Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IPTV: TV или IP?

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IPTV: TV или IP?


Игорь Масленников
Президент компании CTI

С развитием широкополосного доступа и появлением все новых и новых IP-сервисов традиционные рынки (такие, как рынок связи, развлечений и массовой информации) сталкиваются с различными проблемами и вынуждены существенно перестраивать свои бизнес-модели. Одним из наиболее заметных участников этого процесса становится недавно появившийся рынок IPTV, который явно не намерен ограничиваться воспроизведением набора услуг, привычных пользователям платного телевидения. Что можно ожидать в ближайшие годы от развития IPTV, что общего между ним и "обычным" телевидением и чем они друг от друга будут отличаться?

На эти и другие вопросы редакции журнала "Broadcasting" отвечает ведущий эксперт в области IP-коммуникаций Игорь Масленников, президент компании CTI

— В чем Вы видите основные преимущества IPTV перед другими технологиями доставки ТВ-сигнала?

— Подобное сравнение провести сложно, так как преимущества IPTV лежат совсем в другой плоскости. Смысл IPTV не в воспроизведении существующих телевизионных бизнес-моделей — эфирного, кабельного или спутникового телевидения, а в возможности строить новые бизнес-модели за счет: а) "врожденной" интерактивности IPTV и б) интеграции различных информационно-коммуникационно-образовательно-развлекательных услуг на базе IP-технологий.

"Врожденная" интерактивность IPTV означает, что практически впервые у "медийщиков", то есть тех, кто создает и распространяет контент, появляется возможность не только знать, кто, что и когда смотрит (этой возможности в "традиционном" телевидении нет, и она сама по себе дорогого стоит), но и взаимодействовать с абонентами в реальном времени, реагируя на их поведение (переключение ТВ-каналов, выбор пунктов меню на экране телевизора, время просмотра фильмов или прослушивания музыки, голосования и т.д.). Сравните сегодняшнюю процедуру голосования на телевидении, когда нужно или звонить по определенному номеру телефону, или посылать SMS, чтобы выразить свое мнение, и процедуру голосования в IPTV, когда абонент голосует просто нажатием одной кнопки на пульте дистанционного управления.

Интеграция услуг означает, что с появлением и развитием IPTV появляется возможность рассматривать телевизор не как "ящик", показывающий фиксированный набор ТВ-программ, а как "живое окно" в мир, как медиа, информационный и коммуникационный центр, как "компьютер", а не как "телевизор". Интерактивные информационные сервисы — справки, погода, расписания — то, что сегодня потребляется либо через телефон, либо через компьютер, может быть доступно на телевизионном экране. Даже Интернет-серфинг, просмотр сайтов в Интернете, становится возможным с распространением HD-телевизоров.

Превращение телевизора в экран видеотелефона также становится возможным с добавлением видеокамеры, либо интегрированной в STB, либо внешней; вывод на экран телевизора номера звонящего абонента (АОН), журнала звонков и даже функций управления телефонной связью не является проблемой. Также благодаря IPTV становятся доступными функции видеомониторинга различных частных и общественных объектов: от дверного видеоглазка двери в квартиру до перекрестков, через которые предстоит ехать на работу. Таких примеров уже сейчас можно привести множество, а что будет придумано в ближайшие годы — сложно даже вообразить. Одно лишь можно сказать определенно: нас ждет много интересного и неожиданного.

— В чем перспективность IPTV для оператора связи?

— Все больше операторов отказываются от планов развития своей TDM-инфраструктуры и строят планы перевода ее на IP. Появились совершенно новые виды операторского бизнеса, количество их стремительно растет. Разработчики и производители телекоммуникационного оборудования также год от года наращивают долю IP-решений в своем портфеле и сокращают или вовсе прекращают разработки в области традиционной телефонии. Все большее значение для операторов связи приобретают вопросы построения эффективных инновационных сервисов средствами IP-технологий. Сегодня на слуху такие понятия и аббревиатуры, как SIP, FMC, IMS, IPTV — то, что трудно было представить себе еще несколько лет назад. На одном поле сегодня играют и традиционные операторы связи, и операторы мобильных сетей, и операторы сетей кабельного телевидения, и альтернативные операторы, и провайдеры Интернет и разнообразные ASP (Application Service Providers). Операторы вынуждены становиться мультисервисными, то есть предоставлять своим абонентам широкий спектр разнообразных услуг, в отличие от прошлых лет, когда действовал принцип "одна услуга — одна сеть": для телефонной услуги — телефонная сеть, для телевидения — сеть телевизионная, для радио — сеть радиовещания, для передачи данных — сеть передачи данных и т.д.

В IP-сетях база единой транспортной инфраструктуры может интегрировать все виды приложений в единую сервис-ориентированную операторскую платформу, которая позволит обеспечить не только традиционный просмотр ТВ-каналов и голосовую связь с хорошим уровнем качества, но и внедрять совершенно новые услуги. Комбинация же услуг, их пакетизация, особенно если эти услуги "цепляются" друг за друга, очень эффективно привязывает абонента к оператору, повышает ARPU и увеличивает лояльность абонентов. Примером такой комбинации услуг может служить интеграция голосовых услуг (телефонии) с IPTV, видеотелефония: адресная книжка на экране телевизора, всплывающее окно с номером или именем звонящего (АОН) на экране телевизора с автоматической записью телепередачи на время разговора, что, безусловно, удобно для абонента.

В последнее время все больше операторов приходят к пониманию того, что в современном мире объектом продажи становится уже не собственно трафик и каналы связи, а услуги, порождающие трафик. То есть услуги в IP-сетях отделились от транспорта, от самой сети. Правда, к несчастью для операторов, это поняли и владельцы Интернет-сервисов, и теперь главный, по-моему, вопрос для операторов: смогут ли они что-то противопоставить Интернет-сервисам в борьбе за внимание и деньги абонентов? Если есть Skype, то зачем нужен телефон? Если есть YouTube и CorbinaTV, зачем нужно телевидение; если есть Google mail, то зачем нужен почтовый ящик у своего оператора? Эффективность глобальных специализированных Интернет-сервисов должна быть явно выше, чем "доморощенных" операторских аналогов.

Единственное, по-моему, серьезное преимущество у операторов в этой борьбе — это то, что они своих абонентов знают "в лицо". Поскольку их абоненты подключены к ним физически, то у операторов есть, по крайней мере, теоретически, возможность гораздо более персонализированно работать со своей абонентской базой, к тому же еще с учетом тонких местных особенностей: состава семьи, места их обитания или работы, окружающей инфраструктуры жизнеобеспечения (магазинов, ресторанов, химчисток, транспорта и т.д.). И именно в IPTV эти тонкие механизмы могут оказаться очень эффективными. Но это требует серьезной перестройки внутренних механизмов и бизнес-процессов операторов.

Как будет развиваться это противостояние, мы увидим в ближайшее время, в течение года-двух.

— Как зарабатывают на IР-услугах?

— Смотря кто зарабатывает... Кто-то (и таких пока большинство), если доступ в Интернет предлагается как IP-услуга, продает мегабайты трафика и ширину полосы. Кто-то за рабатывает на IP-транзите телефонного трафика. Кто-то предлагает абонентские голосовые сервисы на базе IP. Кто-то занимается IPTV: транслирует теле- и радиоканалы, предлагает фильмы и музыку. Кто-то строит сервисы на стыке сетей фиксированной или мобильной связи. Кто-то продает рингтоны и заставки для сотовых телефонов, и это уже IP-технологии. А кто-то предлагает бесплатные Интернет-сервисы, а деньги зарабатывает на рекламе, связанной с этими сервисами, и неплохие деньги, надо сказать! Google -отличный пример. Или еще один хороший пример: когда итальянский оператор FastWeb, пионер IPTV, начал предоставлять услуги видеотелефонии, тут же возник рынок видеоприветствий для автоответчиков. Кто угодно мог придумать и записать интересный видеоролик, положить его на сервер FastWeb - и если ролик оказывался востребованным, то есть популярным, его начинали продавать за деньги, деля доход между автором и FastWeb. Таким образом, сегодня для получения дохода часто бывает нужна креативность, умение нешаблонно мыслить.

— Что является сейчас основной проблемой развития IPTV в России?

— Слабая распространенность широкополосного IP-доступа и неразвитость сервисной сферы российской экономики вообще. Современная экономика — это, прежде всего, экономика услуг, а не товаров. В России это пока еще не так. Нет культуры, привычки потребления платных услуг. То ли из-за низкой платежеспособности населения и соответственно низкого спроса, то ли из-за историко-культурного наследия. Это хорошо видно, кстати, на примере развития платного телевидения в России: общее количество абонентов различных типов платного телевидения в России (спутникового, кабельного) очень мало по сравнению с развитыми странами. Другая, менее значительняая проблема, однако общая для всего мира, а не только для России — серьезные технико-организационные трудности на пути реального внедрения IPTV (не строительства пилотных зон и опытных полигонов, а именно внедрения в коммерческую эксплуатацию). Понятно, что системная сложность IPTV очень велика и многие проблемы в IPTV являются комплексными, лежащими на разных уровнях сети, они незнакомы пока операторам и абонентам. Как и IP-телефония десять лет назад, телефонный трафик, попавший в IP-сети, вызвал проблемы, доселе неизвестные ни телефонистам, ни специалистам в IP-сетях, не имевшим до этого опыта работы с трафиком реального времени. Но обе эти проблемы, точнее, их решение — это лишь вопрос времени, что не может не вселять оптимизм по поводу развития IPTV в России.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2006
Посещений: 15111

Статьи по теме

  Автор

Игорь Масленников

Игорь Масленников

Президент компании CTI

Всего статей:  5

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций