Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

HDTV:новые технологии компрессии

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

HDTV: новые технологии компрессии.

Когда мы говорим о телевидении высокой четкости (HDTV), то всегда затрагиваем такие термины, как носители, форматы записи, размер кадра, кодеки. Все эти понятия неразрывно связаны между собой, и результатом этой связи является качество получаемого изображения

Последние тенденции в развитии телерадиовещательных технологий ясно показали, что в качестве носителей видеозаписей высокой четкости все большую популярность приобретают безленточные носители (Р2-карты, диски Blu-ray, встроенные и переносные жесткие диски, флэш-карты) . Причем этот переход виден как в профессиональном сегменте, так и в области малобюджетного видеопроизводства. Преимущества технологии записи видео на флэш-карты (Р2-технология) очевидны: отсутствие механических частей, долговечность, устойчивость к вибрациям, меньшее энергопотребление и как следствие -значительно сниженные затраты на обслуживание такой техники, экономия времени при обработке отснятого материала. В сфере производства HD-контента наиболее распространенными решениями для записи двух самых популярных форматов (720р и 10801) в настоящее время являются кодеки DVCPROHD и HDV. Если сравнивать эти типы компрессии применительно к работе с камкордером, то можно выделить несколько ключевых особенностей. Как видно из сравнения, приведенного в табл. 1, HDV имеет ряд ограничений, которые связаны с тем, что этот формат был разработан для обеспечения записи HD-сигнала на miniDV-кассету. С появлением более скоростных устройств записи информации (флэш-карты, диски Blu-ray) дальнейшее использование камкордеров формата HDV будет нецелесообразным, так как они не позволяют в полной мере раскрыть возможности записи высококачественного HDTV-сигнала.

AVC - шаг в будущее

В 2003 г. благодаря совместному сотрудничеству ITU-T Video Coding Experts Group (VCEG) и ISO/IEC Moving Picture Experts Group (MPEG) была создана новая технология цифровой компрессии медиаданных - H.264/MPEG-4 или AVC (Advanced Video Codec), которая открыла огромные возможности записи и передачи HDTV-сигнала. Разработка этого кодека была вызвана необходимостью обеспечить высокое качество видео при битрейте в два раза ниже, чем у существующих стандартов записи.

Дополнительным требованием при разработке AVC была гибкость применения стандарта, то есть возможность работы с низким и высоким битрейтом, поддержка высокого и низкого разрешения картинки, совместимость с сетевыми стандартами и системами. Поэтому стандарт AVC включает в себя следующие шесть функциональных наборов (профайлов), которые используются в зависимости от конкретных задач:

  • Baseline Profile (BP) - применяется при работе с видео низкого качества при ограниченных аппаратных ресурсах, используется во время видеоконференций и в мобильных устройствах;
  • Main Profile (MP) - позиционируется как основной профайл для полупрофессиональных задач вещания и хранения, значимость этого набора уменьшилась с разработкой следующего профайла для аналогичных задач;
  • Extended Profile (XP) - имеет относительно высокую степень компрессии и используется в основном для работы с потоками видеоданных, содержит дополнительные алгоритмы для предотвращения потерь данных;
  • High Profile (HiP) - основной профайл для вещания и дискового хранения, особенно важен для телевидения высокой четкости, также принят для работы с HD DVD и Blu-ray;
  • High 10 Profile (Hi10P) - является продолжением предыдущего профайла, обеспечивает глубину сэмплирования кодированного сигнала до 10 бит;
  • High 4:2:2 Profile (Hi422P) - предназначен для приложений профессионального применения для работы с чересстрочным видеосигналом с глубиной сэмплирования 10 бит и разложением сигнала 4:2:2.

Ожидается, что в ближайшем будущем стандарт AVC будет основным, поскольку уже сейчас он достаточно широко применяется как для решения задач наземного и спутникового телевещания, так и для мобильных устройств. Об использовании AVC для наземного цифрового вещания уже заявили следующие страны:

  • Франция, где в конце 2004 г. анонсировали выбор H.264/AVC для приемников HDTV и платных цифровых наземных каналов;
  • Бразилия и Эстония, где в системах наземного вещания планируется использовать AVC для всех сервисов цифрового телевидения;
  • Южная Корея, здесь кодек будет использоваться для сервисов DMB (Digital Multimedia Broadcast);
  • Япония, где основные вещательные японские компании (NHK и Fuji Television) также будут использовать H.264/AVC в мобильном сегменте наземного вещания.

Цифровое спутниковое телевидение и сервисы на основе AVC будут использоваться в следующих телекомпаниях: "НТВ Плюс" в России, DirecTV и Dish Network в США, Euro1080 в Европе, Premiere в Германии, SkyHD в Великобритании и Ирландии, Sky Italia в Италии, SVT HD в Швеции.

AVCHD - новые возможности

11 мая 2006 г. корпорация Matsushita Electric Industrial Co. Ltd, известная по брэнду Panasonic, и компания Sony анонсировали формат записи для новых HD-камкодеров - AVCHD. Этот формат предназначается для записи видео высокой четкости в режимах 720р и 1080i на такие носители, как перезаписываемые DVD-диски (8 см), жесткие диски и карты памяти SD и Memory Stick Pro, и позиционируется как альтернатива существующим форматам DV и HDV в сфере малобюджетного видеопроизводства.

Созданный на базе технологии компрессии H.264/MPEG-4 формат AVCHD является гораздо более эффективным по сравнению с MPEG-2, используемым в камкордерах формата HDV. Формат AVCHD одновременно обеспечивает лучшее качество видеосигнала, менее требователен к процессу хранения данных. Помимо этого в AVCHD есть возможность произвольного доступа к отснятому материалу. Запись аудио в кодеке осуществляется при помощи кодеков АС-3 или Linear PCM. Также важно отметить, что, в отличие от форматов HD-DVD и Blu-Ray, кодек AVCHD способен работать с уже повсеместно распространенными и известными на рынке носителями.

Основные технические данные формата AVCHD представлены в табл. 2.

Что касается новых HD-камкордеров на основе кодека AVCHD, то в ноябре 2006 г. Panasonic анонсировал две новые бюджетные модели: HDC-SD1 и HDC-DX1. В первой модели в качестве носителя используется карта памяти SD, во второй - DVD-диск. В табл. 3 приведена информация по приблизительному времени записи видео на карты памяти в зависимости от емкости карты и режима записи (используемого битрейта) для камеры HDC-SD1.

Оба камкордера записывают видеосигнал в формате 1080i и поддерживают запись объемного звука Dolby Digital 5.1, имеют встроенный HDMI-интерфейс.

В ближайшем будущем компания Panasonic анонсирует профессиональную модель камкордера на SD-картах - AG-HSC1E. Эта модель, как и бюджетная HDC-SD1, будет записывать видео в формате AVCHD, причем в двух режимах: 1080i и 720р; также она будет иметь улучшенную цветопередачу благодаря использованию различных типов гамма-кривых. Помимо этого, в комплект поставки будет включен портативный жесткий диск для копирования записанных материалов с SD-карты.

О поддержке формата AVCHD в ближайшем будущем уже заявили следующие компании - разработчики программного обеспечения: Adobe System, Inc.; Canopus Co., Ltd; ArcSoft, Inc; Cyber-Link Corporation; Focus Enhancements, Inc; Inter Video, Inc.; Nero AG; Pixela Corporation; Ulead Systems, Inc.

В линейку профессионального оборудования AVCHD от Panasonic также будет включено многозадачное устройство, обладающее такими функциями, как воспроизведение с SD-карт, предварительный просмотр отснятого материала, конверсия между форматами AVCHD и DVCPROHD, передача сигнала по интерфейсам HD SDI и IEEE1394.

AVC-Intra - для настоящих профессионалов

Если мы говорим о профессиональной записи форматов высокой четкости на карты памяти, в частности в технологии P2HD, то запись осуществляется с использованием кодека DVCPROHD, поток данных в котором составляет 100 Мбит/с. На сегодняшний день это один из самых высококачественных кодеков для создания HD-контента. Появление новой технологии сжатия H.264/MPEG-4 позволило создать новый, более совершенный кодек AVC-lntra для записи видео высокой четкости на твердотельные носители. Разработанный компанией Panasonic кодек AVC-Intra обеспечивает внутрикадровую компрессию сигнала с глубиной 10 бит и с битрейтом почти в два раза ниже. Тем самым время записи на Р2-карту увеличивается практически вдвое без потерь качества. AVC-lntra будет работать в двух режимах: 100 Мбит/с - для обеспечения высочайшего качества сигнала и 50 Мбит/с - при создании высококачественных HDTV-npo-грамм с эффективным использованием носителей (Р2-карт). Качество видео при записи с потоком 50 Мбит/с будет примерно таким же, как и при работе уже с cуществующим кодеком DVCPROHD.

Выпуск кодека начнется летом 2007 г. в виде дополнительных плат расширения для уже существующих Р2НО-камкордеров AJ-HPX2000/2100 и для новых моделей AG-HPX300 и AG-HPX500. Изначально камкордеры Panasonic линейки P2HD работают в формате DVCPROHD, но если пользователям необходимо перейти на формат AVC-lntra, то достаточно будет приобрести аппаратное решение в виде дополнительной платы. Сейчас в HD, так же как и в стандартном разрешении, можно будет выбирать поток записи и требуемое качество сигнала. Например, при работе с кодеком AVC-lntra с потоком 50 Мбит/с на пять Р2-карт общей емкостью 40 Гбайт можно будет записать до 80 мин. видео в формате 720/60р или 1080/50i, что в сравнении с DVCPROHD в два раза больше, причем качество останется таким же высоким за счет использования новой технологии H.264/MPEG-4.

Таким образом, компания Panasonic предоставляет широкий выбор форматов высокой четкости, которые позволят оптимально использовать емкость твердотельных носителей (Р2-карт) в зависимости от задач видеопроизводства, будь то съемки кино для показа в обычных и цифровых кинотеатрах или создание HDTV-программ для наземного и спутникового вещания.

Информацию об официальных партнерах Panasonic вы можете найти на наших сайтах: http://broadcast.panasonic-solutions.ru/ http://cinema.panasonic-solutions.ru/

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 17772

Статьи по теме

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций