В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Максим Селиверстов
Стереограф, “Группа Джей Си''
Одной из основных задач разработки было создание простой, надежной системы с приемлемой стоимостью, ориентированной на российский рынок, которая имела бы все необходимые для работы функции и не уступала по своим возможностям зарубежным аналогам.
Часто такие системы называются “риг" (от англ. rig - оснастка, приспособление), то есть это специальное устройство для крепления и управления двумя камерами. Их условно можно разделить на два типа:
Вариант, разработанный в подразделении “Группы Джей Си", -универсальный, поскольку может работать в обоих режимах, охватывая максимальный диапазон стереобазы, то есть расстояния между осями объективов стереоскопической камеры. Другими словами, получился 3D-риг, созданный стерео-графами для стереографов. В разработанной конструкции, с одной стороны, учтены все необходимые для съемочного процесса моменты, с другой - она избавлена от чрезмерной перегруженности, что не только позволило значительно уменьшить вес по сравнению с зарубежными аналогами, но и значительно сократить стоимость производства. Конструкция в базовой комплектации стоит в 3-8 раз дешевле известных аналогов.
Одна из основных особенностей системы заключается в том, что состоит из нескольких условных модулей:
Такая модульность позволяет сконфигурировать риг под те задачи, которые необходимы конечному потребителю. Например, необходимо организовать съемку телевизионной 3D-nporpaммы. Съемка студийная, и хотелось бы иметь 8-10 точек для съемки. В этом случае было бы нерационально покупать только моторизированные риги и тратить лишние средства, так как статичные точки съемки могут быть укомплектованы механическими системами. Зеркальный бокс также может быть выбран в зависимости от задачи. В результате такой модульной комплектации можно обеспечить реализацию задуманного съемочного плана при минимальных затратах.
Компания планирует выпуск широкого перечня аксессуаров, которые помогут решать оператору и стереографу такую задачу, как, например, установка системы на разную операторскую технику (краны, стедикамы).
В разработанной конструкции учтены все основные требования, без которых немыслима привычная операторская работа: быстросъемные площадки с широким диапазоном смещения, фиксаторы, защелки, удобный компендиум, стандартная система крепления родсов для установки управления оптикой и т.д.
Инструменты стереографа также были основательно продуманы. Все камеры имеют линейку, по которой можно точно выставлять дистанцию от камеры до отражающей плоскости. Это пока довольно редкая, но очень важная “мелочь” в работе. На зарубежных аналогах часто приходится делать эту операцию “на глаз”: прищуриваясь, глядя на кольца объектива или какие-то другие “метки". Стереобаза также выставляется по линейке, в нашем варианте это комбинация из лазерной указки и шкалы. В моторизированной комплектации шкала заменяется датчиком. Конвергенция также выставляется по шкале и в отличие от некоторых аналогов измеряется в “честных" градусах, что гораздо удобнее, чем пересчет катетов и гипотенуз.
Максимальная стереобаза зеркального рига - 150 мм, а он же в горизонтальном исполнении имеет минимальную базу 100 мм, что позволяет избежать “мертвых зон”, то есть система охватывает диапазон стереобазы от 0 до - 400 мм без пробелов.
Диапазон камер, которые могут быть установлены на эту систему, также очень велик, могут быть использованы практически все камеры, от фотоаппаратов до RED ONE и более крупных камер. В случае избыточной нагрузки на систему модули можно заменить более мощными и, как следствие, тяжелыми.
Большая часть деталей рига выполнена из алюминиевого сплава с высоким содержанием магния, это позволило сделать конструкцию достаточно прочной и легкой одновременно.
В зависимости от комплектации вес системы, конечно, меняется, но конструкция дает возможность съемки с рук и даже установки на тяжелый стедикам.
Специалисты “Группы Джей Си", работая над системой, понимали, что одного рига будет недостаточно для полноценной работы. Поэтому на свет появилось еще несколько разработок.
3D-монитop - основное отличие от аналогичных аппаратов заключается в том, что он основан на эффекте поляризации, изображение, подаваемое на вход монитора, необязательно формировать длинной цепочкой специализированных фильтров. Любые две камеры, имеющие стандартный формат HDMI (это не единственный возможный формат), могут быть подключены к монитору независимо от того, синхронизированы они или нет. Стандартное питание 12 В, возможность крепления аккумулятора, грипповка.
Еще одно устройство - лазерные насадки. Они крепятся вместо объектива камеры и позволяют более точно настраивать систему.
Работая над разными визуальными проектами, специалистам “Группы Джей Си" не раз приходилось решать задачу уменьшения стоимости процесса съемок. Много раз приходилось снимать на DSLR-камеры (Canon 5D, 7D). Особенностью этих камер является то, что их невозможно синхронизировать, это очень сильно снижает качество стереоконтента, особенно если в кадре происходят активные действия. При попытке решить эту проблему появилась еще одна разработка - стробоскопический тестер. Это устройство, которое позволяет контролировать уровень рассинхронизации. При этом данное устройство может работать с любыми камерами, не имеющими средств для синхронизации. Это, конечно, однобокое решение, но за неимением лучшего его можно успешно использовать.
Также ведется работа над программным обеспечением, которое может помочь стереографу в его работе. Речь идет о стереокалькуляторе, который позволяет точно рассчитать параметры съемки, исходя из поставленной задачи. Данная программа будет распространяться бесплатно.
Сейчас идет работа над производственной частью системы. По истечении всего нескольких недель мы сможем опробовать и выставить на всеобщее обозрение многое из задуманного. В данный момент также идет разработка периферийных устройств, электронных узлов, которые позволят сделать работу стереографа не только более удобной, дистанционной и точной, но и даст возможность фиксировать все данные о съемках в специальный электронный журнал.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 11274
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций