В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Мартанов
Технический директор "НПО СвязьПроект''
В последнее время наметились тенденции к массовому производству качественного и оперативного контента. "Горячий контент" в свою очередь потребовал использовать специализированные мобильные комплексы для передачи отснятых материалов в телевизионные центры. Такие мобильные комплексы, называемые передвижными станциями спутниковой связи (ПССС), осуществляют сжатие передаваемых сигналов и их передачу с помощью спутника связи для дальнейшей обработки в телевизионном производстве
Два класса ПССС
На сегодняшний день технологии передачи репортажных материалов с мест событий уже сложились. Имеется ряд сформировавшихся требований к станциям, предназначенным для организации каналов передачи, их функциональным возможностям и удобству использования в тех или иных ситуациях. ПССС по устоявшейся терминологии разделяют на два класса.
1. Компактная мобильная система спутниковой связи Fly Away
Оборудование станции Fly Away размещено во влагозащитных, противоударных кофрах, обеспечивающих многократные длительные перевозки станции без повреждений любым видом транспорта. Fly Away предназначены для освещения событий, происходящих на большом удалении от места постоянного базирования станций. Кофровый вариант исполнения станции позволяет оперативно доставлять оборудование к месту трансляции самолетом или другим видом транспорта и в течение необходимого времени автономно обеспечивать канал спутниковой связи как для проведения прямых включений, так и для перегонов отснятых видеоматериалов. Минимальный комфорт журналистов и инженеров может быть обеспечен лишь посредством использования легких тентов или палаток.
Назначение: передача одной или двух телевизионных программ в стандарте MPEG-2/MPEG-4 DVB-S/ DVB-S2; прием нескольких телевизионных программ в стандарте MPEG-2/ MPEG-4 DVB-S/DVB-S2; прием обратного звукового канала из студии и организация служебной связи в различных стандартах (GSM, InmarSat, Гло-балСтар, SCPC, DVB-S/DVB-S2)
Основные характеристики и возможности: размер антенн от 0,7 до 1,8 м; SD-и HD-видео с кодированием в MPEG-2/ MPGE-4 DVB-S/DVB-S2; вес каждого кофра не превышает нормы авиаперевозок (32 кг); время развертывания станции Fly Away не более 15-30 м.
2. Передвижная телевизионная станция спутниковой связи Drive Away
Оборудование данного типа станций размещается в стойках, стационарно установленных в кузове автотранспортного средства (часто микроавтобуса или внедорожника). Высокий уровень готовности станции к работе (в отличие от варианта Fly Away, где требуется время на погрузку/разгрузку оборудования, соединение блоков, сборку и установку антенны), большая высота подвеса антенны (антенна с автоматическим электроприводом расположена на крыше автомобиля) делают сбор информации в условиях населенных пунктов и их окрестностях весьма оперативным. Естественно, что при размещении оборудования в автомобиле есть возможность заложить в конструкцию станции гораздо больше полезных для "полевого" видео производства функций, так как комплект оборудования не приходится таскать на "собственном горбу". Система строится с учетом температурных условий работы оборудования и комфорта работы инженеров и журналистов.
Назначение: передача одной или нескольких телевизионных программ в стандарте MPEG-2/MPEG-4 DVB-S/ DVB-S2; прием нескольких телевизионных программ в стандарте MPEG-2/ MPEG-4 DVB-S/DVB-S2; прием обратного звукового канала из студии, организация служебной связи в различных стандартах (GSM, InmarSat, Гло-балСтар, SCPC, DVB-S/DVB-S2).
Основные характеристики и возможности: полностью автоматическое наведение по GPS или в ручном режиме; подключение нескольких внешних источников, в том числе технологической связи; перегон видеоматериалов с различных типов носителей; большие возможности по электропитанию (один или два электрогенератора, ИБП, возможность подключения к внешним источникам электропитания); время развертывания станции Drive Away не более 3-5 м.
Каналообразующее оборудование
С целью экономии используемого частотного ресурса ИСЗ, как правило, применяется цифровой метод обработки по стандарту MPEG-2 или MPEG-4, позволяющий снизить скорость передаваемого сигнала за счет уменьшения его информационной избыточности. Результаты субъективных оценок качества изображений, проведенных представителями различных мировых телекоммуникационных компаний и экспертных групп, определили следующие оптимальные рекомендации для SNG-систем, работающих в стандарте MPEG-2: скорость потока видеоданных не менее 6 Мбит/с; режим дискретизации 4:2:0 MP&ML.
На практике операторы SNG-систем выбирают степень сжатия на основе компромисса между шириной спектра передаваемого сигнала, устойчивостью приема сигналов с ИСЗ и субъективным качеством декодированных сигналов изображения и звука.
Для сохранения качества передаваемого видеоматериала желательно полностью исключить "аналоговую среду" на всех этапах формирования сигнала. Для проведения успешных качественных трансляций с использованием многокамерных ПТС, работающих в стандарте PAL или SECAM, SNG-станцию необходимо укомплектовать соответствующими высококачественными аналого-цифровыми преобразователями.
Сегодня ведущие мировые производители оборудования MPEG-2/MPEG-4 DVB выпускают специализированное оборудование для систем SNG. В частности, компании Scopus Video Networks и Harmonic предлагают своим заказчикам профессиональное оборудование для передвижных станций.
Передвижные станции спутниковой связи от "НПО СвязьПроект"
Компания "НПО СвязьПроект" была образована около 3 лет тому назад и сразу заявила о себе как опытный специалист в области проектирования передвижных телевизионных станций различного назначения. Компанией была создана технология производства ПССС под торговой маркой "Экспресс-Р". Станции "Эк-спресс-Р" производятся в России (в Москве) в максимально сжатые сроки, обеспечивая при этом действительно профессиональный уровень качества и надежности.
Уникальность нашей работы
К преимуществам еще можно отнести тот факт, что ПССС могут быть построены как с "нуля", так и на базе существующей станции заказчика. Также по желанию заказчика специалисты компании "НПО СвязьПроект" могут взяться и за индивидуальный проект ПССС или Fly Away - станции, конфигурируя их для конкретных задач.
Все поставляемые станции имеют необходимые в эксплуатации разрешительные и регистрационные документы, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат в системе "Связь".
Компания "НПО СвязьПроект" приобрела уникальный опыт по созданию ПССС, особенно в части работы с заказчиком как на стадии проектирования, так и собственно в процессе производства.
При разработке проекта, кроме схемотехнического решения, принимаются во внимание многие на первый взгляд незаметные, но при том немаловажные факторы, например "развесовка" оборудования в автомобиле или прокладка кабельных трасс с учетом их взаимного влияния.
В процессе производства заказчик по своему желанию может присутствовать в сборочном цехе не только в заранее оговоренные моменты реализации проекта, но и на любой стадии производства. Достаточно часты случаи корректировки ТЗ на стадии реализации, так как, постепенно осознавая весь проект вживую, некоторые решения, не заложенные в ТЗ, "рождаются" сами собой.
Наши ноу-хау
Компания "НПО СвязьПроект" предлагает своим клиентам ряд уникальных решений, которые кажутся очевидными, но при том до сих пор не предложены конкурентами.
Так, система электропитания Drive Away может включать два электрогенератора, работающих или в резерве 1:1, или на сложение мощностей, для получения "общей розетки" повышенной мощности. Последний режим гораздо удобней простого распределения потребителей по генераторам, так как в момент выхода из строя одного из них достаточно лишь выключить малозначительных потребителей, чтобы уменьшить потребляемую мощность до возможностей одного генератора. Вариант одного, но более мощного генератора "идет вразрез" с концепцией резервирования 1:1. Да и понятно, что приехав на "точку", где нет стационарного электропитания, и не сумев завести генератор, можно уезжать "ни с чем". Многие заботятся только о резервировании передатчиков или кодирующего оборудования, но при этом забывают о том, что электрогенератор - наименее надежный элемент системы хотя бы потому, что содержит механические части.
Одно из других ноу-хау - распределенная двухконтурная сплит-система кондиционирования, предлагаемая "НПО СвязьПроект", наряду с обычным потолочным кондиционером. Первый контур такой системы содержит компрессор, как в обычном кондиционере, работающем от переменного или постоянного напряжения. Компрессор второго контура работает от вала двигателя автомобиля, поэтому пока Drive Away едет на "точку" жарким летним днем, можно заранее охладить оборудование до рабочей температуры. Система клапанов автоматически переключает магистрали этой сплит-системы в зависимости от работающего в данный момент компрессора, так что управление подобной системы не сложнее управления обычным кондиционером.
При необходимости организации спутниковых каналов служебной связи ПССС и центральная станция оснащаются соответствующим дополнительным каналообразующим и приемопередающим оборудованием. Для исключения возможных проблем с технической координацией (зачастую из-за отсутствия телефонной связи в местах трансляций) передвижные станции желательно комплектовать портативными спутниковыми телефонами. Это могут быть телефоны таких систем спутниковой связи, как "Инмарсат" и "ГлобалСтар".
Постоянно совершенствуясь
Компания "НПО СвязьПроект" ведет постоянный поиск и подбор нового оборудования для включения его в состав будущих ПССС. Так, на последней выставке в Амстердаме компанией Sema-tron было представлено новое семейство антенн класса Fly Away и Drive Away производства Holkirk. Эти антенны обладают малым весом и отличными характеристиками. Поскольку разработка антенн велась с нуля, то были учтены многие недостатки существующих антенн, а также требования, продиктованные эксплуатацией. Компания провела тестирование данных антенных систем и приняла решение об их использовании в составе ПССС "Экспресс-Р".
За последний год "НПО СвязьПроект" построила станции для следующих компаний: Телеканал Russia Today; Телекомпания НТВ (Москва); Телекомпания НТВ (С.-Петербург); Телекомпания НТВ (Екатеринбург); Телерадиокомпания "Казахстан"; Визком; МТРК "Мир"; Флайком; Лидер ТВ.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2007
Посещений: 18703
Автор
| |||
В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций