Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

MAM – лоция в океане медиаданных

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

MAM – лоция в океане медиаданных

По мере того как из технологического процесса подготовки контента и его распространения уходят видеокассеты, меняется и модель работы с медиаданными. С одной стороны, работа с материалом существенно упрощается, а с другой – возникают дополнительные сложности, и они нарастают как снежный ком по мере того, как увеличивается объем исходных материалов, готовых программ, их версий для различных сред распространения и пр.
Иван Ситников
Руководитель отдела системных проектов VIDAU SYSTEMS

Работа с медиаданными и метаданными

Файлы не имеют привычной нам материальной формы. Это не кассета, которую можно взять с полки, прочитать, что написано на этикетке, а если все было сделано верно, то и просмотреть сопроводительный лист, в котором указано, что за материалы содержатся на кассете, значения временных кодов, время и дату съемки…

Конечно, можно и для каждого видеофайла создать такие листы, распечатать их на бумаге и хранить в папках. Но даже представить страшно, сколько места заняла бы вся эта “макулатура”. И сколько людей нужно было бы держать в штате, чтобы они вели учет медиаданных, следили за их перемещением из одного хранилища в другое, контролировали качество, проверяли бы наличие на вещательном сервере файлов, внесенных в расписание вещания, и т.д. К тому же всем этим людям нужно платить зарплату. Но, будучи людьми, они не застрахованы от ошибок. И чем больше объем файлов, маршрутов их перемещения, мест хранения, тем выше вероятность ошибок. С учетом того, что большинство из них проявится в эфире, нанеся ущерб рейтингу той или иной программы, репутации канала, расходы на персонал покажутся мелочью по сравнению с репутационными потерями, которые имеют вполне конкретное денежное исчисление.

Все перечисленное выше, а также многие другие проблемы и аспекты подтолкнули ряд компаний к разработке компьютерных систем, обеспечивающих работу с медиаданными и сопровождающими их метаданными в режиме полной или частичной автоматизации основных рутинных процессов. Эти системы получили название MAM, или Media Asset Management – управление медиаактивами.

Поначалу существовало деление на DAM и MAM, где первая аббревиатура обозначает Digital Asset Management. Так было “на заре” распространения этих систем, но со временем аббревиатура DAM отпала, поскольку все активы стали цифровыми. Даже те материалы, которые продолжают храниться на видеокассетах различных форматов, а порой и на кинопленке, перед вводом метаданных в современный медиакомплекс все равно проходят стадию оцифровки.

Экономия средств

Можно довольно долго рассказывать о типовой структуре MAM, достоинствах данных систем, вариантах построения технологического процесса и т.д. Но, вероятно, всю эту информацию можно найти в описании каждой конкретной системы. Технические характеристики – это важно, даже очень важно. Но это сфера ответственности технических специалистов вещательной компании, а также системного интегратора, осуществляющего развертывание системы MAM на канале.

А вот руководителей телекомпаний и производящих контент-студий, вероятно, больше заинтересуют экономические выгоды от применения систем MAM. И этих выгод, надо сказать, вполне достаточно.

Вероятно, одно из главных достоинств систем MAM состоит в том, что это “универсальные солдаты”. Они не болеют, не прогуливают, не ошибаются (будучи правильно инсталлированы, интегрированы и настроены), практически не занимают место и не требуют ежемесячной зарплаты.

Второе не менее важное достоинство заключается в том, что эффективность подготовки контента кардинально повышается. А это в итоге тоже сулит выгоду. Суть в том, что все рутинные процессы – или большинство этих процессов – выполняются автоматические и без участия человека. Иными словами, один оператор способен осуществлять контроль над операциями, которые без применения системы MAM потребовали бы наличия большого количества сотрудников.

Экономия времени

Несомненная экономия средств и времени достигается благодаря тому, что такие трудоемкие и требующие значительного времени (если выполняются вручную) операции, как описание, каталогизация, поиск, извлечение из архива и перенос данных в нужное место расположения, осуществляются буквально в мгновение ока. Больше того, правильное применение модели метаданных (описательной информации), позволяет находить материал по дате и месту его съемки, фамилии оператора, теме, ключевым словам, а также по сочетанию множества факторов.

В результате нужный материал, снятый буквально вчера или несколько лет назад, становится доступным для режиссера и продюсера очень быстро, благодаря чему можно в кратчайший срок подготовить к эфиру интересный новостной сюжет, репортаж, документальный фильм или иной материал, связанный со злободневными событиями, но требующий некоего экскурса в прошлое. А это как раз и есть извлечение максимальной выгоды из имеющегося материала, уже выходившего в эфир, но получившего вторую жизнь, а то и третью, четвертую и т.д. Что это, если не выгода? Ведь не секрет, что наибольший рейтинг получает тот телеканал, который способен максимально быстро отреагировать на горячую новость, выдать в эфир соответствующий сюжет, да еще так, чтобы зритель получил всеобъемлющую информацию о том, что предшествовало событию. Рекламодатели мгновенно реагируют на такую способность телеканала.

Удобство

Не менее важно управлять перемещением файлов между рабочими станциями, оперативным хранилищем, дисковыми подсистемами вещательных серверов и долговременным архивом. Здесь функциональность MAM трудно переоценить. Система сама, в соответствии с заданными правилами, расписаниями и запросами, организует движение материалов, обеспечив их наличие там и тогда, где и когда они нужны. Причем не только проверяется факт наличия файла, но и производится полноценный контроль соответствия его качества, формата и прочих характеристик.

В результате обеспечивается надежное, бесперебойное качественное ТВ-вещание и/или производство контента, а также многократное использование уже имеющихся медиаактивов.

Интеграция

Но все это возможно только в одном случае – когда интегратор, развертывающий систему MAM, имеет в этом деле опыт, обширные знания и крепкие связи с производителями данных систем. Ведь требуется не просто установить некую информационную систему, а четко увязать ее с уже имеющейся инфраструктурой, в которую входят различные устройства, хранилища, рабочие станции журналистов, монтажеров, режиссеров и специалистов других служб. Следует обеспечить тесную интеграцию с системой автоматизации процессов подготовки контента и его вещания. Наконец, крайне важно, проанализировав уже имеющийся рабочий процесс, правильно выбрать саму систему MAM.

Все это в полной мере способна сделать компания Vidau Systems, являющаяся, без преувеличения, пионером внедрения файловых технологических процессов на отечественном телевидении. Так, именно этот системный интегратор одним из первых инсталлировал технологические комплексы на базе технологии P2, развернул системы хранения Quantum. Кроме того, компания обладает обширной базой проектов с интегрированием в единое целое систем Avid, Apple и многих других.

VIDAU SYSTEMS MEDIA
129085 Москва,
ул. Большая Марьинская, 9,
стр. 1, офис 107
Тел.: (495) 777-7464
Факс: (495) 777-7464
Е-mail: info@vidau.ru
www.vidau-tv.ru

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2013
Посещений: 9676

  Автор

Иван Ситников

Иван Ситников

Руководитель IТ-отдела Vidau Systems

Всего статей:  5

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций