое время все пришло в норму, и на сегодняшний момент работы по анализу ЭМС и подбору частот осуществляются достаточно оперативно. В этом, бесспорно, заслуга руководства ФГУП "Главный радио-частотный центр", своевременно увеличившего количество инженеров и взявшего на контроль сроки и качество выполнения расчетов. Тем не менее сразу возникла другая проблема - теперь уже экономисты Управления телевидения и радиовещания (УТРВ) физически не успевали оперативно готовить договора и счета, поступавшие в большом количестве, что опять-таки привело к длительным задержкам в разработке частот. Выход из сложившегося положения очевиден - расширять штат экономистов и инженеров УТРВ и УЭМС, упрощать процедуру внутреннего документооборота. В противном слyчае проблема будет расти как снежный ком и в итоге может привести к настоящему кризису в работе ФГУП "Главный радиочастотный центр" и резкому недовольству зaявителей.

Почему?

После того как заявитель оплатил работы по анализу ЭМС и подбору частоты, конкретный номинал частоты отправляется УТРВ на согласование с радиочастотными органами правительственного назначения. Данный процесс в соответствии с "Положением о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения o присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС в выделенных полосах радиочастот", утвержденным Решением ГКРЧ России от 9 августа 2004 г. № 04-01-06-1, не должен занимать более 75 дней. По истечении этого срока частота - при отсутствии ответа от военных - после одного письма с напоминанием из ФГУП "Главный радиочастотный центр" должна согласовываться "по умолчанию", однако на практике процесс ожидания длится намного дольше и согласование "по умолчанию" практически не производит. Почему? Ведь Решение ГКРЧ подписали все члены комиссии, в том числе и представители Россвязи, Минобороны и Спецсвязи России. Вопрос пока остается без ответа...

Кроме того, частоты эфирного рaдиовещания, назначаемые в полосе 104-108 МГц, неизменно отправляются согласующей войсковой частью 73808 на дополнительный расчет ЭМС в 30 ЦНИИ Минобороны России. Естественно, данные расчеты выполняются не бесплатно - их стоимость зависит от мощности передатчика, но в среднем составляет около 70 тыс. рублей за однy частотy, длятся расчеты около 2 меcяцев, а вот причина и необходимость их проведения до сих пор недостаточно ясна. Очень часто согласующие войсковые части (особенно региональные центры правительственной связи), перестраховываясь или не будучи полностью уверенными в нормальной совместной работе заявляемых гражданских РЭС co своими РЭС, выдают согласование с требованием проведения натурных испытаний. Это создает массу трудностей для заявителя (в части закупки передатчика и АФУ без уверенности в удачном результате эксперимента и в части приобретения разрешения на временное использование частот в Россвязи, срок получения которого составляет на практике не меньше 7-8 меcяцев). Таким об-разом, процесс согласования не только сильно удлиняет срок разработки частоты, но еще и заставляет заявителя нести дополнительные и, заметьте, незапланированные расходы. Решением хотя 6ы части проблем могло стать внедрение информатизации в процесс переписки ФГУП "Главный радиочастотный центр" и согласующих войсковых частей, но, видимо, до этого дойдет еще не скоро. А пока гражданские и военные"частотники" по старинке обмениваются в огромных количествах письмами, которые, кстати, часто теряются и не доходят до aдресата, что также затягивает процесс согласования.

Все не так просто

Допyстим, что этот этап пyти пройден и ФГУП "Глaвный радиочастотный центр" выдает заявителю долгожданное Заключение экспертизы (co сроком действия 1 год), при наличии которого заявитель вправе приступить ко второй части пoлучения разрешительных документов. Теперь он вправе оформлять лицензию на вещание в Росохранкультуры. Согласно нормативным документам процесс рассмотрения зaявительных документов здесь не должен занимать более 1 меcяца, однако вопреки всем законами приказам длитcя он около 3 месяцев и нередко закaнчиваетcя... отказом по различным формальным признакaм: неполный комплект документов, ошибки в составлении заявки и Т.И. С учетом сроков перecылки документов из Москвы в регионы Российской Федерации, этап полyчения лицензии

Росохранкультуры на эфирное вещание затягивается минимум на 4 месяца (а то и вдвое больше при первичном откaзе) и никак не способствует скорейшему получению заявителем столь нужной лицензин. Кроме тогo, еще до приобретения лицензии на вещание заявитель обязан зарегистрировать средство массовой информацин (СМИ), и хотя данный процеcc неcложен, он тоже занимает некоторое время. Решением проблемы могло 6ы стать более четкое соблюдение сроков рассмотрения заявок сотрудниками Росохранкультуры и, возможно, устранение мелких ошибок на этапе рассмотрения заявки, что требует взаимодействия сотрудников Росохранкультуры с заявителями (с помощью телефонной связи либо электронной почты).

Итак, спустя некоторое время долгожданнaя лицензия Росохранкультуры на эфирное вещание поена и начинаетcя следующий этап: получение лицензии Россвязьнадзора на эфирное вещание. Несмотря на одинаковое название, данный документ отличается от лицензии Росохранкультуры тем, что лицензируется уже не концепция вещания, а предоставление услуги связи. Согласно Федеральному закону "О связи", процесс рассмотрения заявки не должен превышать 75 дней, необходимый комплект документов и лицензионные сборы также достаточно четко прописаны в ст. 30 и ст. 32 этого закона.

Стоит отметить, что процесс прозрачен, сроки рассмотрения заявок выполняютcя четко (несмотря на очень скромный штат инженеров), решения о выдаче лицензий заявителям принимаютcя экспертным советом Россвязьнадзора два раза в меcяц, реестр лицензиатов публикуется и регулярно обновляетcя на сайте Мининформсвязи России. Как правило, отказы в выдаче лицензий возникают лишь у тех зaявителей, кто не слишком внимательно ознакомился с правилами оформления заявки на получение лицензии либо представил неполные или недостоверные данные. Тем не менее, несмотря на положительные аспекты в лицензионной работе Россвязьнадзора, возникают и некоторые сложности: например, очень многим заявителям не удается достать обобщенные Решения ГКРЧ 06 использовании полос частот для целей телерадиовещания, которые необходимо приклaдывать к зaявкам. Может быть, их стоило наконец опyбликовать на сайте

Мининформсвязи России, дабы заявители не наступали постоянно на одни и те же грабли? Также представляется уместным расширение штата Управления лицензионной работы для еще более четкой и отлаженной деятельности этого подразделения.

Подводя итог этого этапа, можно с уверенностью сказать, что Россвязьнадзор работает достаточно оперативно, прозрачно и деятельность его практически не вызывает нареканий.

Сложности продолжаются

Следующим этапом после лицензии Россвязьнадзора станет получение в

Россвязи разрешения на использование частот. В соответствии с уже упоминавшимcя "Положением о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения o присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС в выделенных полосах радиочастот", утвержденным Решением ГКРЧ России от 9 августа 2004 r. № 04-01-06-1, для этого необходимо подать стандартную заявку в Россвязь. Данный процесс бесплатный, он должен занимать не более 120 дней co дня регистрации заявки и в целом выглядит как обычная формальность. Однако на практике все не так просто: процесс выдачи разрешений на использование частот Россвязью зачастyю занимает не менее 7-8 месяцев вместо 120 дней (а то и намного больше), разрешения почему-то на руки не выдаются, а пересыпаютcя только почтой. Внезапно Россвязь стала отказывать заявителям при первичном обращении и требовать, вопреки вышеуказанному Решению ГКРЧ России, предоставления копий лицензий на деятельность по связи. На письма недовольных заявителей это ведомство практически не отвечает,отследить процесс рассмотрения заявки почти невозможно, внятных объяснений от информационной службы и руководства поить не удается и т.д.

Чтобы механизм не давал сбой

Фактически Россвязь провалило возложенную на нее функцию выдачи разрешений на использование частот и, что самое печальное, никак не стремится исправить ситyацию, а руководство Правительства РФ и Мининформсвязи старательно закрывают глаза на этот печальный факт - и это несмотря на многочисленные сигналы co стороны заявителей. Складывается парадоксальная ситyация: зaявитель c трудом прошел несколько ведомств, потратил время и деньги, получил лицензии Росохранкультyры и Россвязьнaдзора (кстати, с четко определенной в них датой начaла вещания) и на самом простейшем этапе вынужден сидеть и ждать. Ждать разрешения, которое должно выдаватьcя практически автоматически, бесплатно и в кратчайшие сроки. А ведь без этого документа зaявитель не может сделать проект, ввести объект связи в эксплуатацию и начать вещание, то есть начать зарабатывать деньги, платить налоги в бюджет, расширять количество принимаемых населением телерадиопрограмм, создавать новые рабочие места и т.п. Решением хотя 6ы части возникших проблем Россвязи может стать:

  • более пристальное внимание руководства Россвязи к соблюдению сроков;
  • налаживание автоматизации процесса подготовки и подписи разрешений на использование частот;
  • внедрение информатизации во всех подразделениях Россвязи;
  • переход к общепринятой практике выдачи по просьбе заявителя документов на руки;
  • внесение изменений в вышеуказанное решение ГКРЧ в части предоставления заявителями при обращении копий лицензий Россвязьнадзора (непонятно только, почему это не сделано до сих пор);
  • создание "горячей линии" по вопросу прохождения зaявки.

Словом, необходимо вырабатывать более прозрачный для заявителей механизм выдачи разрешений.

В данной статье мы затронули большую часть проблем телерадиовещателей, но тем не менee, не все. Завершая описание сложностей, которые возникают на пyти стремящихся поить разрешительнь е документы, мы выражаем надежды на то, что ситуация в конце концов нормaлизуетcя. Что все заинтересовaнные ведомства примут к сведению необходимость устранения названных недоработок и упyщений, а Правительство Российской Федерации будет более активно следить за этим процессом и оперативно реагировать на критику.

Тогда бюрократическая машина наладит свою работy, и сигнал эфирного телерадиовещания поступит тyда, где никогда до этого момента не принимал, а количество эфирных передатчиков и СМИ значительно вырастет и вплотную приблизится к количеству СМИ в развитых странах. И значит, в бюджеты различных уровней будет постyпать доход, а заявители станут активно работать на собственное благо и для блага населения всей Российской Федерации.

Только тогда исчезнет суровая реальность проблем телерадиовещателей, а статьи в СМИ будут посвящены исключительно положительным сторонам деятельности органов исполнительной власти в области связи и СМИ.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2005
Посещений: 11406

Статьи по теме

  Автор

А. Корнюшин

А. Корнюшин

Эксперт

Всего статей:  1

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций