В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Эдуард Сагалаев
Президент Национальной ассоциации телерадиовещания
В отрасли телерадиовещания Эдуард Михайлович Сагалаев работает с 1975 г. занимал руководящие постыв молодежных редакциях Гостелерадио СССР, работал главным редактором радиостанции "Юность",молодежной редакции ЦТ, являлся создателем и ведущим программы "12-й этаж" и одним из руководителей программы "Взгляд", возглавлял Главную редакцию информации ЦТ, вел еженедельную программу "Семь дней".
Э.М. Сагалаев – председатель Союза журналистов СССР, сопредседатель Международной комиссии по политике радио и телевидения ("Комиссия Картера – Сагалаева"), президент Международной конфедерации журналистских союзов. В 1991–1992 гг. работал генеральным директором ГТРК "Останкино".
В 1992 г. создал Московскую независимую вещательную корпорацию МНВК и возглавил первый в России частный телеканал "ТВ-6 Москва". С 1995 г. – он является президентом
Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). Кроме этого он – член Федеральной конкурсной комиссии (ФКК)и Международной академии телевизионных искусств и наук (IATAS),действительный член Международной академии информатизации,сопредседатель Совета Ассоциаций медийной индустрии (САМИ), член правления Фонда "Академия российского телевидения",член Индустриального комитета СМИ
– Эдуард Михайлович, с чем было связано создание Национальной ассоциации телерадиовещателей 10 лет назад? На какие этапы Вы могли бы разделить развитие этой организации и как могли бы их охарактеризовать? Какую роль сыграла ассоциация в развитии российского телерадиовещания?
– Это сегодня, спустя 10 лет, Национальная ассоциация телерадиовещателей превратилась в мощное профессиональное объединение, с мнением которого считаются российские власти, отечественные и зарубежные вещатели. А в середине 1990-х гг. на российском рынке электронных СМИ ситуация склaдывалась довольно непростaя.
Только начинавший набирать обороты рынок еще не был консолидированным, хотя телевизионный бизнес в своем новом качестве уже зарождался.
Вещатели бyквально на ходу осваивали рыночные механизмы; одновременно шел интенсивный процесс создания частных телерадиокомпаний и формирования телевизионных сетей. И у телекомпаний то и дело возникало немало типологически общих проблем (например, в сфере лицензирования, налогообложения), которые каждый вещатель пытался решать самостоятельно. Отношения с операторами связи, службами
Госсвязьнадзора, госорганами тоже склaдывались непросто. Тогда-то и возникла идея создания профессионального объединения, которое взяло бы на себя функцию представительства интересов вещательного сообщества.
Так, в 1995 r. была создана НАТ - Национальная ассоциация телевещателей, учредителями которой выступили 43 телекомпании, включая каналы ТВ-6 и НТВ, а также их партнеры и участники сетей - региональные телеканалы. И то, что телевизионный бизнес смог осознать преимущества корпоративного союза, свидетельствовало o начале нового этапа в развитии российского телевидения. Кстати, я был не единственным, кто понимал необходимость создания этого профессионального объединения. Была поддержка вещателей, иначе ничего 6ы не вышло.
На первом yчредительном съезде НАТ был принят Устав, где главным пунктом стало решение o том, что телекомпании, y которых нет лицензии на вещание, не могут стать членами Ассоциации. Этот момент был принципиальным и решающим для постепенного формирования правового поля в отрасли. А уже в 1996 г. численность членов Ассоциации увеличилась вдвое. Тогда в состав НАТ входили 86 теле-компаний, в числе которых были и ведущие национальные каналы: ОРТ, ВГТРК, НТВ, ТВ-6, 2х2, "Петербург - 5-й канал", МТК, а также региональные и местные телекомпании, представляющие все регионы России. B 1996 r., всего спустя год после образования НАТ, было принято и другое, по сути, эпохальное решение: о проведении в Москве ежегодной Международной выставки вещательного оборудования "Теlе-Radio Broadcast Ехро'97" и Международного конгресса НАТ. Реализация этого решения стала еще одним поворотным этапом в развитии российской отрасли телерадиовещания. Многолетний опыт, полученный Ассоциацией в связи с проведением экспозиции, подвел нас сегодня к следующему шагу: в 2004 г. возникла выставка "NATEXPO", полностью российский выставочный проект.
Серьезными новациями в жизни вещательного сообщества был отмечен 1998 г. Скажу только о главном. Национальнaя ассоциация телевещателей преобразовывается в Национальнyю ассоциацию телерадиовещателей, a ее состав увеличивается на 40%. B итоге членами НАТ становятся 219 телекомпаний, чья суммарная доля зрительской аудитории страны составляет более 85%. Одновременно в НАТ создаются новые секции: рaдиовещания, кабельногo ТВ и MMDS, ассоциированных членов.
Сегодня это крупнейшее профессиональное объединение в России, в которое входят 534 организации: федеральные телеканалы, крупнейшие телесети, региональные телерадиокомпании всех субъектов РФ, вещательные компании стрaн ближнего и дальнего зарубежья, производители программного продyкта, компании-интеграторы профессионального вещательного оборудовaния, учебные заведения, готовящие профессиональные кадры для ТВ и РВ, многие другие структуры, деятельность которых связана c телерaдиовещaнием. Несомненно, эти количественные показатели свидетельствуют o неоспоримом признании Него корпоративного союза как среди вещателей, тaк и по всей вертикали влacти. Но вaжно то, что без участия НАТ не принимается сегодня ни одного решения, касающегося развития oтрacли.
– Кaк пpедставлено региональное телерадиовещание в НАТ? Каким образом НАТ взаимодействует с регионaми?
– Московские компании составляют менее 1/3 в НАТ, всего 49 телерадиокомпаний и 108 ассоциированных членов. Остальные же 2/3 Ассоциации представлены членами из регионов.
При наличии Интернета (а все члены Ассоциации имеют собственные сайты и электронную почтy) процесс взаимодействия с регионами особых сложностей не вызывает. Это позволяет быстро и продуктивно общаться, вести деловую переписку c членами правления НАТ (многие из них – региональные представители), решать самые непростые вопросы относительно дальнейших шагов. Мы приложили немало усилий, чтобы все телерадиокомпании обзавелись электронными порталами, сайтами, а затем даже провели конкурс "Лyчший Интернет-портал". Это был целый этап в жизни Ассоциации. Но, конечно, виртуальным общением дело не ограничивалось.
С самого начала НАТ оказывала содействие региональным вещателям, проводила многочисленные тематические встречи, семинары, симпозиумы, предоставляла консультационные услуги по самым разным вопросам. Серьезной помощью регионам стало создание в рамках Ассоциации Общественного совета юристов, консультирующего по самому широкому спектру правовых вопросов, а также Общественного совета социологов, взявшего на себя задачу проведения экспертиз социологических исследований аудитории, оказания информационной, консультационной и практической помощи телекомпаниям.
Эти два общественных направления были созданы в 1998 г. A годом раньше, в 1997 г., Ассоциация начала выпускать Информационный бюллетень, где содержится информация о ее текущей деятельности, материалы o законодательных актах в сфере СМИ, сведения o технике и технологиях вещательного оборудования,даннье о меропpиятиях, представляющих интерес для вещателей.
Многие представители регионов стали выступать на его Страх, возникла многосторонняя дискуссия по самым разным проблемам отрасли, наиболее сложные из которых выносились на Международный конгресс НАТ.
Конечно, большая часть мероприятий, на которые съезжались регионами, проводилacь в столице, но нередко и предстaвители Исполнительной дирекции
НАТ отправлялись в регионы для участия в локальных или кустовых мероприятиях, нaпример, в самых разных тематических форумах, конкурсах, конференциях. 3a 10 лет деятельности НАТ подобных мероприятий прошло множество.
– Кaкие основные проблемы сегодня стоят перед российскими телерадиовещателями и кaк Ассоциация помогает своим членaм пpеодолевать их? Какие обществениые стpyктypы создaны Ассоциацией и в каких целях?
– Сегодня российской отрасли телерадиовещания предстоит разрешить множество проблем: перевод аналогового вещания на цифровую платформу накладывает серьезные обязательства на все профессиональное сообщество. И в числе приоритетов - создание нормативно-правовой базы, адекватной требованиям информационного общества. Именно поэтому нынешней осенью в рамках НАТ были созданы две важные структyры: Технологический комитет и Экспертный совет НАТ по лицензированию телерадиовещания. Эти два подразделения займутся решением наиболее актуальных проблем как в технологической сфере, так и в области лицензирования. Технологический комитет займется разработкой рекомендаций для телерадиокомпаний по таким направлениям, как Вещие посредством наземных, спутниковых и кабельных систем или иных средств связи; поэтапный переход нa цифровое вещие и внедрение телевидения высокой чeткости; архивирование прогрaмм; применение стартов или рекомендаций международных оргaнизаций. Экспертный совет будeт оказывать помощь в вопросах совершенствования механизма лицензирования цифрового (мультиплексного) вещания, Интернeта и мобильного вещания. Понятно, что тyт будут затрагиваться вопросы продления срока действия лицензии на вещание, программной концепции кaнaлов, речь пойдет и о пролонгации и аннулировании лицензии, а также o процедyре лицензирования вещaния в новых условиях в целом. Проблема эта сложи, дискуссия ведется продуктивная.
Созданию Экспертного совета НАТ по лицензированию телерадиовещания предшествовал целый ряд событии: общественные слyшания по проблемам законности и гласности лицензирования телерадиовещания, конференция "Цифровaя Россия сегодня и завтра" в Ханты-Мансийске, поездка в Лондон руководителей телерадиокомпаний – членов НАТ и сотрудников Росохранкультуры на семинар "Практика лицензирования в Великобритании", а также несколько рабочих встреч между представителями НАТ и Росохранкультуры.
Кроме того, долгие годы при НАТ существует "Товарищество ветеранов телевидения и радио", объединяющее творческих сотрудников, проработавших в системе телевидения и радио не менее 25 лет. Основная цель этого подразделения - оказание социальной, финансовой, организационной помощи ветеранам, создание условий для их вовлечения в общественную и культурнyю жизнь, укрепление и развитие деловых и профессиональных связей междy поколениями, сохранение интеллектyального и творческого наследия телерадиожурналистов.
– НАТ проводит различные конкурсы. Каковы их цели, пo каким критериям оцениваются номинанты?
– Проведение конкурсов - одно из важных направлений деятельности НАТ. Кстати, чаще всего в них заинтересованы и принимают участие именно региональные члены Ассоциации. Особо популярен конкурс "Лyчшaя телекомпания года", который мы проводим с 1997 г., а в 2000 г. мы организовали конкурс "Лyчшaя радиостанция года".
Три года назад НАТ объявила o принципиально новом конкурсе - "Лучший социальный проект". Он ориентирован на решение общенациональных проблем - речь идет о ликвидации наркомании, СПИДа, преступности и обсуждении вопросов экологии в рамках города, то есть o молодежных и благотворительных проектах, реализуемых в регионах.
В нынешнем, юбилейном для нас году мы организовали еще ряд новых конкурсов - "ТВ о ТВ", который посвящен лучшему сюжету из жизни телевидения; "Ценный кадр", в рамках которого присуждается звание лyчшегo технического специалиста компании - члена НАТ. Но, пожалуй, главным проектом 2005 г. можно считать учреждение премии "10 мега-звезд". Совсем недавно эта премия впервые была вручена дecяти выдающимся топ-менеджерам, которые внесли значительный вклад в развитие российской отрасли телерaдиовещaния.
Вы на телевидении с 1975 г., перед Вами прошла практически вся история современного телерадиовещания. Скажите, кaким Вам видится будyщее электронных СМИ?
– В связи с переходом на цифровые технологии сейчас идет серьезнaя реструктуризация всей мировой отрасли вещания. Ее реформирование ведется в технологической, экономической, профессиональной, культурной сферах. В целом, российские электронные СМИ развиваются в русле этик многосторонних и многосложных процессов. Однако наиболее актyальной проблемой сегодня, на мой взгляд, является создание компетентных профессиональных кадров для обновленной индустрии телерадиовещания в России. Моя мечта - создать при НАТ Высшую школу телевизионного менеджмента (ВШТМ), чтобы лидеры нашей индустрии, такие, как Эрнст, Добродеев, Роднянский, Акопов, имеющие колоссальный опыт практической работы, могли научить молодое поколение телерадиовещателей менеджменту. Причем, первые шаги в этом направлении НАТ уж делает в рамках абсолютно нового проекта "ДекаНАТ", введенного в 2005 г., который ориентирован на общение региональных менеджеров c руководителями федеральных ТВ, министрами, известными политиками.
Формат этик встреч непринужденный, общение ведется в рамках делового ланча,позволяющего решать самые принципиальные вопросы. Этой осенью прошли две такие встречи - с Константином Эрнстом и Олегом Добродеевым. Их основная цель - в непринужденной обстановке повысить профессионaльный уровень региональных топ-менеджеров. Этот проект мы реализуем совместно с нижегородским Центром "Практика", который возглавляет Нина Зверева.
– Кaкие пpоблемы возникaют сегодня при внедрении новых тexнологий в телерадиовещание?
– Россия сейчас стоит на пороге научно-технической революции, связанной с внедрением цифровых технологий в сфере телерадиовещания. Уже сейчас ясно, что экспериментальными площадками для их внедрения в 2006 r. станут Ханты-Мансийский автономный округ и республика Мордовия. Однако переходу от аналогового вещания к цифровому сопутствует немало проблем как организационного,экономического, таки технологического характера. Эти проблемы, как правило, связаны с выбором стратегии реформирования отрасли, оптимальной для населения страны. Например, как принимать цифровой сигнал на телевизионные приемники старого поколения? Смогут ли малообеспеченные слои населения воспользоваться цифровыми приставками, set-top-Ьох? Кстати, именно эти вопросы подробно обсуждались во время недавней международной конференции в Ханты-Мансийске "Цифровая Россия сегодня и завтра", поднимались они и на IХ
Международном конгрессе НАТ. Этот социальный срез перехода на цифровые технологии нашел отражение и в проекте Федеральной целевой программы, где записано, что мало-обеспеченным слоям населения цифровые приставки будут предоставлены в первую очередь.
- Возможно ли создание общественного телевидения в той или иной форме в нашей стpaне?
Создание общественного телевидения подробно обсуждается в профессиональном сообществе, но его реализация связана c материальными возможностями телевизионной аудитории, которой фактически является все население нашей страны. Безусловно, и в
России в перспективе появится канал общественного телевидения, но для его возникновения должны сложиться необходимые условия.
– Вы вошли в состав членов Общественной палаты России. Будете ли Вы, работая в ней, отстать интересы телерадиовещателей?
– Понятно, что для меня, кaк для президента Национальной ассоциации телерадиовещателей, представляющего интересы профессионального сообщества, вопросы динамичного рaзвития электронныx СМИ, отрасли телерадиовещания в целом являются приоритeтными. И, работая в Общественной палате, я будy содействовать поиску консенсуса междy предстaвителями профессионального цеха и российским обществом. Но основная функция Общественной пaлаты, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наладить продуктивный диалог между российским обществом и телевидением кaк самым массовым электронным СМИ. Обмен мнением в этой сфере - процесс естественный, он необходим как потребителям рьшочного продyкта, в данном случае телевизионного, так и его производителям. Подобный диалог ведется в любой цивилизованной стране. В Великобритании, например, есть институт омбудсменов - это специально созданный коллектив людей, пользующихся в обществе уважением, которые рассматривают жалобы телезрителей, предпринимают определенные шаги для нивелирования особо конфликтных ситyаций, содействуют разработке нормативно-правовых положений в области вещания, которые социально значимы для населения страны. Поэтому речь в данном слyчае не идет 06 увольнении телевизионных начальников или отстранении от эфира неугодных вещих, а о том, чтобы общественное мнение было услышано представителями электронных СМИ, принято к сведению.
В России Общественная палата только начинает рабoтать, и, думаю, ее деятельность принесет несомненную пользу, особенно на этапе реформирования российской индyстрии телерадиовещания в связи с переходом на цифровые технологии.
Беседу вел Сергей Телековский
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2005
Посещений: 12935
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций